Илья Худобин, уроженец Волгоградской области, отправился в зону специальной военной операции добровольцем, пополнив ряды ЧВК «Вагнер». Как отмечает бывшая супруга Ильи Виктория, так он надеялся искупить свою вину перед семьей.
— Он хотел, чтобы его дочка им гордилась, — рассказывает Виктория.
В феврале 2023 года Илья был ранен, проходил лечение в госпитале города Луганск. После лечения снова оказался на передовой. К сожалению, 28 марта 2023 года он получил смертельное ранение термобарическим снарядом в Бахмуте-Артемовске. Боец награжден медалью «За отвагу», имеет благодарность от главы ЛНР Леонида Пасечника.
— Только 25 мая мы смогли похоронить Илью на Аллее славы кладбища в Кировском районе Волгограда. Похороны прошли со всеми воинскими почестями, — делится Виктория.
Разрешение на погребение бойца на Аллее славы семье был выдано администрацией города Волгограда. Тогда о храброй смерти волгоградца писали многие СМИ, его семья в ноябре прошлого года была среди приглашенных на фестивале документального кино «RT.Док. Время Героев». Тогда Виктория еще не представляла, что вскоре ей придется доказывать участие ее бывшего мужа в спецоперации, в которой он и погиб.
— К сожалению, как часто бывает, на этом какая-либо поддержка и внимание со стороны власти для нас закончилась. По сегодняшний день мы даже не можем добиться признания Ильи участником СВО, ветераном боевых действий. А его 13-летняя дочь не может пользоваться никакими льготами и правами ребенка участника СВО. Я считаю, что в отношении моей дочери не соблюдается закон и не применяется тот самый неформальный подход при решении проблем близких участников СВО, — делится Виктория.
В конце прошлого года семья бойца подала необходимые документы в Волгоградский областной военный комиссариат для оформления Удостоверения Ветерана Боевых Действий. Со слов Виктории, ответ им до сих пор не поступил. Было обращение и в администрацию Волгограда.
— В ответ на мое обращение к главе города-героя Волгограда Владимира Марченко об оказании единовременной материальной помощи, в случае гибели участника СВО, членам его семьи, я получила отказ. Он мотивирован тем, что на Илью Худобина средства из Резервного фонда Администрации Волгоградской области на оказания материальной помощи членам его семьи не поступало. В этом ответе они ссылаются на Постановление №192 п1. Согласно документу, средства на лиц, проходивших службу в ЧВК, не предусмотрено. Я считаю, что в отношении моей семьи, моей дочери применяется абсолютно формальный, даже бесчеловечный подход.
Вместе с тем Виктория утверждает, что какую-либо юридическую или психологическую помощь, которую обещали семьям участников СВО, они также не получали.
— Дети участников СВО, живых и погибших, должны вспоминать своих отцов с чувством гордости, а не испытывать бюрократические трудности.
Напомним, в ходе «Итогов года» с президентом России Владимиром Путиным, которые были подведены 14 декабря прошлого года, глава страны обратил внимание на проблему при получении льгот, с которыми сталкиваются участники ЧВК. Тогда Владимир Путин отметил, что юридически частных военных компаний в России нет — они не предусмотрены законом. Тогда же президент обозначил еще одну проблему — контракты участниками боевых действий в рамках частных военных компаний с государством не заключались. Несмотря на это президент уже тогда указал на необходимость уравнять права участников ЧВК и других добровольцев.
— Они имеют право на все льготы социальные, на любую форму поддержки со стороны государства, которой пользуются другие участники боевых действий. В этом нет никаких сомнений, это моя принципиальная абсолютно позиция, — отметил Путин.
За разъяснением ситуации журналисты ИА «OBLVESTI» обратились в филиал государственного фонда поддержки участников СВО «Защитники Отечества» по Волгоградской области. Здесь журналистам ответили, что с ситуацией уже знакомы и обещали подготовить комментарий по данной проблеме, однако, на момент публикации ответа на редакционный запрос не поступало.