Пятница, 22 ноября, 2024

Главные новости

Возобновляемый ресурс

Расстояние от «Региона федерального значения» до «нашей с вами территории» - всего один комитет

Сбылась мечта редакции Oblvesti.ru! Андрей Иванович сделал признание в прокуратуре. Да ещё какое!

«В настоящее время органы прокуратуры и власти при активном участии жителей вместе работают над ликвидацией ущерба экологии, копившегося десятилетиями, в том числе незаконных свалок, находящихся на территории Волгоградской области. Серьёзные работы проводятся в Волго-Ахтубинской пойме, Среднеахтубинском, Дубовском, Светлоярском, Городищенском и других районах», — добавил Андрей Бочаров.

Это прямая цитата. «Добавил» ли  Андрей Иванович или, например, залакировал, это тема интересная только узким специалистам. А вот «серьёзные работы в Волго-Ахтубинской пойме» касаются каждого из нас, поскольку они производятся на нашей земле и за наши же деньги.

Надеемся, все помнят, как с 2014 года у нас работаются все сколько-нибудь «серьёзные работы»? Ну, вот и в пойме так же.

Впрочем, даже на общем фоне Волго-Ахтубинская тема выделяется. Поэтому давайте посмотрим на неё попристальнее. Разберём этот, как говорится, кейс «на составляющие». То есть с цифрами и фактами – за, что нас так любит Андрей Иванович.

Проклятое озеро

Чтобы не заблудиться в их нагромождении, пойдём строго по зарубкам Бочарова. «В решении экологических задач нужно работать на опережение», — сказал нам Бочаров. И, правда, лучше поспешить. Пока не случилось непоправимого.

Нужно ли расчищать ерики в Пойме? Постановка вопроса может показаться издевательской, только если не знать, как обделываются дела в Волгоградской области. Эта история показывает, что если «команда движения вперёд» вдруг за что-то и берётся, то лучше бы она вообще ничего не делала, чем «делала хорошо».

В 2014 году (звучит патетическая музыка) в рамках госпрограммы «Использование и охрана водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод на территории Волгоградской области» был заключен контракт, предметом которого указана «Экологическая реабилитация (расчистка) ерика Каширин и протоки от ерика Каширин до оз. Проклятое на территории Волго-Ахтубинской поймы в Среднеахтубинском муниципальном районе Волгоградской области».

Этот контракт на 38,6 млн рублей получила компания ООО «Волгоградспецресурс». К слову, чуть позже предприятие реинкарнировалось в ООО «Гидростройнжиниринг» (ГСИ), зарегистрированное по улице Энтузиастов в Москве. Оно и понятно: энтузиасты в последнее время часто покидают наш город как налоговые резиденты, не прекращая зарабатывать здесь. 

Так вот, «Волгоградспецресурс» контракт как бы выполнил. Но, спустя пару лет, выяснилось, что выполнил, мягко говоря, не так, как следовало. Сейчас по этой истории возбуждено уголовное дело по двум статьям – «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» и «Мошенничество».

Добрые люди отреагировали на многочисленные сигналы с мест и проверили, что и как расчистили. Вплоть до «оз. Проклятое». Оказалось, что подрядчик внес в документацию для акта сдачи-приёмки выполненных работ «заведомо ложные данные о способах и объемах выполненных работ». Это при том, что в Комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и – что характерно – экологии – в том самом, что лихо промышляет охотничьими ресурсами, все документы лихо подписали.

Что за невидаль, скажете вы? Как у ручья и не напиться, что называется. То-то и оно, что с ручьями благодаря таким подрядчикам, большие проблемы. А в данном случае, конкретно, с почвой.

Расследующие мошенничество силовики заказали у специализированной организации научное исследование на земельном участке в том самом месте, где велись работы по расчистке ерика Каширин и пришли к ужасающим выводам. 

