Пост он покинул, понятно, заместителя губернатора. С остальным пока не очень ясно, хотя вот соседствовать тоже, скорее всего, некоторое время не будут.
Понятно? Не какой-нибудь Веркин там или даже Гепфнер, а Си-ва-ков. Сам!
Он не был каким-то символом «движения вперед», он и есть это Движение. Или был? Что же будет с уничтоженными рынками и перекроенной 85 раз транспортной схемой, которую хоть никто и в глаза не видел, но она исправно приносит(ла?) капусту? Кто будет форсайтить стартапы и редизайнить все новые концепты еще более серых типовых киосков?
«Сан Саныч», а он сам себя так называл, не просто улетел, не пообещав вернуться, а сделал это в режиме «ооо-пляяя»! Вот только-только проводил совещание, нарезал команды, звонок — и полный вам Au revoir!
Именно так, ведь запомнился нам персонаж как самый настоящий гасконец.
Предлагаем читателям освежить память и осознать, какого масштаба потеря нас настигла.
Клинцовский Д`Артаньян
9 февраля главный редактор портала Oblvesti.ru Дмитрий Бессонов отправил Сивакову письмо с предложением пообщаться в формате интервью. Интереса к нашему посланию Александр Александрович не проявил. А жаль, поскольку от этого уже наш интерес к данному персонажу суровой волгоградской действительности только возрос. И мы приступили к его внимательному изучению — сквозь призму великого произведения Дюма.
«Молодой человек… Постараемся набросать его портрет»
Qui êtes-vous, M. Sivakov?
Вопрос не праздный.
Мы уверены, что для жителей области важно знать, что собой представляет и как формировалась личность, играющая ключевую роль в распределении финансовых потоков в нашем регионе.
Александр Александрович Сиваков, которому в этом году стукнет сорок пять, родился, вырос и состоялся в городе Клинцы, своего рода брянской Гаскони. Закончил Брянскую государственную сельхозакадемию, получил диплом экономиста по аграрным вопросам. Аграрием, однако, так и не стал. Экономическое образование будущий мушкетер Бочарова применял в совершенно иной сфере. В начале пути Сиваков состоялся как предприниматель. Формально бывший, а как на самом деле — покажет история.
Коллеги из v1.ru слегка преувеличили, написав, что в конце апреля 2015-го первый вице-мэр Волгограда Сиваков оставался ИП-шником в родных Клинцах. Это ИП было закрыто 2 марта, а в действительности на пост первого заместителя главы городской администрации Сиваков был назначен 20 февраля. То есть, слегка нарушил. Но слегка ли?
Ведь тем же февралем был датирован, например, госконтракт ИП Сивакова в Брянске (к слову, мы ничего не знаем о наличии в Волгоградской-то области практики заключения госконтарктов с ИП). Предмет контракта — сдача в аренду региональному отделению Фонда социального страхования нежилого помещения. Сумма контракта — 323 тысячи 81 рубль. На тот момент Сиваков был директором волгоградского ООО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» и готовился перейти на повышение в мэрию.
Вообще, и это отмечают все, Сиваков не столько коммерсант, сколько предприниматель. В том смысле, что чрезвычайно предприимчивый. Начиная с конца 90-х и вплоть до 2015 года, когда Сиваков уже был полноправным волгоградцем, а точнее — латошинцем, он владел и управлял полутора десятками предприятий.
Названия ООО-шек вроде «ЦифраСити», «Сотовик-М», «Союз», «Пирамида» или даже ООО «Центральная гостиница «Уют» вряд ли о чем-то поведают даже жителям Клинцов. Однако, помимо «союзов-пирамид», в истории жизни Александра Сивакова было ООО «Три Медведя». И вот тут, дорогие товарищи, коленкор совершенно другой.
