Власть

Вперёд с широко закрытыми глазами

Как власти Волгоградской области планируют в ближайшие годы кормиться, и что с этого перепадёт населению «нашей с вами территории».

«Слушайте, ну бюджет. Дааа-аа… Ха! Бюджет.

Ну, ясно всё, я думаю. Бюджет».

(А.И. Бочаров, май 2014 года).

В Волгоградской области приняли бюджет на три года. Говорят, социальный и вообще такой, знаете ли, не без развития. Материалы грантовых СМИ доводят до читателей подготовленные пресс-службой АВО тезисы о бюджете: сколько он там «составит» и вообще какой он выверенный и уникальный. Жокеи от политологии привычно оседлали и гонят намётом тему про «политическое значение бюджета» – мол, это успех. С небольшими нюансами успех ранжируется от дорждеевского до блошкинского, чтобы в финале прийти прямиком к осанне Бочарову. И так, понимаешь, уверенно вваливают, что даже как-то даже неудобно спрашивать – действительно ли это успех?

Дураков спросить об этом с каждым шагом региона в перёд становится всё меньше. Но это и прекрасно. Лучше меньше, да лучше. Стало быть, пришло время выступить Отделу макромикроэкономики второй пятилетки редакции Oblvesti.ru.

Ведь это только кажется, что бюджет — это нечто непостижимое и вообще не про нас. От, как говорится, нюдь. Деньги берут из нашего кармана и перераспределяют, решая за нас, как именно мы будем жить.

А деньги это всегда интересно, согласитесь?

Ох… как много

Но это неточно.

По-первОй даже мы восприняли сообщения про принятие профицитного бюджета со сдержанным, но оптимизмом. Ну, там, Москва нас любит, всё такое… Почти 109 миллиардов – глядишь, и заживём!

Почти 109 миллиардов – много это или мало?

Вопрос слегка философский. Многие коллеги верно смекнули, что бюджет-то у нас в кои-то веки профицитныйВторой раз в истории, если забыть советский период. Правда, толерантно умолчали, что, когда так смело планировать попробовали впервые, этот фортель к концу года прилетел дефицитом почти в 10%.

Ну, а когда было легко?

Наблюдать за трансляциями заседаний облдумы удовольствие, чего уж там, довольно изысканное. Чтобы его ценить, нужно иметь душевную организацию, тонкостью не уступающую той, что прославился писатель фон Захер-Мазох. Но если себя заставить, то порой можно получить настоящее удовольствие.

Давайте обратим внимание на выступление фракции КПРФ, а особенно на соло первого секретаря. Можно прочитать новость о том, что «Члены партийных фракции регпарламента признались, что их беспокоит недостаточное финансирование социальной сферы, снижение расходов на экономику на 7%». Имитация в меру талантливая, особенно понимая, что из себя представляет некогда апаринский обком сейчас. Говорили Головачёва и Ко не очень-то много. И это даже хорошо, потому что если вслушиваться в их слова внимательно, то от удивления можно превратиться в йогурт.

Товарищ Головачёва, например, рассказала про «глубокий анализ, представленный в отчёте прокуратуры». Поясняем: речь про «Заключение к бюджету». Так вот, от прокуратуры оно обычно приходит на 3-4 страницах. Сорокастраничное заключение Контрольно-счётной палаты, надо думать, Головачёва и в руках не держала. Не говоря про сам бюджет, который толще в 300 раз. А во время первого чтения Тамара Петровна и вовсе похвасталась, что на комитете «глубоко углубились», потратив на бюджет полтора часа. Нам вот жить три года, а товарищи «оппозиционеры» смогли выделить 90 минут, чтобы разобраться. Не помогло.

А между тем, в главном финансовом документе приоритеты расставлены весьма чётко. Они совершенно, так сказать, понятные. Если уметь читать и посвятить этому хотя бы сутки.

По порядку

В плане приватизации на трёхлетний период больше 2600 объектов. В том числе прописано и… ну конечно же, «акционирование» ГУПов «Волгафарм», «Заря» и «Волгоградвзрывпром». Идея поживиться на этой теме неистребима. Сведений о продаже этих предприятий пока в документах не заложено, но указано, что все вместе они имеют балансовую стоимость в 778 млн. руб. Это не значит, что продавать будут за такую сумму. Вот санаторий «Дубовка» отдали в несколько раз дешевле балансовой и в 20 раз ниже рыночной цены. И ничего. Пока что.