По правилам, утвержденным соответствующими госстандартами, было отобрано 7 проб грунта (у  Oblvesti.ru есть подтверждающие документы), исследовав которые  специалисты установили, что на площади земель сельхозназначения более 50 га, перекрыты плодородные слои почвы. Анализ почвенных образцов показал, что в природном парке в почве после «экологической реабилитации» за 38 млн бюджетных рублей, появились в концентрации, близкой к предельной, такие вещества как кобальт, свинец и медь, а по кадмию все допустимые нормы превышены – по разным участкам от 140 до 180 %!

Кадмий — токсичный тяжёлый металл, делающий почву фактически опасной для использования. По выводам эксперта, «грунт, которым прошло перекрытие плодородного слоя, по агрохимическим показателям значительно хуже близлежащего природного и не может быть в дальнейшем использован в качестве рекультивата».

Специалисты посчитали примерный ущерб, причинённый почве как объекту охраны окружающей среды. Он составляет  96,2 млн рублей. Это по скромным оценкам.

То есть, почти втрое больше, чем подрядчик получил по контракту. В этом вся суть «движения вперёд» — не так страшно, что мутят, сколько то, что даже этого «движенцы» не могут сделать по-человечески.  А вреда от их деятельности намного больше. Ну, скажем, «заработали» 20 % от контракта – около 7,5 млн – а вреда нанесли на 96 млн! Вот даже начинаешь думать: чёрт бы вас побрал, гады, чем делать через в перёд, уж лучше вообще никак.

К сожалению, как выясняется, дело примерно так и обстоит.

Цитируем официальное заключение областной Контрольно-счётной палаты:

«При составлении 11 форм бюджетной отчетности и 10 форм бухгалтерской отчетности допущены нарушения положений Инструкций №157н, №191н и №33н, из них при заполнении 7 форм бюджетной и бухгалтерской отчетности допущены грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности…

В Сведениях о достижении целевых показателей ГП ВО «Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области» Комитетом не были отражены 13 целевых показателей, по которым мероприятия не реализовывались, поскольку не доводились государственным заданием.  По этой же причине плановые значения 4 целевых показателей в Сведениях о достижении целевых показателей не соответствуют предусмотренным Программой. Исходя из их плановых значений, предусмотренных Программой, 3 показателя были бы не выполнены (исполнение составило от 53 до 86,3%), а один показатель перевыполнен на 41 %.

Таким образом, несмотря на то, что объем утвержденных бюджетных назначений  на реализацию подпрограммы «Сохранение биологического разнообразия и развитие системы особо охраняемых природных территорий» на 14693,2 тыс. руб. превысил объем средств на эти цели, предусмотренный Программой, значительная часть целевых показателей Программы в целом и указанной подпрограммы не исполнялась вообще, а некоторые показатели не были достигнуты. Это, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между целевыми показателями, установленными в Программе, и предусмотренным Программой объемом финансирования…».

Денег дай, а?

Откуда же берутся такие госконтракты? История совершенно понятная.

Тот же «Волгоградспецресурс»/ГСИ выиграл несколько десятков тендеров в регионе. Крупнейшие заказчики это ОблкомПросвистиРесурсы (который язык не поворачивается назвать Облкомприроды), который отдал ГСИ 13 тендеров на общую сумму 251 млн рублей, «Управление «Волгоградмелиоводхоз»» 3 тендера на 80,5 млн, казенное учреждение «Дирекция водохозяйственного строительства» еще парочку почти на 86 млн. Были еще муниципалитеты – Жирновский, Нованнинский районы и г. Николаевск. Но там контракты более скромные. Кстати, Городищенский район, в заказах которого пытался участвовать успешный подрядчик, ни одного контракта за четыре попытки им не отдал. Как это связано с посадками в руководстве района даже предполагать не берёмся.

Из 59 контрактов только в двух случаях было больше двух претендентов, 8 раз «Волгоградспецресурс»/ГСИ оказался единственным участником конкурса, в остальных победил одного (!) оппонента, предложив чуть меньшую сумму. В целом ряде случаев с недешевыми контрактами этим единственным соперником был  ООО «СпецГидроИзоляция» из города Грозный.

