Еще можно вспомнить отголоски скандала, разгоревшегося в 2019 году в Волжском – здесь после ремонта в больнице имени Фишера в безызвестном направлении пропала легендарная мозаичная работа художника-монументалиста Геннадия Черноскутова «Люди в белых халатах», которая была создана в 1977 году. После нежелательного внимания к варварскому демонтажу панно в администрации города заверили – работа не уничтожена и в скором времени будет воссоздана на новом месте. Однако прошло уже пять, а о судьбе мешков, в которые были свалены фрагменты панно для будущей «реставрации», так ничего и не известно.
Общественность долго и громко билась за сохранение работы Черноскутова, видимо, именно поэтому так эмоционально отреагировала на новость о том, что в ближайшее время может быть демонтирована мозаичная уникальная работа Алексея Бровко «Лето», расположенная в пансионате «Плес». Именно о демонтаже говорили некоторые ТГ-каналы, рассказывающие о культурных событиях.
Журналисты ИА «OBLVESTI» пообщались с непосредственным участником развернувшейся истории, связанной с панно, а также узнали, действительно ли «Лето» может повторить судьбу панно Геннадия Черноскутова и затеряться, оказавшись в мешках.
Инициатором обсуждения судьбы мозаичного панно «Лето» в Telegram-пространстве стал искусствовед Валерий Долженко, программный директор экскурсионно-просветительского проекта «Неизвестная Провинция». Валерий не первый год организовывает экскурсии к культурно-историческим достопримечательностям на территории всей России. Работы на территории Волгоградской области команда также не обошла стороной и о их судьбе с удовольствием рассказывает экскурсионным группам.
Именно к Валерию обратились представители пансионата «Плес» с просьбой найти тех, кто сможет «приютить» легендарную работу Бровко. Реставрация панно стоит немыслимых для маленького пансионата денег, да и концепция заведения противоречит изображению на стене. Именно поэтому руководство пансионата, которому на деле также небезразличная судьба работы, понадеялось найти покупателя.
Валерий поделился этой информацией с некоторыми коллегами, ну а дальше, видимо, сработал эффект «испорченного телефончика» — в ТГ-канале, аудитория которого насчитывает несколько тысяч человек, появляется следующая информация: «Владельцы бывшего пансионата «Плес», волгоградского тракторного завода в городе Волжском, прямо сейчас собираются ради ремонта демонтировать вот эти мозаики 80-х. Директор пансионата понимает их ценность и пытается найти кого-то, кто спас бы их и перевез бы для своих целей»
Валерий Долженко же заверяет — экстренной угрозы нет, в данный момент демонтировать работу никто не собирается. К тому же Валерий подчеркивает, что руководство санатория довольно щепетильно относится к панно – например, щиты монтировали таким образом, чтобы никак не повредить работу.
— Но мозаика уже скрыта от глаз, панно в обеденном зале следующее на очереди, его вряд ли собьют, но наглухо закроют. Физически они вряд ли пропадут, но как объекты искусства – окончательно выйдут из оборота.
Валерий делится, что на него, как на посредника, уже вышло немало людей с намерением приобрести работу. Он уверен — панно в итоге найдет своего хозяина, но не менее важно, чтобы панно продолжило служить людям как объект искусства, а не было смонтировано на даче какого-нибудь бизнесмена или чиновника.
Панно «Лето» ранее также стало героем книги «Советская монументальная мозаика юга России. 1937-1991», авторами которой выступили Игорь Бычков, Николай Васильев и Артур Токарев. Кандидат искусствоведения, историк архитектуры, Советник Российской академии архитектуры и строительных наук Николай Васильев в беседе с журналистами ИА «OBLVESTI» рассказал, что на территории здания «Плес» есть не одно мозаичное панно, которое представляет культурную ценность. Так, помимо панно «Лето» в банкетном зале, есть шамотные мозаики Петра Чаплыгина и его шамотные скульптуры в столовой.
— Панно Алексея Бровко создано в 1989 году и является последней работой художника в монументальном искусстве, во многом вершиной его творчества. Это мозаика с огромным полотном, которое нанесено на металлические листы. Это внушает некоторый оптимизм. Мне прислали фотографию с обратной стороны, и, судя по ней, металлические листы можно снять. Если бы монтаж был прямым на бетонную стену, то, конечно, снять ее было бы физически невозможно без серьезных реставрационных работ. Сюжет панно очень радужный, чем-то напоминающий искусство эпохи рококо: прекрасные юные девушки, сад, фонтан и так далее. Все это прорисовано исключительно красиво, с тонким колоритом, композицией, динамикой — исключительно качественно. Объект, безусловно, стоит спасать. Если есть желающие вывести и демонтировать его без повреждений, то нужно искать такую возможность. Пока есть осторожный оптимизм, что технически это можно сделать. Мозаика большого формата, одна из самых больших такого жанра, сохранившихся в интерьере, — отметил Николай Васильев.
Также историк архитектуры акцентирует внимание на работах Петра Чаплыгина, которые стоит спасать.
— Логичнее всего было бы, конечно, передать их не каким-то коммерсантам, а дочери Петра, у которой есть керамическая мастерская, где это займет прекрасное место. Но, видимо, в этом случае придется где-то собрать средства на демонтаж.
В настоящее время судьба работ талантливых мастеров находится под вопросом. Есть надежда, что общество, усвоив горький урок скандала с варварски уничтоженным панно Черноскутова, проявит больше внимания и заботы к работам в волжском санатории. Вспомним пословицу: «Потерявши — плачем». Хочется верить, что в случае с работами Бровко и Чаплыгина эта печальная мудрость не найдет своего применения.