Небольшая предыстория. После новогодних праздников, а, точнее, 17 января, в редакцию пришло письмо. Письмо анонимное и крайне неоднозначное. Мы, внеся коррективы юридического характера, всё-таки его опубликовали, предложив в дальнейшем высказаться всем, кого волнует тема Камышинского драматического театра.
После встречи с коллективом, посвящённой обсуждению публикации, свой ответ прислал режиссер-постановщик Камышинского драматического театра Александр Штендлер.
Часть 1.
Уважаемый Дмитрий!
Я, конечно, читал ваши статьи о ситуации в культурной жизни Волгограда и конкретно -театре НЭТ . Тем более, что знаю все стороны конфликта: с нынешним худруком театра я работал 20 лет назад и многому у него научился, и мои однокурсники, друзья и товарищи, тоже давно работают в этом театре – «коренные нэтовцы». Думал : как же хорошо , что мы за 200 км. от нашей губернской столицы…
И вот появилась это анонимное письмо уже от имени нашего коллектива. Анонимки писались и раньше – мелкие, одна даже была напечатана на одном нашем местном сайте, где все вранье от первого до последнего слова (о якобы устном выговоре мне от спикера местной Думы — чушь и небыль). Об этом я в тот же день и написал опровержительное письмо. А вот об опубликованной у вас на сайте анонимке, об ее содержании , хочу написать подробнее.
Во-первых, Дмитрий, при всем уважении, насколько я знаю, анонимки не публикуют, не проверив факты и не побеседовав с действующими лицами. Там с самого начала ерунда полная: директор театра имеет два образования, второе получено именно для руководства театром у Павла Хомского, тогдашнего худрука театра им. Моссовета. И если под «приезжающим московским режем» подразумевали меня, то мы с директором не «друзья детства» (выросли в разных концах страны ), а работали здесь в 90-х, были и остаемся творческими соратниками .
Кстати, все работники театра знают, что я год, как в штате театра и поставил за это время четыре спектакля и сейчас работаю над пятым. Да, месяц моей работы здесь стоит меньше, чем съемочный день в Москве, и если бы не директор-соратник, не чудесный коллектив, не любимый город, меня бы здесь не было. Ну , или приезжал бы на разовые постановки.
Также скажу об упомянутых в анонимке руководителях нашей городской культуры. Они наши, свои. У нас маленький город, и если возникают какие-то вопросы — никто не закрыт, и все решается по-домашнему, что ли. Так с руководителем Комитета по Культуре города мы переписались несколько раз в соцсетях по горячему вопросу, а после поговорили просто… в очереди на почте. Чудесная провинциальная жизнь.
Мы на собрании коллектива обсудили это послание, о чем-то из написанного там, говорили и раньше в кулуарах театра, на кухнях. Протокол собрания решено вам не отправлять — ну не реагировать же сильно всерьез на анонимки.
Но — да, есть вопросы к чиновникам, и у меня, и как выяснилось, у коллектива, и я могу их задать. Сейчас иду репетировать, если интересно и важно, чтобы избежать подобных анонимок, я могу, я готов продолжить разговор. Проблемы-то, конечно, как и везде — есть, просто говорить нужно не анонимно и не истерично.
Часть 2.
Простите за прерванное послание — репетиции.
Вторая часть письма будет как раз о проблемах , мой на них взгляд .
В моей биографии был эпизод длиной почти в 15 лет, когда я жил и работал в другой, далекой стране. Кроме театра, кино, тв, радио, я занимался дикторской работой, был голосом ведущей политической партии, вел концерты и встречи государственного и международного уровня. Знаком с государственными деятелями разных рангов. Я видел их в разных ситуациях. Их всех объединяло одно — они умели держать удар. Мне трудно представить, что они подняли бы кипеж из за истеричной анонимки. Но так, как реакция уже пошла, то я напишу так:
Господа депутаты и чиновники от культуры! Как вы думаете, 14 премьер в год — это нормально? Когда маленькая труппа в 22 артиста, работая на Большой, Малой, Кукольной сценах, да плюс выездные спектакли, выпускает такое убийственное количество премьер? Ведь гранты пришли к концу года, и артисты и цеха работали в авральном режиме, да еще в условиях, когда были проблемы и непонимания с з/п.
