Вряд ли французский математик и инженер Франсуа Жозеф Сервуа, 252-ю годовщину со дня рождения которого весь цивилизованный мир отметил в минувшем июле, предполагал, что истинное подтверждение термина «коммутативность» (перемещение) будет получено 8 сентября 2019 года двумя простыми русскими учёными. Они не просиживали штанов в библиотеках, не стирали пальцы в кровь, гоняя деревяшки абакусов, они не страдали фигнёй. Не желая личной славы, обуреваемые исключительно жаждой познания и желанием прославить незаслуженно забытое имя французского артиллерийского офицера, наши современники делом доказали верность аксиомы: от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Шафл
8 сентября 2019 года по окончанию Единого дня голосования стали известны имена 38 человек, которым Андрей Иванович Бочаров доверил высокую честь быть депутатами Волгоградской областной думы.
Формула формирования депутатского корпуса была такой: 19 (по партийным спискам) + 19 (по одномандатным избирательным округам). Не беда, что из получившейся суммы часть товарищей как бы приподвычиталась. Проще говоря, из получивших мандаты в Думе оказались не все. Ведь, как известно, для депутата высшей, приоритетной волей является воля его избирателя. И раз избиратель сказал: «Слушайте-послушайте, а отдайте-ка мандат ну… этому… как его там… ну, вон тому, совершенно понятному, пухленькому» – значит, так оно и должно быть. Так оно и стало. Рокировка прошла безболезненно.
Ещё двое избранных меньше чем через месяц после 8 сентября ушли за рыбным обозом в Москву. Порадуемся за них. Пожелаем им вслед попутного… ветра… да, ветра и немножко позавидуем, поскольку они ушли в столицу, а нам 5 ближайших лет жить бок о бок с теми, кто остался.
И снова об арихметике
А кто бы ни остался – волгоградцам от этого ни тепло, ни холодно. Поскольку все назначенные Бочаровым депутаты имеют одну фамилию – Блошкин. И все, как один, входят в одну фракцию – фракцию Блошкина. Таким образом, Волгоградская областная дума опередила время, первой воплотив в жизнь вопрос дискуссии о необходимости возвращения к межпартийным блокам. То есть, Волгоград стал центром, выражаясь словами главного трубадура бочаровщины Антона Лукаша, «новой политической культуры». К вопросу о том, как город Героя принуждали к этой «культуре», мы вернёмся в самое ближайшее время, это тема для отдельной публикации.
А пока давайте обратимся вновь к нашим драгоценным баранам. Констатируем: официально признающих себя единороссами стало меньше, но они стали качественно более офонаревшими.
Для начала представители иных политических ориентаций (тоже, впрочем, единороссы, но латентные) пролетели мимо постов руководителей комитетов облдумы. Партия, получившая меньше 20% голосов, забрала все 11 вакансий. Разумеется, как это и принято у новых политически культурных, ни один депутат из латентных такой расклад под сомнение не поставил. Даже больше: лидеры жёлто-синего крыла единороссов и красного единороссовского крыла так и вовсе сообщили о начале «конструктивной совместной работы» с губернатором (дай Бог ему здоровья!!!) и материнской партией. То есть, едва не отняли хлеб у председателя законодательного собрания области.
Едва, но всё же не отняли.
«Спасибо за доверие Владимиру Владимировичу, Андрею Ивановичу Бочарову (пауза) и населению Волгоградской области», – сказал сразу после избрания спикером думы Александр Иванович Блошкин. За Бочарова и население всё понятно, но каким образом к избранию этих вот в областной парламент причастен Владимир Владимирович, истории не известно.
А кто остался?
Чтобы понять, что есть облдума шестого созыва, нужно внимательно изучить её, так сказать, состав. Сложности это не представляет, поскольку, как я уже писал выше, фамилия у всех новоизбранных одна — Блошкин. Поэтому с него и начнём, поскольку 38 (или сколько их там?) политкультурных единогласным манером на пост спикера избрали первородного, так сказать, Альфа-Блошкина.
Личность эта примечательная во многих отношениях.
В телеграм-каналах эту приметную фигуру с седым ёжиком любят с кем-то сравнивать. Нынче вот с Вячеславом Володиным начали, а раньше, например, с Борджиа, с Торквемадой. Да что там – я лично его Киквидзенским Макиавелли окрестил!
Потому что Блошкин — он как Сталин. Не в смысле «кровавый палач», и уж точно не «взял с сохой, а оставил с атомной бомбой». А в смысле, что Блошкин для каждого свой. Даже так:
Каждому по делам его свой Блошкин.
