— Сам конечно я с ним не работал — в тот год, когда я закончил соответствующую специальность, он ушел на пенсию и стал заниматься общественной и политической деятельностью. А мой отец Черепахин Игорь Михайлович проработал с ним больше 20 лет. И я помню свои детские воспоминания, когда папа возвращался из очередной командировки из Сибири, Байконкура, КапЯра или откуда-то с севера, где испытывалась техника, которую разрабатывали в ЦКБ (в дальнейшем ЦКБ-Титан). Это были очень интересные, живописные рассказы, в которых всегда фигурировал строгий главный конструктор ЦКБ — Валериан Маркович Соболев. И как показывают в кино про главных конструкторов — строгий, но человечный и трудоголик.
А работа на военном предприятии в Советском Союзе была интересной, престижной, но очень сложной и трудозатратной. Особенно на финальном этапе государственной приемки, когда инженеры КБ работали без выходных до 12 ночи и это было нормально. Иногда я не видел отца по полгода и не всегда даже понимал — он на работе или в командировке.
Я вспоминаю много разговоров на домашних посиделках, где собирались инженеры-конструкторы и обсуждали естественно работу — какие-то изделия, узлы, Соболева, который что-то не разрешает или посылает на доработку. Рисовались какие-то схемы или формулы — бумажных салфеток тогда не было, поэтому рисовали в моих ученических тетрадях. Это была вдохновляющая и завораживающая атмосфера, которая и подтолкнула меня поступать на «нулевку» в волгоградский Политех , который в числе 3 советских вузов был базовым для космической, ракетной и других смежных отраслей оборонки. Я немножко погрузился в эту атмосферу и даже успел побыть ее маленькой частью, когда готовил в ЦКБ дипломную работу по ГИНам и ГИТам лазерных установок.
Именно те годы и те люди являются для меня самым лучшим, что было в Советском Союзе. Безмерная верность своему делу, любовь к работе, умение не только творить, но и налаживать производственные процессы, выполнять труднейшие задачи в нереальные сроки ценой сверхусилий — все это было в ЦКБ-Титан под руководством Валериана Марковича Соболева и позднее — у учеников и последователей конструкторской школы «главного». Всё это позволяло создавать технику, многие образцы которой до сих пор на вооружении — ездят, плавают и летают. И мы должны быть благодарны людям, заложившим базис обороноспособности нашей страны.
Главные новости
Вячеслав Черепахин: «Многие образцы советской оборонки ездят, плавают и летают до сих пор»