Кровожадный тиран Боженов в 2013 году обещал продать не меньше, чем за 1,5 миллиарда только один лишь «Волгафарм». Не будем сравнивать покупательную способность рубля 2013-го и 2020 годов, сами всё понимаете.

А вот пасомые Александром Ивановичем Блошкиным депутаты, похоже, не понимают. Или, скорее, ловко имитируют тупость, продолжая стращать всех 2014-м годом в духе старого анекдота про три конверта.

Цитата Блошкина уже разлетелась, но повторим. Очень уж она хороша.

«Попробуйте сейчас закрыть глаза и вспомнить, что было в области до 2014 года. Убили всё! В Волгограде не было ни одной нормальной улицы, в регионе дороги были настолько плохие, что ездили по обочинам. Медицина, образование — эти отрасли были просто убиты. А теперь откройте глаза и езжайте по тем же улицам в Волгограде, в Волжском, в Камышине… Да, много ещё вопросов, которые надо решать. Но это — то наследство, которое нам досталось в 2014 году. И вот это всё мы сегодня продолжаем разгребать. Это просто вам для информации», – разразился киквидзенский Макиавелли.

Тот самый, что от губернатора Боженова получил за исключительное умение «организовать» выборы автомобильный подарок. И даже хотел в связи с этим… ну, вы помните...

А вот «просто для информации» несколько цифр — Александр Иванович, закрывайте глаза пошире.

Строительство: объём работ в 2019 году (по оптимистичным оценкам) превысит показатель 2014-го на 12%. Ввод жилья в строй сократился более, чем на треть. Опять-таки по сверхоптимистичным данным. За 9 месяцев введено 368 тыс. квадратов от годового плана в 808 тысяч.

По инвестициям мы, может быть, вернёмся на уровень 2015 года — только по итогам 2021-го. Это в рублях, не в физическом объёме! Точнее, власти этого бы хотели, но последние три года их прогнозы по инвестициям не выполняются. В году текущем ситуация и вовсе аховая: за первое полугодие даже по отношению к паршивенькому 2018-му снижение двукратное!

И к общему сопоставлению бюджета с тем же временем. Итак, бюджет Волгоградской области в 2020 году составит 108,9 млрд рублей против 75,6 млрд в 2014-м. Это получается + 43,6%. Причём рост федеральных вливаний сопоставим – с тогдашних 21,5 до 31,6 млрд теперь. Рост бюджета Российской федерации за тот же период (по расходам, у федеральной казны профицит настоящий и большой) с 14,2 трлн до 20,4. Это 43,7%.

Итак, что у нас там принципиально прорвалось при новой реальности? В отдельных сферах и позициях одних нечистых на руку поменяли на других, более «понятных». И то немногих. Всё.

Оставьте клубным экспертам и прочим пикейным жилетам байки про то, что регион недополучал из-за «неправильных губернаторов», а теперь вот московские деньги полились рекой, потому что Андрею нашему Ивановичу исключительно доверяют. Дескать, сперва был вообще «красный пояс», потом непонятные люди и только в апреле 2014-го солнце встало. Смотрите другие регионы и сопоставляйте их экономику с федеральными субсидиями и дотациями. Они выше там, где ситуация хуже. Где не развиваются производства, где высокая безработица и т.п. Волгоградская область, считавшаяся лет 15 назад близкой к регионам-донорам по потенциалу экономики, тихой сапой скатилась на уровень Псковской губернии или кавказских республик. Нам дают денег, чтобы тут хоть что-то вертелось. Строят дороги за федеральный счёт, потому что с такими правилами игры, что установились и укоренились, инвестиций от частного капитала ждать не приходятся, за небольшим списком редких давно устоявшихся крупных производств.

Большие дотации — это признание не «авторитета руководителя», а тотального бесперспективняка в экономике и социалке.

Вот в Дагестане уже давно большие дотации, невзирая на фамилии руководителей, которые потом массово становятся фигурантами уголовных дел.

Не жили хорошо, нечего и начинать

Понятно, что эти «избранники» — люди из другой реальности. У них, скажем, учителя в сёлах получают по 30 тысяч. Да в мэрии Волгограда половина сотрудников получает меньше, а некоторые и ощутимо меньше.

