Не только мы писали об открытом письме к Андрею нашему Ивановичу Бочарову. Любимый тысячами зрителей, прославленный коллектив (не весь, но, по крайней мере, существенная его часть – Oblvesti.ru), обратился к губернатору с призывом, не допускающим двойного толкования и от того особенно пугающим- «Не дайте разрушить театр».
Если вы этого ещё не сделали – прочитайте это письмо. В нём отражены все проблемы театра «как производственного, так и морального характера».
Как думаете, ответил Андрей Иваныч?
«Повышение динамики»
Ответил. В установленные законом сроки. Но не сам.
Письмецо прилетело от ординарца Александра Владимировича Оси… А нет, простите. Всё-таки за Владимиром Попковым официально закреплён иной статус: заместитель Губернатора Волгоградской области — председатель комитета культуры Волгоградской области. В коротком тексте ответа актёришкам отражен, как мне кажется, максимальный градус презрения автора и к конкретному театру, и к вверенному товарищу Попкову направлению, то есть, к культурке.
Судите сами.
Сперва на листочке, подписанном «Заместитель Губернатора Волгоградской области», сообщается, что комитетом прям по поручению губернатора коллективное обращение НЭТовцев рассмотрено.
Готовы?
«По результатам обращения сообщаем, что Театр (не обольщайтесь, никакого особого уважения в этой прописной «Т» нет. В тексте с большой буквы выведены и «Комитет» и даже «Заместитель» — Oblvesti.ru) является одним из ведущих учреждений культуры в регионе и осуществляет свою деятельность по организации зрелищных мероприятий в целях обеспечения удовлетворения потребности граждан в театральном искусстве в рамках государственного задания в соответствии с репертуарным планом».
Это, напомню, человек, считающий День культуры своим праздником, В.И.Попков пишет актёрам. Ну, чтобы они не попутали, за что, как говорят в областной думе, базар.
Далее: «Репертуарный план, перспективное планирование на текущий театральный сезон утверждается руководством Театра. Руководством Театра планируется поэтапное обновление репертуара театра (оп-па, а тут уже с маленькой буквы! — Oblvesti.ru), при этом позиция Комитета и руководства Театра направлены на создание условий, обеспечивающих деятельность учреждения, рассчитанных на положительную динамику, а также на повышение уровня театрального продукта».
Это всё.
Это.
Всё.
Хотя, нет. Есть ещё число и подпись.
Простите, но в Открытом письме коллектив театра спрашивал, почему решения о репертуарном плане принимаются кулуарно, без учёта не то, что мнения труппы, а без анализа зрительских предпочтений. Приводили конкретный пример: «Ромео и Джульетта». Пока этот спектакль не сняли с афиши – он постоянно собирал аншлаги. Постоянно. А что такое аншлаг в переводе на попковский язык? Так «обеспечение удовлетворения потребности граждан в театральном искусстве» же, никак не иначе!
Тогда кто и ПО-ЧЕ-МУ решил убрать самый популярный спектакль из репертуара? Нет ответа. Эмпирическим методом можно предположить наличие к постановке претензий относительно «уровня театрального продукта». Но кто мог сделать такой экспертный вывод, позволю себе поинтересоваться? Тот, кто делает стилистические и логические ошибки в официальном документе; тот, кто матерится в зале заседаний парламента, или это вообще один и тот же человек?
Бывший губернский письмоводитель — кажется, именно про него Гоголь писал: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан» — Попков, исторгает писульку, вполне чётко демонстрирующую позицию не только по отношению к актёрам НЭТа, но и, видимо, к людям культуры вообще.
«Утверждается руководством» и всё.
Справедливости ради отметим, что для большей законченности мысли, автору стоило бы дописать «не ваше собачье дело, холопы», но отчего-то он этого делать не стал. Видимо не знал, как лучше писать слово «холопы». Не с большой ли буквы Х? А может, в свежей инструкции по бочаровскому делопроизводству не указано, как точнее: «собачье» или «собачее»? Кто их, культурных, разберёт…
Одно дело, когда директор МБУ ЖКХ говорит дворникам – мести надо не там, где грязно, а вот с той стороны. Другое, когда безапелляционные указания делает группа дилетантов, которых возглавляет персонаж, получивший высшее образование, буквально не выходя из зала заседаний, где делился впечатлениями о Флоренции с Гасаном Гилал-оглы, иногда отвлекаясь на выволочки федеральным «динозаврикам». Хотя, к дворникам культурная братва относится не в пример почтительней. Потому, что дворников больше чем актёров, значит на выборАх они полезнее. Всяко пригодятся.
Офигевшим предоставляется общежитие
К чему в конечном итоге приведёт «поэтапное обновление репертуара театра» уже понятно. Актёры уяснили это первыми. Счастливчики, посетившие премьерные показы комплексного во всех направлениях флагмана в сфере драматического искусства «Горе от ума», в постановке нового руководителя театра – чуть позже, тактично покинув зал после первого акта комедии. Собственно, во многом действия нового руководителя театра и вынудили актеров на такую крайнюю меру, как обращение к Бочарову.
