О таких феноменах, как «медицинский потребительский экстремизм» и «оборонительная медицина», а также как с ними бороться, рассказывает Заслуженный юрист России, доктор юридических наук Светлана Казачёнок.
— Не так давно приходилось представлять интересы одной медицинской организации, — делится Казачёнок. – Там женщине сделали пластику, а через год она выдвинула претензии, что у нее появились морщинки. При этом ей, извините, 60 лет – образование морщин неизбежно в силу возрастных особенностей организма. Что касается врача, то он абсолютно точно оказал услугу качественно. Но так или иначе, процесс длился год: экспертизы, суды. Представьте, с каким чувством доктор всё это время выполнял свою повседневную работу, отвлекался и, соответственно, каковы потери в объёме оказываемых учреждением услуг. И таких случаев масса – статистика сообщает о шести-семи тысячах исков по стране в год в отношении медиков от субъективно недовольных пациентов. Это и есть феномен медицинского потребительского экстремизма. Он, в свою очередь, приводит к защитной реакции со стороны врачей – к внедрению так называемой оборонительной медицины. Когда медики, чтобы минимизировать риски, стремятся оказывать услуги не с учетом особенностей организма конкретного пациента, а строго по стандартам и универсальным медицинским рекомендациям. Естественно, это исключает гибкость в работе врача, но зато привносит в его труд некоторую безопасность – всегда можно сослаться на то, что всё было выполнено в соответствии с требованиями. Мое мнение – оградить медиков от проявлений потребительского экстремизма могло бы внедрение системы страхования их ответственности. Чувствуя защищенность, врач, соответственно, будет выполнять свою работу гибче, а значит, более качественно. Но вот кто будет заключать и оплачивать эти страховки – организация или сам медик – вопрос принципиальный и требующий правовой проработки.