Вторник, 16 сентября, 2025

Главные новости

Новые подробности глобального проекта: как обводной канал под Волгоградом повлияет на жизни миллионов

Спасти уникальную природу Волго-Ахтубинской поймы, объекта ЮНЕСКО, от маловодья призван амбициозный проект — 32-километровый обводной канал. Председатель облкомприроды Алексей Сивокоз рассказал, почему этот масштабный план — шанс восстановить естественный режим великой реки и гарантировать воду для 60 миллионов человек.

С момента строительства Волжской ГЭС уникальные ландшафты Волго-Ахтубинской поймы, ее биоразнообразие и богатство оказались под угрозой. За долгие годы обезвоживания пойма существенно преобразилась не в лучшую сторону. Деградация сельского хозяйства, высыхание заливных лугов, ухудшение экологического состояния, высыхание ериков, безрыбье — наиболее очевидные последствия великой стройки. Даже пикового сброса в 25-26 тысяч кубометров в секунду не всегда хватает для обеспечения сельскохозяйственной полки. Ведь только 5-7 % воды попадает в пойму через ерики, а основная масса воды сбрасывается в Каспий.

Конечно, все эти негативные факторы могли бы быть решены еще при строительстве ГЭС с параллельным запуском обводного канала для обеспечения Волго-Ахтубинской поймы водой. Почему этот канал так и не был построен одновременно с ГЭС — так и останется загадкой.
В 2019 году, понимая, что экологическая катастрофа в Волго-Ахтубинской пойме неизбежна, губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров принял решение реализовать проект обводного канала с Волгоградского водохранилища в реку Ахтуба. В комплекс должна войти также небольшая ГЭС, которая будет давать энергию для работы затворов на створах и плотинах. Строительство канала, финансирование которого предполагается в рамках федерального проекта «Вода России» нацпроекта «Экологическое благополучие», стартует в 2026 году.

Амбициозный план по строительству канала, его влияние на Волжский бассейн, а также опасения экологов о возможных проблемах, в эксклюзивном интервью ИА «Областные вести» прокомментировал председатель комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Алексей Сивокоз.

Алексей Сивокоз / Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

В первую очередь, что вы могли бы сказать о текущем экологическом состоянии Волго-Ахтубинской поймы? Какие ключевые негативные факторы на него влияют?

В целом, сейчас основные два фактора влияют негативно. Первый — это установившийся период маловодья на Волге. Второй — построенный в прошлом столетии Волжско-Камский каскад, то есть зарегулированность стока. Всё это приводит к недостатку влаги, дефициту воды в Волго-Ахтубинской пойме, и, соответственно, к постепенной деградации этого уникального природного объекта, который включён в биосферный резерват ЮНЕСКО. Напомню, на его территории обитают 80 видов краснокнижных животных и растений.

фото: Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

Какие меры были предложены для сохранения и восстановления поймы?

В 2013 году был заключён контракт с федеральным бюджетным учреждением «Институт имени Зубова», перед которым поставили задачу подготовить предложения по спасению этого уникального природного объекта. По итогам было предложено три основных направления, которые помогут остановить деградацию и восстановить естественное состояние Волго-Ахтубинской поймы, которое было до влияния негативных факторов.

Первый блок — это расчистка и экологическая реабилитация тех водных объектов, которые находятся на территории Волго-Ахтубинской поймы. Всё это в перспективе позволяет в максимально короткий период воде по ерикам, рекам и протокам попадать в озёра и оперативно производить её обводнение.

Второй блок — это строительство и реконструкция водопропускных сооружений, гидротехнических сооружений, которые также позволяют в короткий период пропустить большой объём воды в условиях краткосрочного паводка ежегодно и, соответственно, при необходимости запирать эту воду на определённых участках, осуществлять подпор. То есть всё это в принципе позволяет оперативно и рационально использовать тот объём воды в условиях маловодья, который мы получаем на территории Волго-Ахтубинской поймы. Но кардинально проблему сохранения эти два мероприятия не решают.

Третий блок — строительство обводного канала.

Расскажите подробнее об этом проекте — в чём заключается его экологический эффект?

