Конечно, речь не о живом человеке и Герое России Андрее Бочарове. И даже не о чиновнике категории «А» с теми же выходными данными. Я говорю об образе, который сложился стихийно, но 4 года отчаянно поддерживался, в том числе и нами – жителями многострадального региона федерального значения. Уж больно хотелось «наведения порядка во всех сферах». Очень хотелось.
Но, то ли хотелось, как-то не так, то ли часть желавших порядка держала пальцы крестиком. В общем, вместо порядка мы получили дикую охоту «совершенно понятных», которые, не стесняясь, считают регион своими угодьями, а нас с вами – дичью-с.
При этом, вот уже четвёртый год риторика Бочарова не меняется, он на своей волне вещает, что вот-вот начнётся для всех счастливая житуха, потому, как он всё правильно задумал «ещё в четырнадцатом году».
Начало 2019 года даже самых упёртых последователей «бочаровщины» заставило снять розовые очки. И стало понятным, что «счастливая житуха» не начнётся. Выстроенная из травы и палок, легенда треснула под давлением фактов.
Менее чем через месяц федеральное правительство представит предложения по «развитию системы мотивации должностных лиц субъектов РФ». На основании критериев оценки губернаторов, которые собственноручно изменил Президент России. Вероятно, посчитав, что 24 критерия много – дай Бог, чтобы эти персонажи хотя бы 15 выполнили.
А давайте-ка примерим «Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации», или в политологическом просторечии «Губернаторские пятнашки», на Андрея нашего Иваныча.
- Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации)
Тут, конечно, можно много философствовать на тему критериев оценки. В некоторых рейтингах Бочаров и вовсе чуть ли не последний. Но это же не народ, как уверяют специально обученные предыдущими губернаторами аненалитьлики , а купленные – «подкупленные зловредные эксперты».
Вот только тема такая, что результаты – даже официальных соцопросов по региону — закрыты, хотя, по-честному, секретом они не являются. Потому, что либо социологи, которые обрабатывают данные, либо интервьюеры, которые беседуют с народом – местные. Так и уходит информация и в устном, и в печатном виде от разного рода институтов в массы. Короче говоря, не радужные для действующей власти результаты у этих опросов, а по динамике просто катастрофические.
А как в Волгоградской области относятся к Владимиру Владимировичу Путину? С надеждой. Только на него и уповаем. Больше не на кого. Хотя, стараниями команды движенцев, через негативное восприятие деятельности предводителя «совершенно понятных», рейтинг Президента в регионе не просто снижается, но и прямо коррелирует с несущимся под горку рейтингом Бочарова.
- Число высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики
А вот тут данные открытые. Можете проверить в разделе «Макроэкономика» на Росстате. В 2013 году, когда в Волгоградской области лютовало движение назад, таких рабочих мест было 273 500. По итогам 2015 показатель сократился до 253 900, а к началу 2018 осталось уже 241 300. Если вспомнить, что в 2018 комплексная братва развернулась не на шутку, ко всему прочему, ещё и навострившись уничтожить крупнейший в России комбинат спецсталей, то этот показатель будет падать и дальше.
- Численность занятых в сегменте малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей
Тут тоже всё просто. По сведениям на 10 декабря 2018 года таких работников в Волгоградской области 198 900. При том, что в начале года их было 206 000.
То есть минус 7 000 за 11 месяцев.
- Производительность труда в базовых несырьевых отраслях, индекс
Тут важно, конечно, как будут считать. Вообще, производительность труда в Волгоградской области растёт примерно теми же темпами, что и по стране. Но если из нашей статистики исключить НПЗ «ЛУКОЙЛа» и связанные с ним предприятия, которые формально учтены как обрабатывающие (не сырьевые), то картина будет гораздо менее оптимистичной.
- Реальная среднемесячная заработная плата работников
В 2018 году зарплата за минусом инфляции по данным Росстата выросла – второй раз за 4 года и 8 месяцев «движения вперёд». Рост её (данные за 10 месяцев) составил 3,7%. Однако реальные денежные доходы снизились на 2,9 %, а реально располагаемые на 3,8 %. Областная столица, город-миллионник по зарплатам находится на 59 месте. Волгоградцам едва хватает на самое необходимое.
- Объём инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и средств федерального бюджета, в реальном выражении, индекс
Ужасный, хотя и ожидаемый провал. По итогам 9 месяцев отставание к 2017 году составило почти 20 % . Самый высокий уровень инвестиций, кстати, был в 2015 году. А показатель в правительстве будут считать от базового значения среднего за 2015–2017 гг.
- Уровень бедности.
Тут тоже можно тоже рассуждать и грустно иронизировать, но ведь Правительство этого делать не будет, правда?
