Контрольные органы Волгоградской области провели аналитическое мероприятие по изучению областной программы создания новых мест в общеобразовательных организациях региона.
Мероприятие аналитическое, а ощущения на душе после знакомства с отчетом, решительно скажем, паскудные. Мы не аудиторы КСП, которым по долгу службы положено быть дипломатами, мы журналисты, а потому расскажем все как есть. Не выбирая толерантных выражений.
Реализация программы, с которой работали аудиторы, заложена в границах девяти лет, с 2016 по 2025 годы. Казалось бы, дело только начинается — неужели смогли напортачить? А то! Нашим это вполне по плечу, ибо мастера!
Кошелек-кошелек, какой кошелек?
Волгоградской области за несколько лет нужно создать 29560 мест в школах. Причины две — школы ветшают и выходят из строя, кроме того, кое-где прогнозируется и позитивная демографическая ситуация. Позитивная, оговоримся, сравнительно. В последние годы рождаемость вновь падает.
Всего на «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Волгоградской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» нужно чуть больше 18 миллиардов рублей.
Начали реализацию данной программы региональные власти традиционно. То есть не заложили на нее ни копейки. Но начали, что нашло отражение в документах КСП в следующей формулировке: мероприятия осуществлялись-таки, хотя и «в отсутствие финансирования из областного бюджета».
На момент проверки было создано аж 2775 дополнительных мест за счет средств местных бюджетов — на это ушло около 9 млн рублей. «Стоимость создания 1 места варьируется от 6 тыс. рублей город Волгоград до 0,4 тыс. рублей по Камышинскому муниципальному району», — констатируют аудиторы.
Тут важно пояснить. Речь идет о том, что облвласть нагрузила муниципалитеты в меру благородной миссией уплотнения. А кое-где, с большой долей вероятности, не менее благородной миссией приписок. Головоломка «Создай новые места в действующей школе» стала очередной креативной задачей, которую в формате «нельзя не сделать» спустили на места.
Вообще-то программа предполагает, что регион должен полностью избавиться от необходимости обучения детей во вторую смену. Причем уже на первом этапе ее реализации, то есть к 2020 году.
Школьников, которые вынуждены учиться во вторую смену, в области почти 23 тысячи.
За 2013-16 их число немного сократилось — на 4,7 %. Хотя в нескольких муниципалитетах этот показатель даже вырос. Например, в обители коррупционного спрута — Городищенском районе.
Интересно, что в Среднеахтубинском районе, где ситуация не самая сложная, свидетельствуют аудиторы, она могла быть еще лучше, если бы была построена, как планировалось, школа в селе Рахинка.
Та самая, за включение которой в программу хотят упрятать за решетку бывшего депутата Николая Паршина. Виноват ли товарищ в коррупции или нет — установит суд. Но важно отметить другое: школу планировали еще два губернатора тому назад.
Паршина сейчас ищут следственные органы, а школу в Рахинке никто не строит.
Данные по прогнозу прироста числа школьников в областной программе «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Волгоградской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» разнятся с прогнозом ФСН (федерального статистического наблюдения).
Сама программа никак не бьется с муниципальными планами и другими областными же программами.
Прямая цитата из аналитического отчета аудиторов: «значения целевых показателей Программы не корреспондируется со значениями аналогичных целевых показателей государственной программы Волгоградской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 25.11.2013 №668-п в редакции от 31.01.2017».
Например, в постановлении по «развитию образования» все школьники должны обучаться согласно федеральным стандартам (к которым относится и отсутствие «второй смены) уже в 2019 году, а по нашей программе такой показатель должен быть достигнут только в 2021 году.
Но и он достигнут НЕ будет, уверены аудиторы. Нам с вами сомневаться в этом трудно.
Опять прямая цитата: «в городском округе город Михайловка полная ликвидация второй смены по всем ступеням образования возможна только к 2021-2022 году» (то есть на год или два позже завершения планового этапа). А вообще «установлено, что муниципальные программы, полностью интегрированные в федеральную и региональную программы, до настоящего времени не приняты».
Комплексный швах, не находите?
На втором этапе — 2021-25гг. — планируется перевести всех детей из школ с износом более 50% в новые здания — вновь построенные или кардинально реконструированные.
