Сталинградская битва, как известно, положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне. Здесь, на берегах Волги, стратегическая инициатива перешла к Красной Армии. Под Сталинградом была уничтожена крупнейшая группировка противника.
В ходе Курской битвы завершился коренной передом в ходе Великой Отечественной войны, были сорваны попытки Германии взять реванш за поражение под Сталинградом.
Одним из самых крупных сражений Курской битвы стала Орловская (12 июля — 18 августа 1943г.) стратегическая наступательная операция «Кутузов».
В рамках Курской битвы 12 июля 1943 г. в районе железнодорожной станции Прохоровка в 56 километрах к северу от Белгорода произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны. С обеих сторон в сражении принимали участие до 1200 танков и самоходных установок.
Прорвав глубокоэшелонированную оборону противника, советские войска5 августа 1943 г. освободили Орёл. И в этот же день, 5 августа 1943 г., был освобожден Белгород (вечером 5 августа 1943 г. в Москве в честь войск, освободивших Орёл и Белгород, впервые в годы войны был произведён артиллерийский салют). Орел – город Первого салюта, ему одному из первых в нашей стране присвоено звание — Город воинской славы.
В боях за Сталинград принимали участие мои родные по отцовской линии, уроженцы Орловской области: мой дед, Ягупов Филипп Кузьмич, его брат – Ягупов Семён Кузьмич и мой прадед – Ягупов Кузьма Егорович. Удивительно, но призванные на фронт в разное время и в разные части, все они встретились именно под Сталинградом. Были ранены, но остались живы и вернулись домой.
Кузьма Егорович в 1939 г. принимал участие в сражении с Японией на реке Халкин-Гол, в Финской войне 1939-1940 гг., а потом в его судьбе была Великая Отечественная. Семён Кузьмич был призван в Красную Армию в сентябре 1940 г., служил на Тихоокеанском флоте. Защищал Сталинград, получил осколочное ранение и 13 мая 1943 года с наградами вернулся домой. В июне 1943 года на фронт призвали 18-летнюю сестру Семёна и Филиппа – Любовь. 500 девушек собрали из близлежащих деревень и отправили в Задонск, там их обучили на поваров и затем отправили на фронт. Любовь Кузьминична в составе 307 дивизии прошла через Брянскую область, Могилевскую область Беларуси и дошла до Польши.
…Они не любили рассказывать о войне. Прадеда я не застала, к тому времени, когда я родилась, он ушел из жизни. Дед умер, когда я была подростком. На все мои вопросы о войне, всегда отшучивался. Его брата Семёна я совсем не знала. Уже будучи взрослой информацию об их участии в Великой Отечественной войне пришлось собирать по крупицам, но каждая из них – бесконечно дорога.
Все родственники по материнской линии, Ермоловы, призванные на фронт, домой не вернулись: погибли или пропали без вести…
В июле 1941 года Филипп Кузьмич окончил Давыдовскую среднюю школу в Краснозоренском районе Орловской области. Учился неплохо. В аттестате было указано: «пользуется правом поступления в высшую школу без вступительных экзаменов». Но получить высшее образование деду не пришлось. Сразу после выпускного его вместе с двумя товарищами из деревни призвали в ряды Красной Армии.
В военкомат, который на тот момент располагался в г. Ельце, пришлось идти несколько десятков километров пешком, оттуда они отправились пешком в Саратов. Из Саратова деда направили в Хабаровск на курсы младших командиров,где отучился и на пулеметчика. После окончания курсов его вместе с другими товарищами отправили на фронт сначала под Ленинград, потом — под Москву, а потом – под Сталинград. Дед был командиром разведроты.
На Сталинградском фронте Филипп Кузьмич находился с 13.11.1942 г. по 19.12.1942 г. в составе 3 мото-стрелкового батальона 45 мото-стрелковой бригады 5 Армии.
Под Сталинградом в декабре 1942 г. в разведке Филипп Кузьмич с товарищами попал в засаду. Разведчики подошли на окраину деревни, зашли к дом, спрашивают у хозяйки: «Где немцы?» А маленькая девочка показывает — подполом. Крышку с подпола сорвали, а там оказался офицер. Когда разведчики начали отходить с «языком», Филипп был замыкающим, спрятавшийся немецкий часовой полоснул автоматной очередью. Дед был тяжело ранен в правую руку с повреждением плечевой кости, второе тяжелое ранение в лоб с повреждением лобной кости с отсутствием левого глаза и легкое ранение в правый бок и левую руку.
Товарищи смогли вытащить Филиппа к своим, потом он попал в госпиталь. Долгие месяцы не приходил в сознание. За это время его мать Анна Сергеевна получила на сына три похоронки. Но молодой и сильный организм справился, Филипп пришел в себя и постепенно восстанавливался.
