«Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты. Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?».
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Бензин ваш – идеи наши
Прологом к этому материалу стала новость о том, что волгоградский филиал компании «АльфаСтрахование» подписал контракт на 1 млн. рублей на ОСАГО для автопарка ПАО «Волгоградоблэлектро» (ВОЭ).
Молодой журналист, получивший задание написать об этой сделке, решил углубиться в материал по-взрослому. «ВОЭ – организация серьёзная, на сто процентов принадлежащая администрации области. Стопудово, она и ранее страховала свой автопарк. Интересно, а насколько он внушительный, автопарк этот?» – так подумал юный журналист и, ведомый ощущением сенсации, забурился в документы.
И не прогадал.
Из вполне открытых данных он узнал много чего интересного. Так, согласно опубликованному на портале «Волгоградоблэлектро» договору №1855090G00067 (был ли он подписан, нам неизвестно) от октября 2018 г., в списке страхуемых автомобилей почти 300 позиций. Помимо спецтехники, вроде бурильно-крановых установок, есть и легковушки. Немало отечественных, представленных, например «Ладой Ларгус». Есть парочка «Рено Сандеро», с десяток «Тойот Камри» и один недешёвый внедорожник – «Инфинити QX-56». Есть и другая хорошая иномарка – «Киа Кворис». Это представительский седан 2015-го года выпуска с 334 «лошадьми» под капотом. VIN-номер — XWELW413BG0000427, используемый госномер – А 014 МК регион 134.
Что такое АМК (особенно МК!!!), можем только гадать, а вот 014, подсказывают коллеги, это день рождения (14 октября) губернатора нашей области Андрея Ивановича Бочарова. В материалах нескольких СМИ этот автомобиль прямо упоминался как транспортное средство, используемое для передвижений высшего должностного лица области. Что, кстати, вообще не секрет. Выходящим из «корейца» Бочарова видели многократно и разные люди.
Любопытно вот что: больше чем за два года до того, как ВОЭ собиралось застраховать машину, ГБУ «Исполнительная дирекция Волгоградской области» провела конкурс на покупку видеорегистраторов для двух «Киа Кворис» – один из них как раз тот самый, принадлежащий энергетикам. Ремонтирует и обслуживает автомобили она же – Исполнительная дирекция, называемая иногда просто гаражом обладминистрации. В нынешнем году на обслуживание только губернаторских машин потратили миллион рублей. Так же было и в 2017-м.
Юный журналист впечатлился и стал рыть дальше.
Полный вперёд
«– Мошенники! А вот я вас сейчас под показательный подведу! Под статью!
Совслуж вздрагивал, индифферентно оправлял на себе поясок с серебряным набором, каким обычно украшали сбрую ломовых лошадей, и, делая вид, что крики относятся не к нему, ускорял шаг. Но мстительный Козлевич продолжал ехать рядом и дразнил врага монотонным чтением карманного уголовного требника: «присвоение должностным лицом денег, ценностей или иного имущества, находящегося в его ведении в силу его служебного положения, карается!…»
Совслуж трусливо убегал, высоко подкидывая зад, сплющенный от долгого сидения на конторском табурете».
(И.Ильф, Е.Петров, «Двенадцать стульев»)
Обыватель из числа капслужащих АВО, отвечающих за работы по осветлению и ретушированию образа губернатора, возмутится: ну а чего цепляетесь? ПАО «Волгоградоблэлектро» принадлежит администрации регионе (комитету имущества), гараж тоже её. Всё в один карман, всё ровно.
Всё, но не совсем. Дело в том, что система устроена так, что даже передача степлера из одного комитета АВО в другой должна оформляться соответствующими постановлениями, распоряжениями и актами.
Речь всё-таки о коммерческой компании, причём работающей в регулируемой отрасли. Мы сейчас не про ЗАО «Ленина, 9», если вы не поняли. Мы про ВОЭ, работу которого мы с вами, дорогие читатели, финансируем из своих карманов, оплачивая счета за свет или присоединение к их сетям наших дач и теплиц.
В открытой отчётности ПАО «Волгоградоблэлектро» нам не удалось обнаружить сведений о передаче автомобиля на баланс гаража администрации. Если мы ошиблись, то приносим извинения и готовы к уточнениям как со стороны заинтересованных лиц, так и просто сведущих.
Зато нашли много прочего интересного. Например, механизм, каким под управление ВОЭ попала «Волгоградская ГРЭС». Сейчас ей обещают светлое инвестиционное будущее.
Да и вообще, надо отметить, с приходом к управлению регионом Андрея Ивановича Бочарова «Волгоградоблэлектро» резко улучшил финансовые показатели.
Так, в 2014-м темпы роста прибыли составили 196,9% (то есть, почти втрое). А в 2015-м на 19,3% скакнула выручка. При росте объёма передачи энергии всего на 1,6%. В 2013 году недостаток оборотных средств в балансе составлял 57 млн рублей, а к 2017 году уже зафиксирован избыток – на 133 млн. рублей.