Разберём кое-что из бюджета постатейно. Чтобы понять приоритеты нашей прекрасной власти.

Начнём с главного.

Уху они, действительно,ели и, судя по счёту, из стерлядочки.

На «функционирование высшего должностного лица» прибавляют сразу 22,5% – 841,6 тыс. руб. Всего это наше лицо функционирует в год теперь на 4,576 млн руб. Цифру запомним. Эстетически.

Для самой областной Думы прибавляют 24,5 млн руб. или 9%. А для аппарата губернатора прирост затрат почти 32 миллиона рублей, то есть 9,9 %.

Для сравнения. Комитету строительства ассигнования сократили на 533,9 млн. руб. (66, 8%). Основной объем откусили от поподраздела «Охрана семьи и детства»- почти 480 млн. руб. Из них 137,6 млн. руб. — это снижение затрат на мероприятия по обеспечению жилых жильем молодых семей. На это оставили всего 19,9 млн. руб. Из них собственно областного бюджета – внимание! — 2,8 млн. руб.! Вдвое меньше, чем тратится на функционирование всем нам хорошо известного лица. Сколько именно семей хотят так облагодетельствовать?

На обеспечение жилыми помещениями детей-сирот заложено 47,2 млн, хотя в программе комитета указывается, что целевой показатель на год 350 человек, на которых нужно потратить 390,7 млн. руб. Квартиры за миллион – а кто-то из «совершенно понятных! представляет, как они выглядят – это само по себе печально. Но и их пока не выделили. Однако составители бюджета забывают, что ежегодно к возрасту, когда пора выделять квартиру, подходит около 500 новых повзрослевших сирот. То есть, очередь только растёт. Это сотни человеческих трагедий. В какие истории попадают детдомовцы без жилья, рассказывать не будем.

Кстати, про доходы. Вот налог на прибыль в 2020 году планируется в размере 34% от всех налоговых доходов бюджета, а к 2022-му снизится до 30,7%. НДФЛ же будет каждый год прирастать на 1,5 млрд. Ну, если не уедут, конечно. Вот приехал Алекперов в гости И чего? Нормативы отчислений от уплаты акциза на нефтепродукты в целях реализации проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» сократятся за три года почти вдвое – с 3,86% до 2%.

В 2021 году отменят налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. Зато от налогов освобождаются 17 немаленьких предприятий. Все успешные и небедные, кроме МУП «Метроэлектротранс», пожалуй.

На дошкольное образование расходы и вовсе сократили! Правда, всего на 0,4%. На общее увеличили на 3,3%. А вот субвенции муниципалитетам на организацию питания детей подняли сразу на 26%. Питания совершенно понятного. Если не сказать кормления, чего уж там.

Кстати, сегодня вы не забыли, отправляя детей в школу, дать им 160 рублей на завтраки?

По ряду «чиновничьих» статей резкое сокращение. Если с избиркомом всё понятно – выборов нет (в принципе), то сокращение в 2,2 раза на судейский корпус не совсем поддаётся логике. Здорово урезали также комитет экономики (тут вынуждены согласиться, он всё равно декоративный и его, особо не парясь, можно наделить функционалом избиркома), и комитет тарифного регулирования. А зачем он вообще, строго говоря? Спокойно перечисляйте в Белиз и всё будет пучком.

Идём дальше и удивляемся больше.

На развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства Волгоградской области оставили 118 млн. руб. Получается примерно по тысяче рублей в среднем на предпринимателя, если мы правильно поняли.

«Развитие инновационной деятельности» – 609,2 млн. руб., а в последующие годы еще меньше. Или это не мало? Ну, смотря с чем сравнивать. Вот на «Совершенствование государственного и муниципального управления» выделено 790 млн. руб.

На «Повышение энергоэффективности» всего 498 млн, а к 2022 году снизят до 108 млн. Ну а что? С этим же все в порядке, видимо. А на переселение из аварийных домов проживающих там граждан отписали ежегодно по 24,9 млн. Сколько ж это граждан-то переселят?

Про «мелочи» вроде взвинчивания расходов на профессиональный спорт при почти полном отказе от массового и упоминать не стоит.

Всё для людей, как говорится. И мы этих людей знаем. Всех. Пофамильно.

Отдел макромикроэкономики второй пятилетки.

 

 

 

 

Tags
Close
Close