Кстати, достаточно известная компания, работает в Ростовской области, в Сочи. Как же это их так ловко обходили в ГСИ, спрашиваем мы себя и читаем портал госзакупок. А там интересное: «СпецГидроИзоляция» уступила немало тендеров, но выиграла большие по размеру. Например, «берегоукрепление Волгоградского водохранилища в г.Николаевске (в районе жилой застройки по ул. Мира)» сразу за 111 млн рублей или  «расчистка русла р.Перевозинка и русла р.Бузулук в Новоаннинском муниципальном районе (1-й пусковой комплекс)» за 60 млн.

А еще 135 млн компания получила по контракту за «выполнение работ по экологической реабилитации ерика Старый Каширин (Прямица), озер Проклятое, Камышистое и Кружное на территории Волго-Ахтубинской поймы в Среднеахтубинском». Единственным оппонентом «СпецГидроИзоляция» в этом тендере был… верно! «Волгоградспецресурс»/ГСИ. Понимайте, как хотите. 

Кстати, в этом году ГСИ впервые не допустили к участию в тендере. Сделал это комитет госзаказа Республики Крым, разыгрывавший тендер на капремонт быстротока водосброса Загорского водохранилища. Вероятно, в республике координация властей с правоохранителями поставлена на более хорошем уровне, чем у нас, и давать даже шанс победить в конкурсе на 60 млн рублей там посчитали неоправданным риском.

На упомянутой коллегии прокуратуры Андрей Иванович Бочаров рассказал, что до 2024  программой «Сохранение и предотвращение загрязнения Волги на территории Волгоградской области» запланированы 112 проектов на сумму 13 миллиардов рублей, а на сбережения водных объектов региона предстоит выполнить 12 проектов на сумму 9,8 миллиарда рублей.

«За три года мы направили 26 миллиардов рублей на реализацию природоохранных, экологических и сопутствующих мероприятий на территории Волгоградской области, — вновь цитируем Андрея Ивановича. — Чтобы все привести в порядок, нужно значительно больше. В масштабах страны необходимо посмотреть, что сделано и что надо сделать в разрезе каждого муниципального образования, чтобы надежно обеспечить безопасность. И гидротехнических сооружений в том числе».

Когда Андрей Иванович говорит, что «только при нас, в том числе, началась программа расчистки ериков», он лукавит.  Упомянутая госпрограмма утверждена вице-губернатором Хериановым в августе 2013 года, причём в основных параметрах не она сильно изменилась. А вот когда Бочаров говорит, что «нужно значительно больше», он искренен.

«Движению в перёд» хочется больше и больше, оно ненасытно. Останется ли после него хоть что-то на нашей земле, кроме мышьяка, кадмия и бессовестных чиновников, который пойдут присягать новой власти – неясно.

И, к сожалению, самым главным природным ресурсом нашего региона являются именно эти люди, готовые за малую мзду, а иногда и просто за принадлежность к «команде» — любой, подчеркнём, команде — подписать что угодно, прямо уничтожая природу, отбирая её у наших детей и внуков. 

Уж если делать вывод из всего этого безобразия, то он будет таким: чтобы спасти и конкретно пойму, и – шире – всю Волгоградскую область, нужно максимально деактивировать не одного губернатора, который сегодня есть, а завтра ищи его по бизнес-форумам, а вот этих вот людей.

Потому, что они страшнее кадмия в 180 раз.

Андрей Петровский

P.S.

Считать ли этот материал обращением в прокуратуру? А вот уж и не знаем. Не уверены. Поскольку областная прокуратура плевать хотела на наши публикации. Уповаем только на то, что – вдруг – публикацию заметят и в рамках очередной битвы за место пищевой цепочке выдернут из этих вериг пару-тройку наиболее ржавых звеньев.

Подписывайтесь на нас в Телеграме

Все заметные события в Волгограде, стране и мире!

Предыдущая статья
Следующая статья

Актуально