Для кого-то он — это тот странный седовласый чиновник, строчащий что-то на iPhone на фоне чуть ли не лично им организованного митинга сторонников Навального. Для других он — человек, рассказавший о покушениях на губернатора ещё до того, как это стало мейнстримом.
В деле Александра Тарасова Блошкин — свидетель, подтверждавший, если верить озвученному в суде, что действующий глава района организовывал предвыборную кампанию «Единой России» вместе с чиновниками областной администрации. Ну только что «вне рабочего времени». Вроде.
Отточенный стиль Блошкина не уникален, но запоминается. Заставить вскакивать с неудобных глубоких кресел престарелых общественников – шик же, правда?
Некоторые всерьёз считают Блошкина «эффективным политическим менеджером». И я с этим определением на 100% согласен. Равно как согласен с Лукашем в части «новой политической культуры». Я сейчас совершенно серьёзно, без шуток — Блошкин действительно самый эффективный менеджер команды Бочарова. Причём гораздо более эффективный, чем сам Бочаров.
Однако совершенно необходимо понимать, что высочайшая результативность Александра Ивановича распласталась на трёх черепахах бочаровского мироздания: абсолютной никчёмности тутошных элит, чудовищной деградации политоппонентов и тотальном пренебрежении если не буквой (это, как известно, должен доказать суд), то духом закона. Исключительно при таких раскладах «метОда Блошкина» работает, номинально цементируя систему под «как надо», а на деле усиливая отрыв власти от населения. Рано или поздно, как и всякий гнойник, эта модель прорвётся. Будет неприятно и даже больно. И поздно искать виноватого.
В Москве это прекрасно понимают. Вот в рейтинге «Индекс власти» авторитетного «Давыдов.Индекса» Блошкин в качестве куратора внутренней политики в регионе не появлялся даже в топ-40. В последнем для себя рейтинге он поделил 62-64 места. Ниже только представители регионов вроде Владимира, Пензы, Тывы и республик Северного Кавказа.
Понимаете, какая штука? Блошкин — это не просто конкретная личность. Это явление, культурный пласт, коих наша земля рожает регулярно. Сотни их, чьё время когда-нибудь закончится, но сейчас они доминируют. Рассеяны такие персонажи по региону федерального значения и пользуют все ресурсы области от души.
Деятели, общавшиеся с Блошкиным напрямую, рассказали, что ещё за сутки до конференции единороссов, на которой Андрей Иванович Бочаров назначил сенатором от облдумы Сергея Васильевича Горнякова, будущим членом Верхней палаты от думы себя считал как раз Александр Иванович. И был в этом уверен. Горняков рассматривался как самый крайний случай. Но что-то сорвалось. Передумал ли сам Бочаров, или его Москва поправила, мы не знаем.
Вторым, кто, не помня себя от счастья, нарезал в столицу, стал Николай Михайлович Семисотов. Известный предприимчивостью и тёплым отношением к семье. А также космическими планами, которые уже не будут реализованы. За что спасибо правоохранительной системе. И спасибо Бочарову, что системе будет сложнее пресекать новые попытки предприимчивости, которые непременно возникнут на теперь более высоком уровне.
Остальные
Первым замом Блошкина в думе стал Сергей Булгаков. В прошлом созыве заслуживший погремуху «экономический прорыв». Такой присказкой он отвечал на все вопросы: да, мол, «есть пока ещё небольшие недостатки, но в целом с четырнадцатого года у нас начался экономический прорыв».
Лихой орёл «движения вперёд», бросатель двух рыцарских перчаток (мимо) в федерального политолога Дмитрия Орлова, большой критик оппозиции вообще и КПРФ в частности. Даром что начинал политическую карьеру главой Старополтавского района именно от коммунистов. Сейчас, в рамках сделки по проводу нужного депутата от коммунистов же, Булгаков снялся с одномандатного округа. Но вернулся как списочник.
Из остальных вице-спикеров упоминания заслуживает Дмитрий Калашников. Главный «эсер» области умён, достаточно ресурсен и имеет за плечами сравнительно безоблачную биографию. Но у него один системный недостаток — он слишком осторожный и просто патологически уживчивый. Если бы не эти спорные достоинства, то сейчас уже был бы губернатором Волгоградской области. Собственно, не стать им ему в этот раз было сложнее, чем стать. Вот он и решил не выдвигаться вовсе. От греха. Растратив свой личный потенциал на победу над одним конкретным оппонентом губернаторской команды. Дмитрий — как курочка, которая предпочитает клевать по зёрнышку. До поры это очень верная тактика. Но когда-то придёт пора из этой зоны комфорта выйти.
Хотя состав думы обновился почти на две трети, среди руководителей комитетов много лиц, которые до боли знакомы жителям РегФедеЗнача.
