Главный режиссер и режиссер-постановщик театра — Роман Пугач. Работает он в этой должности с сентября 2016 года. Роман – уроженец Пскова, в Волгоград приехал по приглашению, после окончания Российской Академии Сценических Искусств (бывшая Санкт-Петербургская Академия Театрального Искусства) по специальности «режиссер театра кукол» (так написано в дипломе).
О том, что привело жителя 21 века к работе в жанре с тысячелетней историей, каким он видит будущее этого искусства, о чем мечтает и чем живет в реальности – монолог Романа Пугача.
Театр кукол — призвание или случайность? Наверное, все наши «призвания» есть череда «неслучайных» случайностей. Это по прошествии многих лет пишут историки театра о мастерах, мол, призвание. Сейчас, на данном отрезке жизни, театр в целом и театр кукол в частности являются для меня очень мощным инструментом понимания себя в мире, осмысления жизни.
Сегодня театр меняется. Когда-то он вдруг стал исключительно детским, сложился такой расхожий штамп. На самом деле все гораздо сложнее и интереснее. Театр кукол — это отдельный вид искусства, древнейший, у которого просто безграничные возможности для работы с серьезной драматургией. Надеюсь, что скоро закончится бесконечная эра трех поросят, колобков и гусей-лебедей. Нет, к этим сказкам я лично очень хорошо отношусь, они нужны детям и репертуарам, но уже настолько затерты, что надо дать им отпуск. Театр кукол в России сейчас начинает мощно развиваться, это не может не радовать. Это жизнь, эксперимент.
Сделать куклу? Конечно, сумею! Во время учебы был такой предмет — технология изготовления кукол. Все учебные куклы для этюдов и постановок мы делали сами. Так что, умею и знаю особенности разных систем. Но для того, чтобы заниматься изготовлением кукол профессионально, есть в театральной академии специальность «технолог театра кукол». Выпускники этого факультета являются настоящими мастерами. Хотя, знаете, есть много талантливых самоучек.
Чувствую ли я себя немного волшебником? Нет, пожалуй. И не хотел бы. Волшебника ждут, чтобы попросить у него чуда, и ничего самому не делать. А я хочу говорить с детьми не «сюсюкая», ведь они все прекрасно понимают – и дружбу, и предательство, и любовь, и разлуку. Все, что чувствует взрослый человек. Не хочу, чтобы посещение театра кукол сводилось к тому, что вот посмотрели, как куколки прыгают, и пошли сладкую вату есть.
Я сам был как-то в театре кукол в очень раннем возрасте, но особо ничего не помню. А хотел бы сделать так, чтобы у детей эти воспоминания были яркими, оставались в сердце.
Часто ли я думаю о работе в свободное время? Да постоянно. И утром, и вечером, и ночью… Этот процесс существует всегда, ты с ним живешь, он уходит на третий, четвертый план, но не выключается никогда. И все фильмы, спектакли, выставки, новые впечатления, встречи, события — они все попадают в этот механизм « думанья о работе». Образы и мысли могут рождаться очень неожиданно.
Как принял меня коллектив театра? Хорошо, очень душевно, по-семейному, и это очень здорово! Без всяких там интриг и подобной чуши, но приняли с неким снисхождением, что вот, мол, «малыш», мы-то знаем как надо ТЕАТР делать!
Да, я гораздо моложе многих. Но поймите, сложность не в возрастной разнице, а в отношении к жизни, в мышлении. Я не говорю — лучше или хуже, оно разное. Многим артистам «все понятно» их уже «тыщу лет назад» выучили « как правильно», они в этом уверены на сто процентов, что только так, иначе быть не может. Но сейчас-то мир меняется очень быстро, вещи 10-летней давности кажутся старьем, а что уж говорить про 30 лет, это вообще музей.
Мне проб хочется, риска, чего-то пограничного, острого, живого. Надрыва и нерва, в конце концов. Наверное, звучит пафосно, но так есть. Пока что больше все сходит к тому, «как научили», есть ощущение скорлупы. Но сказать о том, что не прислушиваются, не могу. Еще как. Мне кажется, эксперимента хочется всем нам, но я вот его не боюсь, а люди, в силу прожитых лет знающие о жизни больше меня, его опасаются. Нормальное явление. Самое главное – диалог есть, мы друг друга слышим и слушаем.