Общая выручка компании в 2013-м составляла 1,8 млрд рублей, а в 2018-м почти достигла 2,9 млрд. В нынешней экономической ситуации таким темпам роста можно только позавидовать. И вспомнить, что почти все поступления ВОЭ — это платежи населения. Ну и плата граждан и бизнеса за подключение к электросети. Прочие услуги, как видно из отчётности энергетиков, приносят деньги в рамках статпогрешности. Так, в 2015 году из выручки в 2,2 млрд только 83 млн — это обслуживание и продажа счётчиков, выполнение муниципальных подрядов и т.п.
Совпадение ли или нет, но руководит ВОЭ Александр Воцко, окончивший Рязанское высшее десантное училище в 1991 году – одновременно с Андреем Ивановичем Бочаровым.
И вот интересное: ГБУ «Исполнительная дирекция Волгоградской области» (гаражом, проще говоря) руководит Сергей Владимирович Воцко – родной брат «электрического» Александра.
Тут и начинаются уже конкретные вопросы. Поскольку все они довольно серьёзные, мы будем специально их выделять и нумеровать.
Эти же вопросы редакция отдельно направит прокурору Волгоградской области и руководителю пресс-службы губернатора А.С. Бондаренко. Конечно, у нас уже есть весьма специфический опыт взаимодействия с последним гражданином. Но тут, как говорится, нужно не прекращать пытаться.
Раз.
Дело в том, что любому журналисту, пишущему о жизни и деятельности Бочарова, известно, что «Кворисов» у него как минимум два. Про первый вы уже знаете, а второй приобретала государственная сеть аптек «Волгофарм». У неё, кстати, дела не так блестящи, как у энергетиков. Так, по итогам 2017 года выручка упала (несмотря на рост цен на лекарства и включение бывших муниципальных аптек в состав «Волгофарма») на 8%, а прибыль — на 52%. Ходили слухи, что такие результаты связаны с нестерпимым зудом по части очередной попытки вывести сеть на предпродажную подготовку. Потенциальный покупатель перестал быть в сделке заинтересован и официальные показатели государственной сети потихоньку поползли вверх.
Интересно, что гендиректором «Волгофарма» трудится Елена Бахина. По совместительству супруга вице-губернатора и ещё одного антикризисного десантника Валерия Бахина. Того самого, что создавал в администрации Бочарова новую систему закупок. Благодаря которой, например, очень удобно кормить пациентов больниц и детей. Вопрос качества в таких случаях может уходить на второй план.
Отсюда следует первый и второй вопросы: 1. На балансе какой организации и на каком основании в настоящее время находятся эти автомобили, а также кому они конкретно принадлежат? 2. Кто является материально ответственным лицом, отвечающим за указанные выше автомобили?
Два.
Если автомобили принадлежат ВОЭ и «Волгофарму», то для выполнения каких конкретно задач в рамках деятельности этих компаний они привлекаются? Если автомобили принадлежат ВОЭ и «Волгофарму» лишь формально, то не является ли это нарушением не только внутренних нормативных документов этих компаний, но и федерального законодательства?
Вот 273-ФЗ говорит нам, что коррупция — это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
А буквально накануне еще и пленум Верховного суда РФ принял поправки в свое постановление 2013 года «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Теперь в качестве взятки могут выступать не только денежные средства, но и электронная валюта и любые услуги. «Российская газета» пишет, к слову.
Мы никого не обвиняем. Мы приводим открытые данные и задаём вопросы там, где данных не хватает.
Следующих вопрос: Не является ли использование бюджетных средств или средств предприятий на ремонт и содержание этих автомобилей нецелевым использованием ресурсов?
Три.
Сперва вспомним.
«Продолжается взаимодействие коррумпированных представителей власти разного уровня с криминальными авторитетами и не совсем порядочным бизнесом», – говорил Андрей Иванович Бочаров на второй год своей работы в регионе. Такая откровенность, как известно, обернулась знаменитым покушением. Пока компетентные органы расследуют запутанное дело по статье теракт, зададимся вопросом:
Обеспечена ли безопасность главы региона, на которого покушались вроде бы уже не один раз, при передвижении на автомобилях с неясным правовым статусом? Как именно?
Согласитесь, интерес не праздный. Это же наш избранный глава региона. Мы возлагаем на него надежды. Каждый свои, что называется.
Ещё в 2012-м году Владимир Владимирович Путин призвал общественные и правозащитные организации, а также СМИ«реагировать на каждый известный им факт попытки чиновников воспользоваться служебным положением».
Похоже, только что СМИ и остаётся реагировать. Общественность у нас вышколена. Многие ещё надеются на Общероссийский народный фронт. Есть там активисты умные, да поступки смелые. Только вот сопредседателем штаба в Волгоградской области трудится (на общественных началах) Александр Владимирович Воцко…
Отдел микроэкономики второй пятилетки
фото V1