Сегодня на сцене Нового экспериментального театра в честь 80-летия Победы в Сталинградской битве состоялась генеральная репетиция спектакля «Пока не остановится сердце», режиссером которого выступил заслуженный артист России Андрей Аниханов. Уникальность постановки в том, что для успешной реализации задумки объединились сразу три учреждения культуры — НЭТ, «Волгоградская филармония» и «Царицынская опера». Игра артистов сопровождается завораживающей музыкой в исполнении Волгоградского государственного симфонического оркестра, а также хором и капеллой «Царицынской оперы».
Премьера спектакля по пьесе Паустовского «Пока не остановится сердце» состоялась 4 апреля 1943 года, его сыграли артисты Московского камерного театра, находящегося в эвакуации в Барнауле. Центральная фигура пьесы – советская актриса Анна Мартынова и ее семья. Глава семейства уходит в партизанский отряд, не успев проститься с родными. В первый же день оккупации немецкий солдат убивает больного ребенка Анны Мишу. От горя женщина на время теряет рассудок. Однако жажда священной мести пересиливает отчаяние.
Режиссер спектакля Андрей Аниханов, знакомый многим как главный дирижер Волгоградского симфонического оркестра, рассказал о том, почему выбор пал именно на пьесу Паустовского журналистам ИА «OBLVESTI», которые, к слову, первыми из СМИ увидели легендарную постановку.
-Мы искали долго и, к тому же, многое на сцене театра за 80 лет уже было. Найти новое было не так просто, но мы старались. Здесь два главных имени — это Паустовский и Свиридов. Ровно 80 лет прошло после того, как пьеса обрела сценическую жизнь и 80 лет Победы в Сталинградской битве. Судьба Паустовского особенно тесно связана с Украиной. Мы сейчас с особенным трепетом эти аналогии воспринимаем. Не случайно у музыканта в спектакле есть реплика: «Мне никто не завязывал галстук с тех пор, как мама водила меня ребенком в музыкальную школу в Киеве». Паустовский — уникальная личность в плане охвата культуры не только литературного, но и общего смысла. Много в пьесе связано и с музыкальными темами, есть отсылка слушателя к мировой классике. Зритель здесь вспоминает и Шуберта, Штрауса, Бетховена. Поэтому музыка здесь составляет немалую часть. Эта пьеса показалась мне очень музыкальной, — комментирует Андрей Анатольевич.
Несмотря на то, что на сцене сын артистки Мартыновой и ее супруга маленький Миша находится непродолжительное время, его можно считать ключевой фигурой спектакля — его гибель и становится толчком для развития всего действия. Об этом также говорит Екатерина Мелешникова, сыгравшая главную героиню — актрису Анну Мартынову.
-Самая ключевая сцена, которая является триггером всего остального действия, является, конечно, убийство ребенка. Тратишь свое сердце, сыграть такое невозможно. Это только нужно чувствовать. Такого я еще не играла, это очень страшно. Военная тема всегда тяжела для актера, а в наши дни она еще острее ощущается. И роль у меня большая, мощная, тяжелая физически и эмоционально, работалось трудно, — поделилась Екатерина.
Миша Мартынов, действительно, мало кого оставляет равнодушным. Сцена его гибели — разрывает сердце. Мама Димы Матвеева, который и сыграл Мишу, Любовь рассказывает, что особенность участия ребенка в постановке — он не проецирует своего героя не себя. К слову, в постановке Дима оказался совершенно случайно и, что немало важно, для него это дебютная роль. Он пришел на один из спектаклей и его харизма покорила актеров театра. Именно после этого его и пригласили на прослушивание. Сам Дима говорит, что его большая сцена и роль Миши совсем не пугают — от работы на сцене он получает только удовольствие.
Директор НЭТа Ангелина Шершень заверила, что спектакль «Пока не остановится сердце» можно будет увидеть на сцене театра и ко Дню Победы.
-Когда встал вопрос, что к 80-летию Победы в Сталинградской битве нужно сделать спектакль, Александр Анатольевич Аниханов предложил этот интереснейший материал. Премьера этого спектакля по Паустовскому состоялась в 1943 году, как раз прошло 80 лет — круглая дата. Мы решили, что в нашем репертуаре должен быть этот спектакль. Что самое интересное — нигде не было в оригинале этой пьесы, мы обращались в московский архив, где нам фотографировали нужные страницы. Андрей Анатольевич потом это все на компьютере переписывал. То есть работа была проведена колоссальная, — отметила Ангелина Анатольевна.
Судить об успехе постановки можно будет только после премьеры, которая запланирована на 5 февраля. Но можно смело сказать, что тема человеческого горя, тема поломанной войной судьбы искусно подана артистами, работу которых только усиливают хор и живая музыка в исполнении симфонического оркестра.