Бюджетный комитет вновь возглавляет крупнейший латифундист и вообще «золотой человек» Илья Кошкарёв.
Владимир Ефимов. Приехал в Волгоград 20 лет назад, из которых уже 16 на депутатстве! И хотя ещё года три назад о сельском хозяйстве сведения он имел разве что как потребитель съестного, в нынешнем сОзыве Владимир снова возглавил аграрный комитет.
Руслан Шарифов совершенно великолепным (поищите результаты голосования по Советскому району и поймёте) образом продлил абонемент.
В прошлом созыве он возглавлял комитет предпринимательства, собственности и «инновационной экономики». Как с этими направлениями у нас в регионе, вы знаете. В новом призыве на него взвалили промышленность. Позырим, чо.
Бывший журналист-расследователь и нормальный человек Александр Осипов вновь и с удовольствием покатился по наклонной депутатства. Правда, на фоне его прошлых «заслуг» культуру ему доверить не рискнули (нах… оно кому надо?!). Комитет по культуре, делам национальностей и казачества, вопросам общественных объединений, религиозных организаций и информационной политики возглавила Татьяна Бухтина. И сразу стала героем шедевральной видеозарисовки от коллеги. Словосочетание animal-терапия, нам кажется, может стать рефреном всего шестого созыва. Хлёстко, в бровь, без обиняков.
Самый колоритный и одновременно потерявший страх персонаж — это экс-вице-губернатор Валентина Гречина. Депутатом она не была, но в исполнительной власти нагородила такого, что вспоминать будут долго. В сравнении с 2014-м годом объём ввода жилья (и без того небольшой!) упал почти в два раза. Про прославленные крупные инвестпроекты, ставшие долгостроями, все в курсе.
«Необходимо доносить до людей информацию, чтобы они стали реальными участниками, а где-то и реальными контролёрами процессов, которые происходят сегодня в регионе. Очень много объектов создаются, в первую очередь, для жителей Волгоградской области», – цитата новоиспечённого председателя профильного комитета областной думы. Так и хочется сказать, что мы знаем этих жителей. Их всего-то человек 15. И половина в любой момент жителями могут перестать быть.
С её персоны переходим к составу рядовых «народных избранников». Среди них немного совсем уж новых лиц, не засвеченных прежде в… ну, в этом вот во всём.
Первая среди равных, конечно, телеведущая, медиаменеджер и красотка Надежда Кулешова, два года размышляющая на тему интервью для Oblvesti.ru. Единственный во Вселенной человек, сумевший разговорить Андрея Ивановича, она уже, как виделось со стороны, против своей воли стала сопредседателем ОНФ. Но оказалось, что отнюдь. Уж если началось движение, то только вперёд. После областной, предполагаем, ждёт Надежду Госдума, куда её наладят в 2021-м.
Как туда же будут пихать и Михаила Струка, полуторный раз депутата и сына бывшего депутата, яичного олигарха Владимира Струка. Теперь Михаил ещё и руководитель «Единой России» в облдуме. Говорят, семья Струков очень напряглась. В нынешнюю эпоху такое почётное внимание почти тождественно приглашению «поделиться» бизнесом. Говорят.
Чем может поделиться Самвел Аветисян, директор пивзавода «Буржуй», мы примерно представляем. Здравым смыслом и рассудительностью, само собой.
Его продукцию едва ли когда-нибудь пробовал Сергей Геннадьевич Четвериков. Он возглавляет АО «Волжский трубный завод». Предприятие-гигант стагнирует. Вот в 2015-м выручка была почти 82 млрд рублей, а сейчас — 71,8 млрд. Прибыль же и вовсе сократилась на 82%! С такой динамикой самое время передавать опыт.
Борис Борисович Коротков из Светлоярского района явление в чём-то более уникальное, чем Блошкин. И отдельного материала в нашей редакции он дождётся. Скорее всего, цикла. Работаем – рук не хватает всё разобрать. И, главное, помочь некому – расследователи с интервьюерами по думам разбежались.
Есть совсем неведомые лица. Например, депутат Екатерина Мицукова, которая в телеэфире признавалась, что «никогда ничего общего не имела с политической или общественной деятельностью». Она руководит двумя компаниями, у одной из них годовая выручка стабильно около 200 млн рублей. По второй данных нет. Чьей супругой является Екатерина Игоревна, мы доподлинно не знаем, но слухи очень ходят интересные.
Желаем депутату успеха на законотворческой ниве!
Вообще персонажей, не связанных с крупным или сверхкрупным бизнесом, в думе нет. Так или иначе, опосредованно, через дядю жены, но как минимум половина представляет эти круги лично и открыто.
Несмотря на то, что все однофамильцы.
Дмитрий Бессонов