Сейчас в таких школах учатся 22 тысячи детей. Больше 70 % износ в школах, где обучаются свыше 6 тысяч школьников. Самая большая доля таких учреждений в Серефимовичском (29%), Нехаевском (21,1%) и Кикивидзенском районах.
В программе обещано, что к 2025 году таких не станет, но, изучив ее подробно, аудиторы КСП сделали вывод — это, согласно записанным администрацией Андрея Ивановича Бочарова конкретным планам, никак не получится.
«Следует отметить, что Программа утверждена с нарушением срока, установленного поручением Президента РФ на семь месяцев», — подчеркивают в КСП. Удивительно? Нет. Это хотя и ужасно, но привычно. У нас же и ЧМ-2018, конечно, будет, но подготовка к нему велась урезанно и аврально — не потому, что нет денег. Не хватает чего-то иного.
В 2017 году федеральный бюджет над школярами волгоградчины смилостивился и зачислил в казну движения вперед 447,8 млн рублей. 106,3 добавили на областном и местных уровнях. Но не от щедрости или осознания суровой необходимости, а просто потому, что клюнул жареный петух.
Они просто не смогли бы потратить федеральные средства, если бы не внесли хотя бы 20% софинансирования — таков закон. На что, а точнее — куда лихо перенаправили московский подгон дельцы с Ленина 9, расскажем чуть ниже, а пока о финансовых перспективах времен более отдаленных.
Они неубедительные.
На 2018-25 годы нужно без малого 17,5 млрд рублей. При этом «стоимость создания 1 нового учебного места варьируется от 473 тыс рублей (строительство здания общеобразовательной организации в р.п. Городище) до 1,134 млн рублей на строительство здания общеобразовательной организации в п. Солнечном Краснооктябрьского района».
Больше миллиона на одного школьника!
В среднем одно новое место в школе, по мнению сторонников Андрея Ивановича, должно стоить 609,6 тыс рублей. Много ли это? Тут есть вполне красноречивая статистика.
В Ульяновской области средняя стоимость всего 129 тыс рублей за место, в Саратовской — 309 тысяч. В большинстве соседних регионов — от 300 до 350. Выделяется Самарская область, где насчитали 536 тысячи, что все равно существенно скромнее, чем пожелания администрации Волгоградской области.
Воздастся ли по аппетитам?
Отвечает КСП: «с учетом вышеизложенного, запланированный объем расходов в Программе к получению из федерального бюджета (14148 млн руб) вызывает сомнение в возможности его получения. Так, например, в 2020 году при сохранении софинансирования из федерального бюджета на уровне 2017 года (81%), необходимо получить субсидию в 6,080 млрд рублей, что составляет 24,3% от субсидий из бюджета всем субъектам на эти цели».
Чтобы хоть как-то строить школы, Андрею Ивановичу и команде нужно сразу вывалить четверть бюджетных субсидий для всей страны. Иначе что?
По данным аудиторов, реальное перечисление из федеральной казны составит на 10 миллиардов меньше, чем того хотелось бы. При этом и сама область менять эту ситуацию не планирует.
В законе об областном бюджете запланировано 523 млн на 2018 год, в том числе 483,3 млн из федеральной субсидии. На 2019-20 не заложено ни копейки, хотя по программе, напомним, должно быть почти 8 миллиардов!
Москва, по мнению КСП, будет выделять стабильную сумму — те самые 483,3 млн — вплоть до 2025 года.
«Утверждение ассигнований в областном бюджете на последующие годы в объеме, запланированном в Программе, по мнению КСП маловероятно. Так, например, в 2020 году Программой запланировано строительство 15 школ с объемом финансирования 7 506,8 млн рублей, соответственно из регионального бюджета расходы должны составить 1426,3 млн (это при условии федеральных 81 %, которых точно не будет!), что составляет 14,8% от ежегодных расходов на общее образование и 44,8% на субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности», — свидетельствуют беспристрастные аудиторы.
В общем, опуская словесные кружева, аудиторы почти прямым текстом заявляют: «команда Бочарова суть словоболы». Ну или фантазеры, если так вам более угодно.
Долина, чудная долина…
Почему же вообще федералы не хотят давать на школы несчастного Волгоградского региона бесчисленные миллиарды? Предположим — потому, что, как и мы, так и КСП-шники считают движенцев вперед лютыми словоболами.