Ну какое настроение могло быть у работников театра? Неудивительно, что кого-то прорвало этой анонимкой. Мы же понимаем, что ненависть, это крик о любви. Театр с чиновниками живет в разных календарях. Вы живете календарными годами , а мы — сезонами от ранней осени до поздней весны. То есть «рванув» в конце года, нам еще пришлось отстоять Новогоднюю компанию, традиционные капустники, сложнейшую работу над новой пьесой, а впереди еще и реж.лаборатория, комедия плаща и шпаги (много лет не игравшийся у нас жанр) и — Фестиваль Малых городов.
Кстати, идею Феста именно у нас подала, как раз депутат ГД, которую упомянули в анонимке. А идея лаборатории родилась из моей встречи с ведущим критиком в театре Пушкина, и наша с директором командировка и знакомство с представителями Театра Наций и дальнейшая работа директора по продвижению идеи и сделали лабораторию возможной. И лаборатория, и Фестиваль (да еще в Год театра) — ответственнейшие мероприятия, а театр с ног валится… Нет, господа, 14 премьер — это слишком для маленького театра, когда и больших-то — 6 в среднем. Давайте возьмем за норму — 6, включая грантовые.
Кстати о грантах ,также упомянутых в анонимке. Действительно, у меня в спектакле «Светлые люди» по рассказам В.М.Шукшина декорация состоит из нескольких табуреток, фрагментов картины нашего главхудожника и — все. Но это не по бедности, это художественное решение спектакля плюс практическая необходимость: задумывалось, что мы объедем с ним деревни, села и станицы, где проходили съемки х/ф «Они сражались за Родину», на съемках которого Василий Макарович и умер. Да, декорация копеешная, но грант-то получен. Предложение — позволять тратить сэкономленные деньги на, например, так необходимый нам нормальный и надежный автобус. Наше-то ведро с гайками, несмотря на заботу прекрасного шофера, дребезжит и вот-вот помрет. А выезды частые, порой далекие. Да еще фестиваль впереди.
Гранты выделяются — спасибо! Это огромная помощь, огромная. Ремонт, аппаратура, кондиционеры в Малый, детский зал (теперь и летом можем играть!). Просто нужно публиковать в прессе и доносить до города и коллектива не только эти огромные суммы, но и отчитываться подробно о том, как именно они тратятся. Просто для того, чтобы не было кривотолков и повода для анонимных писулек.
Что еще? Ах да! Важно! Волгоградский депутат у нас в гостях — молодой, амбициозный. Из небольшой беседы с ним я понял, что человек в театре не понимает ничего. Именно потому понял, что он активно знал, как из всех театров губернии сделать наконец-то хорошие и классические. Я в профессии больше 30 лет и НЕ ЗНАЮ рецепта в нашем деле кроме эксперимента, постоянного поиска, ежедневного труда. Поэтому и приглашаем в театр разных режиссеров всех школ и направлений, даем ставить нашему актеру-заочнику режфака ЕГТИ.
У нас маленький театр маленького города. Сарафанное радио сразу разносит молву о хорошем спектакле и о неудавшемся. Но даже неудача в нашем деле может быть шагом вперед, бесценным опытом .
Я очень внимательно слушал выступление Президента РФ на открытии Года Театра в Ярославле и на следующий день — в Питере. Он говорил и о помощи в развитии театров таких городов, как наш, о важности наших театров. Потом В.И.Матвиенко говорила об огромных суммах, которые будут на это выделены. И были упомянуты в том числе квартиры для молодых артистов. И это очень правильно — чем мы привлечем к нам молодых выпускников. Да и наши-то в ипотеках и сьемных квартирах.
Так что товарищи, дорогие! Не надо учить нас ремеслу — мы ему каждый день учимся. Просто займитесь улучшением жизни работников театра в их год. Если, что-то упустил -писал быстро, но честно.
Режиссер-постановщик КДТ А.Штендлер
P.S. Господа анонимщики! Заканчивайте писать писульки — от дела отрываете кучу народа. Отдуваться за вас приходится. Дмитрия Бессонова приглашаю приехать, посмотреть театр, поговорить. Может, кто-то что то еще от себя добавит.
От редакции Oblvesti.ru: Письмо публикуется в том виде, в котором мы его получили. Маериал не редактировался, правки и коррективы не вносились.