Как находить слова утешения, как пережить потерю близкого и выявить у спасателей профессиональное выгорание – ответы на эти вопросы знает 26-летняя Анастасия Бахарева, старший инспектор отдела медицинского и психологического обеспечения управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по Волгоградской области. Девушка родилась в Волгограде, окончила ВИУ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Всегда выбирала для себя творческие увлечения – рисование, роспись. Однако будучи студенткой поняла, что главное увлечение ее жизни – психология человека.
Почему выбор пал именно на эту профессию?
— В профессию я пришла сразу после окончания вуза, а именно с 1 августа 2019 года. Еще по окончанию школы поняла, что эта профессия может стать увлекательной для меня, а выезды в зоны чрезвычайных ситуаций меня не пугают, так как я осознавала важность и благородность этой работы. Поэтому в профессию пришла, можно сказать, по зову сердца. Я окончила вуз по направлению «психология служебной деятельности», поэтому сложностей при трудоустройстве для меня не было. Одними из важных требований были стрессоустойчивость, умение включаться в работу, обучаться новому и внутренняя, моральная готовность.
Что входит в ваши обязанности?
— Наша деятельность делится на несколько направлений. Одно из них — это работа с населением в зоне чрезвычайных ситуаций, происшествий. Второе направление — работа с профессиональными контингентами, он же — личный состав. Мы занимаемся профессиональным психологическим отбором, диагностикой и оценкой кандидатов на должности в системе МЧС России, оцениваем и прогнозируем успешность выполнения трудовых обязанностей. Что касаемо личного состава, то здесь работа многогранна. В первую очередь, мы занимаемся психологической профилактикой психоэмоционального состояния, чтобы предупреждать, в том числе, такие феномены, как профессиональное выгорание, стрессовые состояния. Проводим систематический мониторинг психоэмоционального состояния, чтобы после корректировать состояние всех категорий личного состава.
На каких крупных происшествиях вы работали?
— Взрыв АГЗС в Тракторозаводском районе Волгограда, крупномасштабное ДТП детской сборной по баскетболу, встреча граждан Украины в 2022 году с последующей работой на телефоне «горячей линии» и в пунктах временного размещения. Случались эвакуации населения при лесных пожарах, из последнего — эвакуация детского лагеря «Орленок».
На месте взрыва АГЗС я взаимодействовала с населением, людьми, которые были свидетелями произошедшего, были пострадавшие, с которыми также проводились работы в стенах больницы. Кроме того, к тушению возгорания привлекался наш личный состав, один из наших сотрудников погиб. Я и мои коллеги в дальнейшем курировали семью погибшего по своему направлению. При происшествии на дороге, в котором погибли девочки-баскетболистки, зон работы было больше. ДТП случилось по пути в Ставрополь, к месту отправилась моя коллега, которая организовывала психологическое обеспечение на месте во взаимодействии с нашими коллегами из Ставропольского края. Моя же работа заключалась в сопровождении процедуры опознания, выдачи тел в морги Волгограда после доставки. После я сопровождала и похороны девочек. Моментов, которые остались в памяти, много… Но самое запоминающееся было то, как много людей пришло попрощаться с погибшими девочками, как много было неравнодушных.
При каких происшествиях лично вам работать тяжелее всего? Бывали ли случаи, когда вам не удавалось совладать с эмоциями?
— Тяжелее всего даются происшествия, при которых работаешь в морге, при опознании и выдаче тел. В связи с тем, что это является частью работы, в такие моменты всегда нужно держать самообладание, так как рядом люди, которым гораздо тяжелее. В такие моменты думаешь в первую очередь о долге. Именно это и профессионализм, нарабатываемый с опытом, помогают.
Как находить нужные слова для утешения родственников погибших или оказавшихся в беде людей? Как правильно утешить человека, потерявшего близкого? Этому возможно научится?
— Каждый случай очень индивидуален, поэтому универсальных слов не существует, но основная задача в подобных ситуациях в первую очередь — это дать человеку возможность выговориться, выплакаться, быть с ним рядом, дать понять, что в этом горе он не один. В случае, если мы говорим о происшествиях, всегда важно понимать, что в любой ситуации можно найти способ, как жить дальше, какие шаги предпринимать, мы помогаем в выстраивании дальнейшей жизненной перспективы. Если речь идет о потере близкого человека, то после эмоциональной реакции, мы стремимся помочь человеку осознать, принять случившееся, отгоревать.
Изменилось ли ваше отношение к жизни после трудоустройства на эту должность? Изменилось ли отношение к смерти?
— Изменилось и то, и другое. После каждого происшествия как будто с новой силой понимаешь, как важен каждый прожитый день, учишься радоваться каждой, казалось бы, мелочи. Хочется проводить больше времени с семьей.
Повысился ли уровень беспокойства за близких после трудоустройства в МЧС России? Может, появились свои собственные страхи?
— Не могу сказать, что такое произошло со мной. В целом, благодаря этой работе повысился уровень умения находить выходы из сложных жизненных ситуаций и действовать тогда, когда необходимо принимать решения в состоянии, к примеру, стресса или тревоги.
Как вы восстанавливаете свои ресурсы? Есть ли методы, которые помогают восстановить эмоциональное состояние после смены?
— У нас предусмотрены комнаты психологической разгрузки, которых в гарнизоне несколько. В них есть вся необходимая техника, позволяющая не только восстановить состояние, но и научиться навыкам совладания с тревожностью, стрессом, чтобы применять их в жизни. Дома мне позволяет восстанавливаться множество моих творческих увлечений, смена обстановки, и, главное, семья.