Воскресенье, 28 апреля, 2024

Главные новости

Психолог Анна Завгороднева: «Если говорить про суицидальные действия, то дети очень часто не понимают, что это — конечная история»

Психолог из Волгограда Анна Завгороднева рассказала о том, как выстроить грамотные и доверительные отношения со своим ребенком.

Когда психологи слышат о том, что родителям следует следить за социальными сетями своих детей – их глаза всегда непроизвольно округляются. Руководитель волгоградского психологического центра Анна Завгороднева считает, что этого делать категорически нельзя.

— У многих родителей есть возможность смотреть, о чем ребенок пишет на своей странице, некоторые и вовсе просятся в друзья к ребёнку с какой-нибудь «левой» страницы. Многие этим активно занимаются. Кто-то знает пароль ребёнка, и без его ведома читает переписку.  Потом из-за этого возникают конфликты, потому что родитель может прочитать переписку, которая ему категорически не понравится, и просто не выдержать молчание и устроить воспитательную беседу, а ребёнок, естественно, моментально потеряет доверие. Истории про отслеживание социальных сетей и про подрыв доверия между подростком и родителем угнетают состояние ребёнка. В обществе наконец-то начали говорить про депрессию. Все больше и больше мы осознаем, что это сложное заболевание. Я очень надеюсь, что довольно скоро мы поймём, что депрессия бывает и подростковая, а иногда и детская, и перестанем смотреть на проблемы подросткового возраста, как на что-то незначительное, типа само пройдёт и перерастёт. Это не та история, которая пройдет сама.

Стоить разделять клиническую депрессию и перепады настроения, свойственные подростковому возрасту. Родителю важно быть открытым к диалогу и ни в коем случае не наседать с критикой.

— Никогда ребёнок сам не придёт и не расскажет маме историю про то, что с ним что-то происходит, если у него есть ощущение, что его как-то негативно оценят, поругают, дадут какую-то инструкцию, которую он должен будет выполнить вместо того, чтобы послушать, принять и поддержать и где-то даже согласиться. Порой достаточно в разговоре про ту же школу сказать: «Да, учительница действительно себя как-то странно повела!», или «Ой, мне бы тоже не понравилось, если бы со мной так разговаривали». Важно вести диалог с ребенком как со взрослым человеком, у которого есть право на свои переживания.

Самая лучшая профилактика негативного подросткового поведения — это понимание того, что у ребёнка есть свои сложные чувства и он имеет на них право, но в силу маленького жизненного опыта не всегда знает, что с этим делать.

— Разговоры про школу — это сложные разговоры. Они должны быть не про то, что ты сегодня получил, и почему учитель написала тебе замечания в дневник, а про то, как ты себя чувствовал в школе, что там было нового, что интересного, как себя вели твои одноклассники.  Если ребёнок готов об этом рассказывать, следует слушать его с интересом и без негативной оценки, а с пониманием и уважением. Если ребёнок не готов про это говорить, то уважать его желание и предложить ему об этом поговорить позже.

Второй важный аспект в выстраивании доверительных отношений между ребенком и родителем — это понимание того, что ребёнок в подростковом возрасте ходит в школу в первую очередь не за знаниями, а за коммуникацией со своими сверстниками.

— Поэтому обязательно мы поддерживаем дружеские контакты. Спрашиваем у ребенка о том, как дела у друзей, подруг, что было с ними сегодня интересного, как он себя чувствует в их компании, чем они ему нравятся. То есть поддерживаем всячески социальные контакты подростка с его сверстниками.

Ребёнок должен выбрать себе друзей, приятелей и самостоятельно с ними строить отношения. Тогда он себя будет чувствовать комфортно. Ему будет понятно, что этот мир для него безопасен, что родитель относится положительно к его выбору – будь то выбор друзей, одежды и или музыки.

— Оставьте в этом отношении ребёнка в покое, вплоть до того, если он хочет зелёные волосы, пускай будут зелёные волосы. Никаким образом цвет волос не влияет на успеваемость и те знания, которые оседают в голове у человека. И в этом случае мы  получаем картину, где ребёнок дома находится в максимальной безопасности, где он понят, принят, а если что-то произошло, то будет ощущение, что его поймут и помогут. Ну и если говорить про суицидальные действия – дети очень часто не понимают, что это конечная история. Особенно если мы говорим про ранний подростковый период – около 12 лет. Самое главное, что на этот страшный шаг дети идут не с мыслью «я не хочу жить» , в с мыслью «я именно так жить не хочу, но как жить по другому, я не знаю, поэтому сделаю вот такой эмоциональный и не всегда обдуманный шаг».  

Подписывайтесь на нас в Телеграме

Все заметные события в Волгограде, стране и мире!

Актуально