О том случае в разведке дед рассказывал, что тогда удалось захватить офицера, который обладал очень важными сведениями, благодаря которым «война под Сталинградом пошла по-другому».
После госпиталя дед Филипп поехал домой в Орловскую область, в деревню Волчановку. Доехал до с. Измалково, попросился на товарный поезд доехать до Красной Зари: «Еду домой по ранению, подвезите». Но железнодорожники ему отказали, так как накануне немцы бомбили Красную Зарю, и было много жертв. «Ты там, под Сталинградом не погиб, а тут можешь погибнуть. Извини, солдат. Давай, своим ходом. Для тебя же лучше будет». Филипп отправился пешком. Прошел примерно 20 километров до д. Бегичево Краснозоренского района, там жила его тетя Маша. Он зашел в дом, женщина лежала и плакала:накануне она получила похоронку на своего мужа Семёна и осталась одна с четырьмя детьми… Тетя покормила солдата картофельным супом, хлеба не было, и он отправился в родную деревню. Предстояло пройти еще около 10 километров.
…Он вернулся в мае, когда цвели сады, прошел через родную липовую аллею, подошел к дому, постучал к окно, открыла мать. Он попросился отдохнуть с дороги, так как сильно устал, женщина разрешила. В худом высоком солдате с пустым рюкзаком за спиной, перевязанным глазом, с ботинками в обмотках она не узнала сына, а тот не в силах был сразу признаться матери, что это он. Филипп вошел в дом, прислонился к печи… Дед Егор Тимофеевич сразу узнал в этом с первого взгляда незнакомом человеке внука Филиппа.
— Анна! Так это ж наш Филяка!
— Этого не может быть! Мой сын погиб под Сталинградом, — она засуетилась и достала три похоронки.
— Мама.. это я, Филипп…
Женщина, пережившая боль утраты сына и так неожиданно его обретшая вновь, не верила своим глазам, но когда первый шок прошел, крепко обняла свою кровиночку.
— А, что у тебя с глазом, сынок?
— Ничего страшного, мама, шел, веточка от сливы в глаз попала. Да, там царапина,
Филипп не хотел рассказывать матери, что получил тяжелое ранение и потерял глаз…
Однажды эшелон проходил через Орловскую область, поселок Красная Заря, от которого до родной деревни рукой подать – километров 15. Отпросился домой, его отпустили. А когда возвращался на место сбора, его задержал патруль, привели в комендатуру. Комендант посмотрел на израненного бойца и отправил Филиппа на медкомиссию со словами: «Вы свое отвоевали».
После небольшого отпуска Филипп продолжил служить, сопровождал военные эшелоны.
Так для моего деда Ягупова Филиппа Кузьмича закончилась война. Орловская область, которая 22 месяца находилась в немецкой оккупации, к тому моменту уже была освобождена.
После ранений из госпиталей вернулись домой брат Семён и отец Кузьма Егорович. Началась мирная жизнь. Филипп в городе Орле отучился на бухгалтера, работал в местном колхозе, был его председателем.
Филипп был награжден медалью «За освобождение Сталинграда», медалью Жукова, орденом Красная Звезда, орденом Отечественной войны I степени и другими.
Кузьма Егорович находился в действующей армии на Сталинградском фронте с 21.09.1942 г. по 19.12.1942 г. был стрелком 8 С/Р 291 С/П 53 Гв.С/Д 19 Армии. В бою за деревню Михайловку Калачевского района Сталинградской области был тяжело ранен в правую ногу с повреждением кости стопы 19.12.1942 г.
В тот день он вместе с товарищами на подводе подвозил боеприпасы на передовую к пулеметному расчету. Враг засек огневую точку и нанес удар. Пулеметчик получил ранение в легкие, он истек кровью и умер, а Кузьма – тяжелое ранение стопы. Он долго полз по танковому следу в снегу в сторону своих, потерял сознание. Его нашла медсестра и на плащ-палатке притащила в медсанбат. Потом он оказался в госпитале в Саратове.
После излечения был признан негодным к военной службе и исключен с воинского учета. Награжден медалью «За боевые заслуги».
Мы не знаем обо всех наградах, которыми были награждены Филипп, Семён и Кузьма Егорович, это лишь те немногие, которые удалось установить в результате поисков.
…Здесь, в Орле и в Орловской области, мы потомки победителей, потомки тех, кто сражался под Сталинградом, всегда будем помнить об их подвиге. Сталинград всегда будет в наших сердцах.
И хочется надеяться, что давняя мечта нашей семьи побывать в городе на Волге, на Мамаевом Кургане и поклониться памяти предков, памяти героев Сталинградской битвы исполнится в самое ближайшее время.