Про зарплату актера – хватает ли им на жизнь? Финансирование театра идет из бюджета. Зарплата у актера около 6000 р. Плюс стаж, надбавки от театра из того, что он зарабатывает. Выходит 10-12 тысяч в месяц. Вы спрашиваете, хватает ли на жизнь? Конечно, хватает, только на какую — вот в чем вопрос. Официально в театре работает 78 человек: актеры, бутафоры, столяры, водители, администраторы, гардеробщица, уборщица, кассир, бухгалтеры, юрист, монтировщики, световики, звуковики. Труппа сейчас полна — 20 человек.
Знаковые события Волгоградского областного театра кукол. Конечно, фестиваль «Серебряный осетр»! Это было очень важное событие. Фестивали необходимы для театра, для развития, для жизни, стремлений!
Похожа ли жизнь кукольника на сказку? У нас очень многое похоже на сказку, причем абсурдную. Здание, в котором театр кукол существует уже не один десяток лет, совершенно не подходит для театра, это здание приспособленное. Гримерка на 20 человек — 20 квадратных метров. Это не есть нормально. Репетиционного зала тоже нет. Бутафоры и кукольных дел мастера ютятся в очень маленьком помещении, буквально на головах друг у друга. Условия труда очень влияют на работу людей и настроение.
Если мы говорим про когда-то обещанный нам кинотеатр Родина, то такая махина, может быть, и не нужна, потому что в ее обустройстве и содержании нужно тратить очень много сил. Нужно здание, отвечающее главным требованиям театра. У нас же ситуация «хоть бы, хоть бы, а то вообще никакого не будет».
Про смену руководства облкомкультуры и культурную жизнь города. Пока что прошло слишком мало времени, чтобы стали ясны какие-то новые повороты. Может, что-то и поменяется, но пока тихо. Я от нового начальства ничего не жду, лучше не ждать, меньше разочарований.
О культурной жизни Волгограда я боюсь говорить…. Это как чувство верующих. У меня мнение сложилось, оно постепенно подкрепляется, и мне этого достаточно. Город мне пока не стал близок. Мало времени, наверное, прошло еще. Пока морально тяжело, «давят» бесконечные панельки, маршрутки , шиномонтажки, пивные ларьки и т.д. И люди здесь другие , какие-то «обиженные». Правда, непонятно на что. Послушать – так вроде все круто, «наш любимый, замечательный Волгоград», но потом вдруг «бу-бу-бу», «бу-бу-бу», потом по-новой восхвалять.
Иногда чувствую от всего этого опустошенность. В городе есть своя специфическая атмосфера. Дело, может, еще в том, что сама картинка сильно влияет на сознание. Стал ловить себя на том, что мой заряд мыслей и бодрости постепенно уходит сквозь пальцы и я начинаю брюзжать (внутри), мне не хватает обмена энергиями.
О приметах, любимых куклах и оживают ли они по ночам? У меня есть свои приметы, но что куклы оживают ночью — это бред, конечно. Куклу оживляет актер. Другой вопрос, что к кукле особое отношение, не просто как к инструменту, а как к живому персонажу, но это уже личные взаимоотношения актера и куклы. У меня нет любимых кукол, они все хороши по-своему.
Вот что уж совсем нехорошая примета – то, что нет своего помещения для хранения кукол и декораций в театре. Храним в отдельном помещении, в речпорту, каждый раз привозим перед спектаклями, потом — обратно. Впрочем, уже говорили, что своего здания нет. Больная тема.
Творческие планы – есть, конечно. У меня на этот сезон пока что запланированы две постановки: на деньги гранта и новогодний спектакль.
Это так называемое госзадание, а дальше поглядим, будут деньги – будем делать, на одном альтруизме тут не выедешь. Куклы у нас делают в театре. У нас есть столяр и бутафоры, которые занимаются как изготовлением, так и реставрацией. В самом театре даже своего музея кукол нет, хотя это было бы очень здорово. Опять же, для музея нужно помещение, а его «тю-тю». Есть планы по созданию детской студии, где мы учили бы детей делать кукол. Но пока не очень они исполняются, причины все так же — нехватка помещений и денег.
В сентябре театр приглашен на фестиваль «Чаепитие в Мытищах». Я уже пробовал писать пьесу и даже сделал по ней небольшой спектакль, сыграли пару раз, считаю это нормальной пробой.
Не хочу загадывать на всю жизнь. И «кем-то» себя видеть не хочу. Жизнь меняется, обстоятельства меняются, посмотрим. Это не означает, что я не стремлюсь, наоборот. Только пытаюсь не надумывать лишнего, чтобы придя к этому, не разочароваться. Ведь ожидания всегда больше, чем реальность.
Беседовала Наталья Андреева
Сайт Волгоградского областного театра кукол: puppetvlg.ru