Дело в том, что именно эта структура, и с точки зрения клинцовцев-то неоднозначная, для Волгограда стала просто фатальной, потому как сейчас судьбы нашего региона вершат выходцы из этого ООО. Которое, если вы не знали, вообще-то кафе. Или, как говорят земляки Сивакова — злачное место, печально известное по разборкам криминальных авторитетов.
Да, заместитель губернатора Бочарова вышел из состава учредителей этого общества в 2015 году. Но. Но там работают Сиваков Андрей Александрович и Сивакова Ирина Владимировна. А еще работали такие граждане, как Алексей Мацепуро и Юлия Москаленко. О них, впрочем, чуть позже. Кстати, «Три медведя» успешно сдают помещения в субаренду кому? А Брянскому отделению Фонда социального страхования. Где-то мы уже это слышали. Совпадение? Бывает же!
Добавим в портрет клинцовского Д`Артаньяна дерзких красок. Не каждый рискнет назвать фирму «Ёстрой». А он смог. Именно так называется еще одно ООО, которым владел Сиваков. Кстати, это его единственная структура с раскрытой отчетностью. Оне, знаете ли строют. Но как-то странно строют.
Для строительной фирмы 7,5 млн рублей выручки, да еще и с небольшими убытками – не так уж, чтобы солидно. Впрочем, об общем размере бизнеса Сивакова можно только догадываться. Но он достаточен для того, чтобы и сегодня, спустя два года после переезда на волжские берега, слыть в Клинцах хозяином города. Ведь по декларации за 2015 год Сиваков стал самым богатым чиновником Волгоградской области. Это было до того, как Александр Александрович принялся резвиться в ранее нашем городе. Теперь уже — в городе Героя.
«Неопытный человек мог бы принять его за пустившегося в путь фермерского сына, если бы не длинная шпага на кожаной портупее»
Чем занимался Сиваков в Клинцах? Портал «Брянские новости» не только живописует подробности управления тем же легендарным кафе «Три медведя», но и заявляет со ссылкой на группу жителей Клинцов: «отметился Сиваков в нашем городе и как организатор вооруженного рейдерского захвата в 2008 году МУП «Книги». Данным фактом занимались правоохранительные структуры, но тогда Сивакову удалось избежать наказания». Публикации несколько лет, она многократно растиражирована в том числе и волгоградскими СМИ, но Сиваков за опровержением или в суд не обращался. Понимайте, как хотите.
Кстати, про суды. В качестве индивидуального предпринимателя Александр Александрович участвовал в тяжбах так часто, как будто это было его хобби. Свыше десятка раз судился он в Брянском арбитраже. И знаете, что? Будущий повелитель волгоградской экономики практиковал иски против государственных и муниципальных структур.
В числе оппонентов Сивакова фигурировали: комитет по имуществу и в целом мэрия Клинцов, комитет земельных ресурсов Брянской области, департамент природных ресурсов и экологии Брянской области и так далее. Во всех случаях Сиваков вышел из споров победителем. Вернее, как правило, противная сторона сама «признавала свою неправоту». Фантастика? Отнюдь.
Вот один из примеров. Тогда фирма коммерсанта Сивакова изуродовала узнаваемое в городе место. В процессе А09-1513/2012, например, комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области и Госстройинспекция области «добровольно» отказались от иска, хотя предметом тяжбы было ни много ни мало, а признание права собственности на одно из исторических зданий.
Спустя какое-то время уже волгоградский арбитраж попадет под магию клинцовского экономиста. Чем еще объяснить, что на процессах по темам, которые курирует Сиваков, везет почему-то именно ему? Исключительно стечением обстоятельств, рискнем предположить. И еще одно совпадение. Уже тогда и в Клинцах, и в Брянске открыто говорили, что Сиваков – «ближайший друг Бочарова». Того самого, который прошел тернистый путь от вице-губернатора, потом депутата Госдумы, а позже главного федерального инспектора в Брянской области до губернатора многострадальной Волгоградской земли.
