Современный Волгоград – вполне благоустроенный город, в котором тесно переплетены сталинградское наследие и царицынское. Город-герой – это не только Мамаев курган, с которым ассоциируется регион, но и ряд других не менее значимых мест, которые будут интересны как многочисленным туристам, так и местным жителям.
Историк, экскурсовод Антон Абрамов поделился подборкой мест, которые он рекомендует к посещению. Военная история города, однозначно, заслуживает особого внимания.
— Каждый человек, который приезжает в Волгоград, хочет посетить Мамаев курган. Однако заслугой экскурсоводов, которые считают себя профессионалами, является не только организация экскурсии по главной высоте России, — отмечает Абрамов. – На Мамаевом кургане сделано всё для того, чтобы люди прочувствовали историю, понимали её. Там не нужно создавать никакие дополнительные образы.
Также широко известен и музей-заповедник «Сталинградская битва», расположенная рядом мельница Гергардта, дом Павлова. Безусловно, это всё обязательно к посещению, но есть и ряд других мест в городе-герое, которые овеяны боевой славой.
— Многие экскурсоводы забывают помимо дома Павлова, вспомнить про дом Заболотного. Дом Заболотного — это брат-близнец дом Павлова. Очень интересная, драматичная история получается, если Дом Заболотного подключить к рассказу. Или, к примеру, можно много рассказывать про «Молочный дом», который сейчас является Домом офицеров. Таких мест, где мы можем воссоздавать ту самую реальность 1942 года, достаточно, — рассуждает историк.
Но, по мнению Антона Абрамова, есть в городе такие места, где историю воссоздавать и не нужно, потому что пространство – это и есть сама история. Взять к примеру «Остров Людникова». Войну там помнит всё — даже жилые помещения, которые были сделаны царицынским артиллерийским заводом, в разгар уже первой мировой войны при поддержке английского завода Виккерса. Постройки сохранили послесталинградский вид, там даже видны отверстия от пуль, при этом люди живут в этих местах. Остров Людникова, это место, где чувствуется особая связь с теми самыми бойцами, которые сражались и за центр города, и за завод Баррикады.
Другими местами, заслуживающими внимания, является сталинградский элеватор, памятник морякам-североморцам. Историк отмечает, что об этой истории не говорили после Великой Отечественной войны, морпехов не прославляли так же, как и бойцов дома Павлова. Но в 1972 году справедливость восторжествовала — памятник североморцам появился у нашего элеватора.
Ещё один любопытный объект – завод «Волгограднефтемаш». По плану он должен был запускаться в третьем квартале 1941 года. Завод предназначался для производства крекингового оборудования. Гонка грязной нефти в отдельные фракции была очень нужна стране, так как СССР сильно нуждался в горюче-смазочных материалах. Таких заводов было несколько, в основном они были на Кавказе. В Сталинграде завод планировали запустить осенью, но началась война и экстренно завод решено было запустить раньше. Это позволяло развивать и все остальные отрасли военные промышленности, потому что без горюче-смазочных материалов танки воевать не могут. Во время Великой Отечественной войны под открытым небом, в ещё не отстроенных цехах, завод выпускал бронеколпаки для оборонительных рубежей Сталинграда. а В 1944 году здесь изготовляли уже первые буровые вышки.
Находясь рядом с площадью Чекистов, стоит обратить внимание на памятник собакам– истребителям танков. Примечателен факт, что собаки только в Сталинградской битве, помогали фронтовикам на поле боя. Антон Абрамов рассказывает, что в специальных рюкзачках — вьюках — было от 4 до 8 килограмм тротила. Обучали собак так — под танк клали еду, и собака, тем самым привыкала к раскатам артиллерийского грома, переставала бояться залпа орудий и стрельбы. Естественно, когда уже нужно было идти в атаку, собака не подозревала то, что с ней произойдет. 20-й особый отдельной отряд собак-истребителей танков – это часть важного прошлого.
Вся история Сталинграда привлекательна, и действительно удивительна. Интересна история и дореволюционная.
— Впечатляет, что у нас есть уникальные артефакты дореволюционной жизни, даже, несмотря на то, что 91% жилого фонда был уничтожен, потери оцениваются свыше 900 млн рублей до финансовой реформы 1960 года. Тем не менее, зацарицынская часть города, то есть ворошиловский район, сохранила интереснейшие здания, — комментирует Абрамов. В частности, это дом купца Шлыкова 1862 года постройки. В 1910 году он стал четвертой женской гимназией. Сейчас — это казачий театр. Или взять хотя бы здание бывшего филиала архитектурно-строительного университета, оно тоже интересно. В целом, улица Академическая — это то место, где можно осуществить царицынский променад, окунуться в атмосферу Царицына и насладиться тем самым общим видом. Это место невероятно перспективное при должном финансировании, оно будет очень серьёзной локальной точкой, даже претендует на звание «Старый город». Возможно, это именно то пространство, где мы будем ощущать себя в том самом Царицине, который и создавался уже со времен Екатерины Великой, когда он стал городом.
Безусловно, интересные локации в Волгограде связаны с теми постройкам, которые отражают ту или иную эпоху. Мы много знаем про послевоенный Царицын, но про довоенный — не так значительно. Тем не менее, по той же улице Рабоче–Крестьянской можно отметить дом грузчиков 1934 года, а также дом речников. Это были общежития для соответствующих профессий, но сталинский ампир придавал постройкам интересный лоск.
Не стоит забывать и про Сарепту. Сталинград был уничтожен во время битвы, но при этом сохранился быт немецких колонистов 1800-х годов. Сарептский пряник, кстати, кому-то кажется даже вкуснее легендарного тульского.
История современного Волгоград связана со строительством отдельных парков, отдельных зон. В частности, это благоустроенная пойма реки Царицы. Уникальна и набережная, которая возводилась ещё в Сталинграде, но её обновление связано с Волгоградом. Интересен и амфитеатр, который возведён рядом с бронекатером БК-31.