Вы вот верите, что люди, которые за три года построили пару школ, за один 2020-й построят 15? Даже с учетом космических размахов гипотетического финансирования? Вот и мы не верим.
Хотели бы, но опыт показывает, что не стоит.
А еще потому, что знают, как Бочаров и его команда потратили первый федеральный транш. Знаем это и мы. Теперь будете знать и вы, уважаемые товарищи читатели.
Все 447,8 млн рублей, которые направил федеральный бюджет в 2017 году, пошли на возмещение затрат на строительство школы на 1000 мест при застройке микрорайона «Родниковая долина». Открыли школу, кстати, уже в наступившем году. Причем Андрей Иванович так с порога и огорошил: «школа станет базовой для всего Волгограда».
Не то, чтобы мы так уж сильно удивились, но возникает пара непоняток. Ладно, кущеря Советского района — центр Ойкумены. Ну видит так человек, чего вы. Но означает ли эта высокопарная чушь, что десятков новых школ в 2019-2020 году никто строить и не планирует?
А здесь чуть-чуть про «комплексный подход». Именно для строителей «долины» был выделен без конкурса огромный участок земли. Потом новые льготы для них прописали отдельным областным законом.
Начиная с 2017 года «Родниковая долина» должна была сдавать определенный объем жилья, но не сдюжила.
Что сделала послушная Андрею Ивановичу областная дума? Верно, вновь поменяла закон задним числом. Для пришлой компании, которая и так имеет массу преференций.
Ну а чего ждать от думы, если этого застройщика лично и настойчиво рекламирует губернатор.
И ладно бы они сдавали свои дома и прочее, а то ведь может получиться, как обычно.
Люди ли вы?
С 2013 по 2016 число муниципальных школ в Волгоградской области сокращено с 972 до 779. В отчете КСП это описано толерантным выражением «система претерпевала изменения».
Больше 160 школ закрыто в сельской местности. При этом оставшиеся зачастую имеют очень внушительную недокомплектность.
В среднем в 2016 году на одного учащегося в сельской местности приходится 21,5 кв метра, а в городах почти вдвое меньше — 11,6 кв метра.
«Максимальное значение сложилось», как отмечают аудиторы, в Киквидзенском районе, где на одного ученика приходится 57,4 метра.
До 2025 года численность учащихся будет расти в городах и примерно в половине районов. А вот на пространствах 13 районов — Жирновского, Чернышковского, Палласовского, Старополтавского и других — школяров станет еще меньше.
Износ не в 50%, а в 70 % есть в 96 школах, причем 81 в сельской местности.
Это еще не самая вопиющая статистика, раскрытая в анализе КСП.
Из 768 муниципальных школ нет пищеблоков в шести школах, еще в восьми они есть, но решительно не соответствуют санитарным нормам.
В 92 школах нет никакого медицинского кабинета, еще в двух есть, но такие, что лучше бы и не было.
Системами охранной сигнализации обеспечены всего 193 школы (25%), видеонаблюдения до сих пор нет в 6% школ, а системы контроля установлены всего в 21% учреждений.
Систему оповещения и управления эвакуацией не имеют 30% школ, противодымной защиты нет в 78%, противопожарного водоснабжения нет в 32% случаев.
Наконец, в 9% наших школ нет водопровода, а в 10,4% канализации.
Это XXI век, это регион федерального значения. Власти которого не планируют тратиться на изменение ситуации, только если Москва не даст избыточные ассигнования. При этом заплатить за пару песен уважаемому Льву Лещенко больше 2,2 млн рублей областной бюджет в состоянии.
Как это?
Даже если прописанная программа будет выполнена полностью (что нереально), то в девяти муниципалитетах все равно останутся вторые смены, посчитали в КСП. При этом посчитано также, что истинная потребность — если верить расценкам образца команды Андрея Ивановича — в строительстве новых школ такова, что нужно затратить до 2025 года не 18 миллиардов, из которых, напомним, скорее всего будет не больше 4 млрд федерального финансирования, а 30,8 миллиарда.
Пока эту феноменальную сумму не найдем, никаких ощутимых перемен не увидим. Будет местами латание дыр, а местами новые масштабные бизнес-проекты за наш с вами счет, которые комплексно похвалят как «базовые» для всего города.
Ну так что, ждем денег на закупку новых кроватей? Или все-таки меняем уже, хм… команду?
Андрей Петровский