О том, что хор, основанный в 1943-м году, сразу после окончания Сталинградской битвы, старейшая творческая единица Волгоградской областной филармонии, может прекратить свое существование незадолго до своего 75-летия, портал Oblvesti.ru рассказывал неделю назад.
Не найдя понимания у волгоградских чиновников от культуры, артисты обратились за помощью в Администрацию Президента РФ, а также к главе Всероссийского хорового общества, знаменитому дирижеру Валерию Гергиеву и председателю Общественного совета при Минкультуры России, исполнительному директору ВХО Павлу Пожигайло.
Возможно, именно эти шаги заставили руководство областной филармонии форсировать развитие событий.
Рассказывает главный дирижер Волгоградской хоровой капеллы Александр Лаврушкин:
«В уведомлениях, которые нам предлагали подписать до отпуска, говорилось, что должности сокращаются с 10 октября. Следовательно, до этой даты мы находились в непонятном статусе, без госзадания. И вдруг, буквально позавчера (30 августа, — прим. ред.), появилась информация, что в «Царицынскую оперу» передано штатное расписание и финансирование на весь состав. Позавчера же в отделе кадров сообщили, что мы должны написать два заявления: одно на увольнение, другое – о приеме на работу в «Царицынскую оперу». Все это на словах, без каких-либо гарантий. Обещали взять весь состав, за исключением руководителя, то есть меня. Со мной вопрос висит в воздухе, непонятно – кто я и что я.
Это все было сказано мне начальником отдела кадров после достаточно напряженной беседы со Светланой Матовой, которая довольно энергично и нервно попыталась мне объяснить, что я плохо выполняю обязанности руководителя, вношу смуту в работу коллектива. С артистами на контакт Матова по-прежнему не идет. Она сказала гениальную фразу: «Мне некогда встречаться с коллективом. Я, в отличие от вас, работаю».
Настораживает следующее. Мы никаких документов не видели, никаких приказов, никаких распоряжений комитета культуры. Не встречались по этому поводу с представителями «Царицынской оперы». Вчера еще наш коллектив существовал, а сегодня, получается, его уже нет. Справедливости ради нужно отметить, что несколько наших сотрудников, у кого закончился срочный договор, уже устроились в «Царицынскую оперу». Но у них просто не было иных вариантов».
А вчера вечером до артистов капеллы дошли слухи, что на работу их больше не пустят. Так и получилось.
Утром 1 сентября ключи от репетиционных помещений хоровой капеллы, которые областная филармония арендовала у «Царицынской оперы», артистам на вахте выдать отказались. Мотивировали это тем, что срок договора закончился.
«Коллектив еще в раздумьях, решение никто не принял, а нас уже лишили помещения. Мы там (в филармонии, — прим. ред.) еще не уволены, еще в штате, а нас уже не пускают. Это вот что?», — возмущались участники хора.
Что, да зачем, до почему? Слишком много вопросов. Идите по домам, граждане. Не мешайте работать тем, кого еще не успели оптимизировать или реорганизовать.
К отказавшимся расходиться артистам, которые хотели даже вызвать полицию и попробовать попасть на рабочее место с ее помощью (в репетиционных помещениях, заметим, осталось имущество капеллы и личные вещи исполнителей), приехала Ольга Гусева, председатель регионального профсоюза работников культуры.
Она сказала, что формы перевода и приема можно отрегулировать. Сообщила, что директор «Царицынской оперы» Леонид Пикман готов встретиться и сделать предложение о приеме на работу всем, кто пожелает. Пообещала, что лично будет отстаивать интересы капеллы до конца при любом развитии событий.
На прямой вопрос о том, почему вдруг артистов передумали увольнять в соответствии с июльскими уведомлениями, где стоит срок 10 октября, Гусева высказалась несколько туманно и не совсем в тему.
