Нападение произошло утром во вторник, 16 декабря, в Успенской средней общеобразовательной школе в Одинцово. 15-летний девятиклассник пришел в школу с ножом, ранил охранника и нескольких учеников. Десятилетний ученик четвертого класса погиб, охранника доставили в больницу. Нападавшего задержали силовики.
О том, как говорить с детьми о трагедии, рассказала действующий психолог Анна Завгороднева.
— Говорить нужно максимально спокойно, по-доброму и при этом искренне. Поговорить о том, что, к сожалению, бывает в нашем мире, что мы становимся заложниками чужой злой воли, и это колоссально травмирует. Все дети, которые просто присутствовали в школе, пережили огромную психологическую травму. Не только те, кто видел всё это, не только те, кто получил ранение, а в принципе находился рядом, даже в другом конце здания, даже максимально рано убежав, но понимал, что он находится в смертельной опасности. Это огромная психологическая травма. И здесь в первую очередь родителям стоит обратить внимание на это и обратиться к соответствующим специалистам, к психологам, к психотерапевтам. Я думаю, что может быть даже будет организовываться специальная группа психологической поддержки. Такое часто делают, но это уже специалисты там на месте разберутся.
Эксперт отмечает, что чувство страха в экстремальной ситуации является абсолютно естественным для любого человека.
— Да, подобная трагедия – огромное отрицательное событие в жизни детей. Родителям важно сделать акцент на том, что и такое бывает – не только положительные события большими бывают, но, к сожалению, и отрицательные. Говорить о том, что всем страшно, что родителям страшно за жизнь детей. Говорить, что родители хотят максимально оберегать, прятать и спасать. И говорить о том, что пока это вот так на поверхности очень болезненно, то да, можно там посидеть какое-то количество дней дома, но прятаться от мира и от жизни, это совершенно не даёт никакого повода. Потому что жизнь большая, и помимо каких-то ужасных событий, в ней гораздо больше прекрасного. Важно планировать Новый год, планировать весенние каникулы и говорить много о том, что впереди много хорошего. То есть мы признаём всю боль и весь страх, что пережили дети, и мы говорим о том, что через какое-то количество времени эта боль и этот страх уменьшатся, и жизнь пойдёт дальше. Ни в коем случае нельзя отрицать: «Ты не переживай, ты был в другом конце школы, потом вообще из неё убежал, чего ты там по ночам не спишь, да всё нормально». Такие вещи говорить категорически нельзя, потому потенциально каждый себя ощущал жертвой. И вот этот страх околосмертный, повторюсь, травмирует очень сильно. На это нужно обратить внимание и взрослым, которые там были, и детям, и их родителям.