Ход действительно отчаянный. Например, обращение работников завода ВЗБТ к губернатору окончилось окончательным разорением предприятия, после требования «сдать уже всё государству». Чем закончится эпопея с комбинатом «Красный Октябрь», который тоже имел неосторожность обращаться с просьбами к первому чиновнику региона федерального значения, тоже понятно. С большой долей вероятности, появится очередная «территория развития», которая на самом деле стане земельным участком под застройку. Будет это не сразу, сперва группа граждан не понаслышке знающая, что такое Клинцы, получит некоторый профит.
Впрочем, вернёмся в театр.
Помните, что было основной претензией к преждевременно покинувшему нас Отару Ивановичу Джангишерашвили? Совмещение нескольких постов: он и худрук, он и директор, он и режиссёр.
Ширяев Никита Андреевич пошёл дальше. Он совместил всё то же самое. Но сделал это, конечно, на совсем ином уровне. То, что ставилось в вину плохому Джангишерашвили, очень даже одобряется у хорошего Ширяева, который, пользуясь прямым покровительством Повелителя областной культуры, пошёл существенно дальше. Например, для себя сам у себя, как у единственного источника, закупил услуги актёра! Про спутницу творческой жизни Никиты Андреевича, обретшую в НЭТе вполне себе весомое место под театральным солнцем, тактично промолчу. Так, же, как пока не буду считать, в какую сумму обходится гений областному бюджету. Пока не будем.
Что такое настоящий Театр и чем он отличается от «горя» в трактовке нового руководства убедились волгоградцы, которые в начале марта вспомнили Джангишерашвили именно так, как, уверен, хотел бы сам Мастер. Прекрасным спектаклем Мастера по классическому «Маскараду» Лермонтова.
Будет жить эта постановка или её постигнет участь «Ромео и Джульетты»? Вопрос этот волнует многих волгоградцев.
«Сообщается для сведения».
На памятном вечере в годовщину ухода Отара Ивановича многих растрогал выход на сцену его маленького сына Отарика.
Но едва ли слёзы навернулись на глаза чиновников и того самого «руководства театра». По крайней мере, сентиментальность их не распространяется, на простое исполнение законных обязательств перед Джангишерашвили-младшим. Перед мальчиком, потерявшим и мать, и отца.
Суть такова. В октябре прошлого года опекуну Отарика (его тёте) выдали свидетельство о праве на наследство. По завещанию в него входят также и права на наследование интеллектуальной собственности, то есть на авторские права. Она обратилась к Ширяеву с письменным заявлением о предоставлении информации по выплатам и соглашениям НЭТа с Отаром Ивановичем за 2017 и 2018 годы. Оказалось, что все текущие выплаты НЭТ предпочел сделать в адрес совершеннолетней дочери основателя, которая постоянно проживает на Украине. Хотя по завещанию единственным наследником был именно мальчик. Но есть ещё более некрасивый момент. В договоре Мастера с театром № 148 от 30 декабря 2014 года есть допсоглашение, которое предусматривает выплату сумм от авторских постановок. Так вот их не платят никому.
Тётя и законный опекун мальчика направила в прокуратуру Волгограда заявление с просьбой принять меры прокурорского реагирования на факты нарушения прав несовершеннолетнего наследника и привлечь к ответственности виновных по закону.
«Полагаю, что информация о дополнительном соглашении от 30 декабря 2014 в ответе на мое письменное заявление была скрыта от нас умышленно, так как текст дополнительного соглашения однозначно предусматривает выплату наследнику и процентов от валового сбора и ежегодных фиксированных сумм за использование КУК Волгоградский государственный НЭТ исключительных авторских прав наследодателя.
Какие цели преследует пытающиеся укрыть истинное положение люди и что ими руководит – нам непонятно» – говорится в обращении опекуна Отарика в волгоградскую прокуратуру.
Не что, а кто, назовём вещи своими именами. Но сейчас не об этом. А о том, как отреагировал надзорного органа на это заявление …
Обычно я за словом в карман не лезу, но тут даже я затрудняюсь подобрать слова, не сорвавшись на облдумскую лексику.
19 марта заместитель прокурора Центрального района Волгограда просто переслал это заявление … В.И. Попкову. А копию письма – самой заявительнице с уточнением: «второму адресату сообщается для сведения».
«О принятом решении прошу уведомить заявителя в установленном законом порядке», – тактично уточняет прокурор.
Комитет Попкова, напомним, учредитель НЭТа. То есть, мастеру эпистолярного жанра предлагается «принять решение» на предмет возможных незаконных действий – в отношении самого себя!
Ждём ответа не менее изощрённого, чем тот, что получили артисты театра.
Чем помочь НЭТу — я не знаю.
Как помочь сыну Джангишерашвили — тоже.
Я просто буду об этом писать.
Дмитрий Бессонов
Прошу считать эту публикацию обращением в областную прокуратуру.