«Во-первых, вы гасконец»
Что это за Клинцы вообще такие? Родной городок Сивакова населяют 62 тысячи человек. За пределами Волгоградской и Брянской областей о нем решительно ничего не известно. Разве что кто-то вычитает, что именно оттуда родом защитник баскетбольной сборной России Виталий Фридзон.
Между тем, прямо сейчас городом, который, как шутят в Брянске, входит в состав Волгоградской области, руководят сити-менеджер и глава, которые на двоих заработали за год 55 миллионов рублей. Наш собеседник в брянском штабе ОНФ уверенно называет этих уважаемых граждан «партнерами Сивакова».
В Брянске уверены, что Сиваков и его товарищи не придумали ничего нового. Схемы «сравнительно честного» обогащения близостью к управленческим постам в Клинцах отработали так называемые «беляши» — кличка от имени Алексея Белаша, бывшего главы администрации Клинцов. Кстати, во времена властвования «беляшей» Сиваков был депутатам городской Думы и, вполне себе, членом «команды».
Но в определенный момент, подобно Д`Артаньяну, получившему от отца шпагу, коня, рецепт бальзама, пятнадцать экю и письмо к Де Тревилю, после чего рванувшему в Париж, Сиваков подбил свои бабки и перебрался в Москву.
«А я, — воскликнул Д’Артаньян, — не позволю вам смеяться, когда я этого не желаю!»
Чем конкретно Сиваков занимался в Москве — мы доподлинно не знаем. Слухов масса, но сбор слухов – не наш путь. Поговорим о фактах. А вот они говорят о том, что длинная ниточка, связывающая Сивакова с высокопоставленным земелей по фамилии Бочаров с 2004 года, логично привела его в Волгоград.
Туда, где в 2014 году воцарился Андрей Иванович Бочаров. В регион «федерального значения» Александр Александрович прибыл не один, а с еще одним клинцовским товарищем и деловым партнером Александром Бондаренко.
Поначалу на назначение Сивакова директором ИВЦ ЖКХ не особо и обратили внимания. Пока элиты не прознали, что заезжий коммерсант в элитном коттеджном поселке Латошинка выкупил большой участок земли. Злые языки говорили, что там же обосновался и губернатор. Намного позже – в ноябре 2016 года – трагикомический случай помог выяснить, что языки не очень-то и злые. Оказалось, что губернатор действительно живет в Латошинке, в доме бывшего депутат областной Думы Павла Башелутскова.
Сразу распространилась информация, что «частное лицо», у которого губернатор «арендует дом на летний период», это и есть Сиваков. Эти предположения никто не пытался опровергнуть. Зато спустя пару недель Сиваков из вице-мэра становится вице-губернатором – по экономическому развитию. Еще раз. Губернатор живет в доме у к тому времени уже вице-мэра Волгограда Сивакова. Спустя несколько месяцев Сиваков становится замом губернатора и председателем комитета экономики области. «Тысяча чертей! А не коррупция ли это?!» — впору воскликнуть и Королю, и Кардиналу.
Самое время воскликнуть, чего уж там.
Между тем, экономическое развитие «Сиваков-стайл» действительно пошло, как водится, вперед. Но в такой перед, местонахождение которого известно только самому Сивакову и его патрону.
Сегодня в качестве заместителя Бочарова Сиваков курирует сферу транспорта, где, на уровне города, проведена настоящая экономическая революция. Авторы для простоты и по привычке из 90-х называют ее «схемой». Недавно выяснилось, что «схема» эта, пусть и не существующая в природе, очень жива и подвижна.
Если же объяснить ее на пальцах (точнее — на распальцовках) смысл будет такой – наплевав на интересы Волгограда, на наших глазах создается монополист, который зовется «Волгоградский автобусный парк». В угоду ему уничтожают маршрутки, закрывают троллейбусы. Скоро, очевидно, придет пора и муниципальных автобусов.