«Для того, чтобы уволиться по собственному желанию, воля должна быть работника. Уведомления вручили. Если кто не хочет уволиться по собственному желанию и перейти на другую работу, он будет сокращен. Вопрос в следующем: после 10 октября кто-то примет вас на работу или нет?», — сказала Ольга Сергеевна.
Такой незатейливый ультиматум (или что-то, на него подозрительно похожее) не очень понравился собравшимся, а словам без гарантий и вовсе верить не захотели. Вполне справедливо, заметим, поскольку разных слов уже было сказано много, обещаний дано еще больше, а заканчивается все именно так… Впрочем, просто — все заканчивается.
Кроме того, речь шла не просто о рабочих местах. Александр Лаврушкин заметил, что они хотят в первую очередь сохранить капеллу: «Спасибо Леониду Пикману, что он нашел возможность на какое-то время приютить людей. Но я уверен, что это временно, от силы на год. Потом эти люди уйдут в никуда. Вопрос стоит совершенно в другом ключе: уничтожается старейший коллектив филармонии. Уничтожается абсолютно хамским образом. Абсолютно беспринципно и цинично».
Договорились в итоге о том, что все стороны возьмут паузу на размышления и вернутся к разговору в начале следующей недели. Ольга Гусева сказала, что в понедельник лично пойдет в комитет культуры Волгоградской области и будет просить, чтобы его председатель, вице-губернатор Владимир Попков встретился с коллективом.
Об этом уже много раз было сказано: наши большие начальники не считают нужным опускаться до общения с «холопами», пока жареный петух не клюнет. С домашним заданием они вновь справились плохо. Хоть снова за парту отправляй, как раз День знаний.
А тут как раз подоспела информация о том, что вопросы с арендой, внезапно, решены — артисты могут проследовать на рабочие места.
То ли присутствие многочисленных СМИ так повлияло, то ли просто культурные начальники испугались, встретив такой отпор, да и решили включить заднюю.
Леонид Пикман прокомментировал утренние события следующим образом:
«Действительно, я пригласил артистов капеллы к себе, чтобы сказать все то, что сказала им представитель облсовпрофа, разве что немножко другими словами. Вопрос сохранения капеллы и принятия ее сотрудников к нам в качестве артистов концертного хора – было принято такое решение. Отмечу, что такие вещи решаю не я. Я хотел им сказать: не беспокойтесь, все деньги, которые вы получали там, вы будете получать здесь. Но они предпочли разговаривать со мной при помощи облсовпрофа и СМИ. Это не разговор, это ультиматум. А я им ничего плохого не сделал. Поэтому ситуация следующая. В понедельник Владимир Попков выходит из отпуска, к нему идет представитель облсовпрофа, передаст ему требования людей, а он примет решение. До его решения я ни одного человека брать в театр не буду.
Еще утром я был готов принять всех, кто хочет. Средства на это передаются из филармонии, все до копейки. На свой баланс я бы их взять не смог. Но они решили по-своему. Поэтому я тоже взял некий тайм-аут. Что касается аренды, мы со Светланой Матовой договорились, что продлеваем ее на неопределенный срок, пока она мне не скажет».
Так или иначе, но главного вопроса это не снимает. Волгоградская хоровая капелла в случае даже, если артистов благополучно трудоустроят в «Царицынской опере», прекратит свое существование.
К настоящему моменту от известного не только российским слушателям коллектива, который создавался после великой битвы на Волге, осталось всего 34 человека – это даже меньше, чем должно быть в нормальном составе капеллы. Но вот столько удалось сохранить благодаря «мудрому» руководству волгоградской культурой.
34 человека, получающих и без того копеечные зарплаты.
А и правда – может, добить, чтобы не мучались?
Мы и без классического искусства как-нибудь обойдемся. Рэп-батлами заменим, например, или что еще сейчас в моде?
А восстанавливают разрушенное пускай потомки. Может быть, они будут поумнее.
Сергей Макаров