По официальным данным к концу 2017 года в Волгоградской области 234 800 жителей находилось за чертой бедности. Это на 9 000 меньше, чем за 2015 год. Вроде ничего, да? Но для сравнения в Астраханской области за тот же период бедных стало на 40 000 меньше.
- Общая продолжительность жизни
Статистика как бы и неплохая: в среднем, ожидаемая продолжительность жизни в Волгоградской области выше среднероссийской. Она превышает 73 года.
При этом регион стабильно стареет. Молодёжь покидает область. Ну, а старики демонстрируют подлинно сталинградский характер, выживая, вопреки платёжкам за услуги ЖКХ, которые доводят до сердечных приступов наших, гораздо более молодых земляков.
- Естественный прирост населения, чел
Прироста нет, и не предвидится. Волгоградская область умирает. Вместе с жителями. И довольно стремительно. В регионе федерального значения смертность на треть опережает рождаемость.
Суммарный коэффициент рождаемости в Волгоградской области в 2018 году упал до 9,4(на тысячу жителей). В 2014 было 11,5. С соседями и вовсе сравнивать не стоит. Не только в Ростовской, но даже в Астраханской области с начала нулевых коэффициент никогда не опускался ниже 12.
Да, общее количество жителей Волгоградской области на 1 декабря 2018 года 2 509 000 человек. Но 1 апреля 2014 года их было 2 581 000. Приобретя Андрея Ивановича, мы потеряли примерно два Урюпинска. Или почти половину Центрального района Волгограда. Не слишком ли дорогая цена за сомнительную привилегию эксклюзивного прослушивания странных сказок?
Пункты 10 и 11 можно объединить.
Это «Количество семей, улучшивших жилищные условия» и «Уровень доступности жилья для жителей субъекта РФ».
По поводу доступности есть официальные данные. В последнем исследовании РИА-рейтинг на эту тему у Волгоградской области 36 место. По этим данным, на жильё — при крайней экономии — можно скопить чуть больше, чем за 5 лет. Тут, конечно, можно позанудствовать, указав, например, что доступность считается исходя из средней зарплаты минус прожиточный минимум, что не больно-то корректно по многим причинам. Среднюю зарплату получает мало кто, а вот «минимум» устанавливают, иногда даже трошки сокращая, всё те же совершенно понятные товарищи. Ну это ладно. В 2014 году в рейтинге доступности Волгоградская область была тридцать первой.
Правда тут придётся уточнить, что доступность эта крайне условная – с учётом покупки на вторичном рынке. Нового жилья в регионе строится очень мало. Ввод вдвое меньше, чем в среднем по стране, причём многоквартирных домов – эх,… Ну вы поняли.
- Доля городов (населённых пунктов) с благоприятной городской средой
То, что Андрей Иванович и его сторонники очень любят что-нибудь поблагоустраивать – факт печально известный. Как правило, на практике это сводится к значительным тратам с не очевидным результатом. Очевидно только, что благоустройство это приводит к вырубке, как фрагментарных деревьев, так и целых парков. Что там в итоге получится на Набережной, например, можно только догадываться. Но благоприятной средой это могут назвать только люди достаточно специфического склада ума.
- Качество окружающей среды
Тоже, прямо скажем, показатель не безусловный. Зависит от того, как будут мерить. И кто.
Главное, чтобы не по тратам. Ведь опыт Волгоградской области показывает, что «вложения» в экологические программы порой приводят к разрушению этой самой экологии.
- Уровень образованности
Как будут оценивать этот показатель, пока тоже никто не говорил.
Но судя по тому, что, например, культурой руководит человек, получивший высшее образование на пятом десятке жизни, будучи уже депутатом областной думы – образованность широких слоёв населения растёть, мать его так! Опять же, у нас стоматолог отвечает за экономику, а десантник за цифровое, например, телевидение.
Поживём-увидим, короче говоря.
- Доля автомобильных дорог регионального значения и агломераций с учётом загруженности, соответствующих нормативным требованиям
Последние официальные данные на этот счёт относятся к концу 2016 года. Тогда 62,5 % не соответствовало.
То, что мнение о состоянии дорог и качестве работ на них у Андрея Ивановича здорово расходится с фактами – не новость.
Вот как-то так.
Подытожу.
В сухом остатке получается, что из 15 показателей особо уверенно похвалить эпоху «движения вперёд», хотя бы по одному пункту, сложно. А вот данные, подтверждающие упадок и деградацию, очевидны сразу по нескольким.
Вначале я уже упомянул хорошие новости. Их есть ещё! Умные люди говорят, что в этом году в отставку отправят 12 губернаторов, а некоторых даже посадят. Может быть это и есть та самая «мотивация», что разрабатывают в Москве?
С Новым счастьем, Андрей Иванович.
Дмитрий Бессонов
PS
Предновогодние приветы от разного рода инстанций, организаций, обеспокоенных онанимных граждан, возмущённых потоками домыслов и лжы – услышаны и приняты во внимание.