Общество

Самым неприглядным образом – 2

«Ветераны этого не одобряли»

Впервые тему реализации сувенирной продукции в городе-герое Волгоград мы затронули в конце прошлого года. Несмотря на то, что касание это было очень лёгким, публикация вызвала волнение. Круги по воде пошли основательные: жалобы летели от Москвы до самых до окраин Волгоградской области. Ознакомившись с частью посланий, мы поняли два очень важных момента.

Первое. Тему надо расширить и углубить.

Второе. К расширенному и углубленному надо привлечь максимальное внимание как общественности, так и надзорных структур. Уж больно она животрепещущая.

И ещё.

Этот материал, рассчитанный, безусловно, на самый широкий круг читателей, имеет и вполне конкретного адресата — министра культуры Российской федерации Ольгу Любимову. То есть, уважаемая Ольга Борисовна, просим эту публикацию считать официальным к вам обращением.

В кружке увидели Родину-мать

Одним из вызвавших наше неприятие раздражителей, о которых шла речь в декабрьской публикации Oblvesti.ru, стало качество сувенирной продукции. Ассортимент её вызывал не меньшее количество претензий. Как оказалось, уродливый ширпотреб возмутил не только нас.

Слово председателю совета ветеранов Волгограда Александру Струкову.

– Проблема имеет место. И качество изготовления, и пропорции, и безвкусица. Смешение разных элементов в дело и не в дело. Пропорции никак не соответствуют. Вот у статуэтки Родины-матери короткие ноги, например. Вообще несуразная. Да много всего бывает. Кто это все поставляет?

Ничего не согласовано со специалистами по геральдике. Лишь бы сбыть! Ветераны этого не одобряли. Это бред, неправильно это. Мы осуждаем, не принимаем и должна быть экспертная комиссия, совет с ветеранским активом должен быть обязательно.

Александр Дмитриевич с твёрдостью в голосе многозначительно прибавил: он этого так не оставит. Намерен поднимать «этот возмутительный вопрос» при губернаторе Андрее Бочарове – на оргкомитете подготовки к 75-летию Победы. Что же, будем надеяться, что «возмутительный вопрос» действительно будет поднят.

Но.

Не хотелось бы предвосхищать события, а вот есть такое стойкое ощущение, что ответ на «возмутительный вопрос» повиснет в воздухе. И вот почему.

Знаете ли вы, уважаемые читатели, что в официальной «Стратегии развития туризма в Волгоградской области» сувенирной продукции не посвящено ни одно мероприятие, не указаны целевые показатели… Да о ней просто нет никакого упоминания.

Как не упомянута «сувенирка» ни в одной из многочисленных стратегий развития (ни до 25-го, ни до 30-го, ни до второго пришествия) Волгограда, что сочинялись и преподносились общественности как вполне маркетинговые документы. Какой маркетинг туристического города без сувенирной продукции?

Во многих регионах есть художественные советы, которые разрабатывают методические рекомендации по изготовлению и распространению сувениров, символизирующих эти самые регионы. Собрать такой худсовет в Волгоградской области было бы проблемой? Нет, разумеется.

Да, Общественный совет не выпускает нормативных актов, но при таком механизме в надзор за сувениркой впрягаются ФАС, прокуратура и иже с ними. В конце концов, мы же знаем, что ежели ветераны попросят как следует, то они могут очень многое.

Наша редакция глубоко убеждена, что продавать откровенно низкосортную продукцию просто неприлично. Особенно если изображённое на этих поделках вот оно – руку протяни. Тем более, если рядом с точкой по продаже сувениров находится большой музей, в котором все красиво и достойно.

Но, как выяснилось, именно это и является одной из проблем. Ведь в Волгограде никто иной, как госучреждение культуры является крупнейшим торговым агентом по реализации сомнительных копий матерей-родин, тарелок, открывашек и пивных кружек «Сталинград».

– Сколько уже я бьюсь, чтобы был создан у нас культурно-исторический кластер. Он был бы востребован, но никаких позывов так и нет. Происходит только время от времени смена руководителей культуры и тишина. А потенциал у нас огромнейший. Даже мной столько всего сделано, что может вытянуть нас намного вперед! На уровень пусть не сразу Москвы и Питера, но многих нормальных городов. Сделано же все по уму, скажем, в Казани, – это уже слова Владислава Коваля, заслуженного художника России и почётного гражданина Волгоградской области.

– Мы бьёмся, но ничего не нужно. Аж обидно! Я звоню, звоню Геннадию Александровичу Шевцову, который вместо Блошкина. И тоже никакой реакции. Думаю – плюнуть на всё это дело. Поддержки никакой.

Давайте объединим усилия! Всё ложится в одну концепцию: и 430 лет, и Победа. У нас есть волгоградский монетный двор, который в состоянии делать собственную продукцию качественнее, чем питерский. А у нас продают убогое, то, что никогда не утвердил бы геральдический совет. Мы уже 8 монет отчеканили с символикой региона. С Пахмутовой, с Загорулько и так далее. Они готовы. Но тишина, заказа нет, сроки можно сорвать, хотя все готовы. А ведь Путин может приехать на 9 мая. Как вручать будут? Не то же убожество, что в продаже.

И здесь с Мастером просто не поспоришь. Ведь действительно интересный хороший сувенир с сталинградской, с волгоградской символикой найти в продаже почти невозможно. Ну ладно, бог с ним… Пусть бы прилавки завалили вещицами просто бесхитростными. Но откуда берутся статуэтки с корявыми мечами, непропорциональными ручищами, с лицами, напоминающими лавкрафтовских чудовищ?

Лёгенькая такая внебюджетная промышленность

Сувенирная продукция, как известно, не относится к сертифицированной деятельности. Что не исключает её реализацию в рамках общего законодательства РФ, как, похоже, решили некоторые деятели в Волгограде. Качество и состав материалов (ну нельзя продавать сувениры из свинца, да и некоторых видов пластика просто потому, что это опасно), а также данные производителя должны быть указаны на упаковке.

Например, в отеле «Южный» с этим всё идеально. На каждом сувенире бирка, содержащая исчерпывающую информацию. В магазине на проспекте Ленина,12 бирки есть, но лишь на некоторые изделия. А в киосках на Мамаевом кургане и в самом музее-заповеднике выходных данных на сувенирах нет. Вообще. Закон о защите прав потребителя, Роспотребнадзор, антимонопольщики киоскёрам этим не указ?

Погружаясь в эту тему, первоначально мы представляли, что на рынке наверняка есть некая хитрая схема. Аффилированные компании, прокладки, скрытые картели – вот это всё. На поверку оказалось проще и циничнее. Монополиста в буквальном смысле вроде нет, но главенствующую роль на рынке играет один игрок – музей-заповедник «Сталинградская битва». Он же играет по правилам, которые сам для себя и создаёт.

В официальном киоске музея прямо на Мамаевом кургане объясняют отсутствие документов так: «Да не сомневайтесь, это хорошая продукция, заводская. Вот это, кажется, Санкт-Петербург делает». Бумаги на весь ассортимент, если верить продавцам, тоже есть – всё можно проверить, но «только обращаться в отдел маркетинга панорамы».

Вот тут и начинается самое интересное…

(продолжение следует)

 

Tags
Close
Close