Мало кто остался равнодушным к жуткой истории, которая произошла в Волжском 20 декабря около одного из подъездов. Здесь 41-летний мужчина исполосовал ножом свою 29-летнюю возлюбленную на глазах очевидца. Нападавший пришел к женщине домой для выяснения отношений, прихватив нож. Зная, что дома находится ее ребенок, он вывел жертву на улицу, где и совершил жестокое нападение. Несмотря на многочисленные колото-резанные раны не теле, в том числе в области головы и лица, девушке удалось выжить.
Нередко после подобных трагедий некоторые задаются вопросом: «Почему женщины терпят рядом агрессоров, которые могут быть опасны». Кроме того, в правоохранительных органах подтвердили, что мужчина ранее уже был судим.
Психолог Эвелина Гаевская объяснила, как выходит так, что подобные отношения, которые могут привести к трагедии, продолжают существовать.
-Отношения с человеком, склонным к насилию, обычно невозможно разорвать или прекратить по желанию жертвы. Во-первых, в таких отношениях жертва часто дезориентирована, то есть действительно не замечает «сигналов» об опасности. Во-вторых, это часто созависимые отношения, прекращение которых для жертвы требует либо сверхусилий, либо серьёзных потерь, либо и того, и другого. В третьих, даже в том случае, когда у жертвы есть собственные ресурсы (деньги, квартира, поддержка близких), и она решает уйти от агрессора— даже в этом случае это сделать трудно. При сопротивлении жертвы агрессор усиливает свою агрессию, начинает действовать более активно и жестко, — указывает специалист.
Кроме того, по мнению психолога, в стрессовых или конфликтных ситуациях может сработать психологическая защита регрессия.
-Эмоционально неустойчивый, с определённым воспитанием и личным опытом человек в стрессовой ситуации бессознательно может вести себя примитивно, так как его привычный защитный психический механизм — это регрессия. В данном случае мужчина выбрал нецивилизованный, но проверенным веками способ решения конфликта: наказание женщины. По отношению к ребёнку сработали какие-то социальные ограничения, а по отношению к женщине — нет. Возможно повлияли такие факторы, как воспитание в семье и социально одобряемые модели гендерного поведения. Национальные традиции могут как снижать агрессивное поведение в общении между мужчиной и женщиной, так и повышать его.
Эвелина Гаевская также упоминает термин «виктимблейминг», который как раз употребляется для в случае, когда на жертву преступления, несчастного случая или любого вида насилия возлагается полная или частичная ответственность за совершённое в отношении неё нарушение.
— В обществе, в определённых культурно-социальных слоях, традиционно «правильной» считается мужская агрессия, которая выдаётся за активность, решительность или даже мужественность. Считается «нормальным» не воспринимать женское «нет» как отказ.
И традиционно в ситуациях, когда женщина страдает от насилия от близкого мужчины, обвиняют женщину, что она «не ушла», «не распознала сразу». К сожалению, подобные высказывания говорят о, в общем, поддержке насилия в адрес женщин, о виктимблейминге.