Знаете, почему мы можем это предполагать с долей уверенности, близкой к ста процентам? Потому, что с июня 2015 года муниципальным автобусным предприятием Волгограда (ПАТП-7) руководит молодой человек по имени Алексей Мацепуро. Ему нет и тридцати, вся его биография — это срочная в армии, год работы в МВД и пять лет карьеры в ООО «Три медведя» из города Клинцы. Откуда сам Мацепуро родом.
Родом из Клинцов и один из самых значимых волгоградских инвесторов. Это Юлия Сергеевна Москаленко. Девица эта, даром, что на днях отметит 29-летие, уже успела стать совладельцем и оператором крупнейших «частно-государственных» проектов в нашем регионе.
Наши коллеги из портала «Волга-Каспий» провели журналистское расследование и утверждают, что Юлия Москаленко не просто землячка Сивакова, а бывший сотрудник ООО «Три медведя». Кузница кадров просто. И все, как один — предприимчивые, только в путь.
Вот, например, оставив родные Клинцы, Юлия Сергеевна перебралась в Москву. Там учредила ООО «ОПТОВИК» и ООО «СК ГРУПП», заработав за год всего 168 тысяч рублей. По нашим сведениям, в 2015-м Москаленко даже закладывала в банк автомобиль Wolkswagen Tiguan.
Судя по всему, Юлина тачка была из чистого золота с бриллиантовой инкрустацией. А как иначе объяснить, что примерно в это время ее дела резко рванули в гору. Москаленко учреждает строительную фирму «ФОРТИС ГРУПП», которая, если верить инвестиционному порталу (он, кстати, курируется комитетом сиваковского развития экономики Волгоградской области), заключает договор с мэрией на комплексное освоение застроенных территорий Советского и Центрального районов города, предполагающих строительство новых жилых домов вместо ветхого жилого фонда за госсчет.
Согласно инвестиционному плану, «ФОРТИС ГРУПП» должна будет вложить в эту реновацию больше миллиарда рублей. Юлия же Москаленко в качестве директора и соучредителя ООО «Фортривьера» покупает за 20 миллионов рублей (!) санаторий «Дубовка». И самое главное – в январе текущего года Юлия Сергеевна получает 30 % того самого «Волгоградского автобусного парка».
Откуда у Юлии Москаленко, меньше года назад выкупившей свое авто из залога, огромные средства на все эти инвестпроекты, мы можем только догадываться.
Сам Александр Сиваков уже пытался комментировать часть информации, не упомянув, правда, фамилию своей землячки и бывшей подчиненной. Он заявил об ошибке и «человеческом факторе» и мы знаем этот фактор. Человек слаб. Попробовав делать большие деньги из воздуха один раз, остановиться потом, наверное, очень трудно. Но вопросы только накапливаются. Наша редакция их уже поставила, с ними же выступают и некоторые депутаты областной Думы.
А господину Сивакову с его закадычным соседом лучше не тянуть с ответом, потому как задать их могут специально обученные люди.
P.S.
Чудно наблюдать за встречами с волгоградскими предпринимателями, которых Сиваков же и его подручные лишают шансов вести хотя бы мелкий бизнес. Удовольствие особое. Он смотрит сквозь них своими стеклянными глазами и говорит: «ну что вы (нудите, словно не договаривает он), мы же не можем запретить инвестору привозить автобусы, например. Вам же никто не запрещает участвовать. Основания общие».
«Это же рынок, кто предложит условия лучше, тот и победит», — так вещает зам по экономике и успешный домовладелец. Условия лучше, чем у вас, Александр Александрович, трудно себе представить. Только это не имеет отношения к бизнесу и рынку. Скоро вы узнаете, как это правильно называется.
«Черт бы побрал этих гасконцев! — все же пробормотал он. — Посадите-ка его на этого оранжевого коня, и пусть убирается».
* Сколько точно региону стоила деятельность Сан Саныча, сейчас устанавливают компетентные товарищи.
Редакция портала Oblvesti.ru