Обводнение, создание комплекса гидротехнических сооружений по обводнению Волго-Ахтубинской поймы, заключается в создании канала, который будет построен от верхнего бьефа плотины Волжской ГЭС до реки Ахтубы, протяжённостью 32 километра, и создании комплекса гидротехнических сооружений. Эти гидротехнические сооружения имеют, в том числе, запирающие устройства, которые можно регулировать: открывать, закрывать и регулировать объём воды, который будет поступать в период половодья.

Если сейчас без данного комплекса нам необходимо, чтобы вода начала поступать в Волго-Ахтубинскую пойму, минимум 25 000 кубометров в секунду, то после создания данного сооружения нам будет достаточно подавать по каналу объём воды в размере 1000 кубометров в секунду.

Этот объём воды можно рационально перераспределить по всему Волжско-Камскому каскаду. Я веду к тому, что положительный эффект от создания данного комплекса — это не только решение экологических проблем Волгоградской области, Волго-Ахтубинской поймы. Проект косвенно повлияет на все регионы, которые расположены на берегу Волги и Камы, а это ни много ни мало — более 60 миллионов человек.

Что уже было сделано в рамках расчистки и строительства водопропускных сооружений? Каких результатов уже удалось достичь?

Эти мероприятия легли в основу федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология», который стартовал в 2019 году и завершился в 2024-м. За этот период мы построили 74 водопропускных сооружения, также расчистили порядка 200 километров ериков и водных объектов на территории поймы.

фото: Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

По результатам мониторинга, даже в условиях тех же объёмов сброса и маловодных периодов, это позволило увеличить обводнение Волго-Ахтубинской поймы почти в два раза — с 40 до 80%. Это оценки не только наши, параллельную оценку, мониторинг ведёт и Федеральный научный центр агроэкологии. В следующем году мы также планируем заказать и провести конкурс на научное обоснование, которое нам подтвердит, что эти мероприятия дали необходимый эффект.

Продолжатся ли работы по расчистке и строительству водопропускных сооружений после 2024 года?

Мы уже перешли в рамки нового национального проекта «Экологическое благополучие». И до 2030 года мы продолжим эту работу и в части расчистки ериков и водных объектов, и в части строительства водопропускных сооружений. То есть мы продолжим реализовывать эти мероприятия. Мы уже в 2025 году приступили к строительству трёх водопропускных сооружений.

Некоторые экологи высказывают опасения, что вода в новом канале будет застаиваться, что повлечёт негативные последствия. Что вы можете на это ответить?

К сожалению, у нас любят спекулировать на теме экологии. Все возможные факторы влияния на экологию, в том числе на рыбные ресурсы, были оценены в рамках проведённой государственной экологической экспертизы, и по итогам проект получил положительное заключение.

Если уходить в детали, то там не планируется строительство никаких дамб, которые запрут воду, и она будет без движения стоять. Будут устройства, которые позволят нам перераспределять эту воду при необходимости, в зависимости от складывающейся гидрологической обстановки на Ахтубе, на Волге. То есть вода будет двигаться как в одну сторону, так и, при необходимости, в другую.

фото: Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

Все эти факторы оценила экологическая экспертиза, Росприроднадзор, и дали положительное заключение. И сама цель — по итогам создания данного комплекса — привести обводнение поймы к естественному гидрологическому режиму, то есть к тому, который был до создания Волжско-Камского каскада, когда пойма обводнялась.

Плюсом, те сооружения, которые мы уже создали и создадим в дальнейшем, позволят уже этот объём воды оперативно и рационально использовать, перераспределять по территории Волго-Ахтубинской поймы. И в целом сохранить в дальнейшем и восстановить водно-зелёный каркас в нашем регионе в условиях климата полупустынь, который окружает Волго-Ахтубинскую пойму.

Могли бы вы уточнить сроки реализации проекта по строительству обводного канала? Заявлены 2026–2034 годы. Нет ли каких изменений на данном этапе?

Сроки остаются в плановом режиме, те же. Единственное, сейчас Министерство природных ресурсов совместно с коллегами рассматривает создание нового отдельного федерального проекта. Это как один из вариантов, один из механизмов реализации создания комплекса гидротехнических сооружений, куда, возможно, войдёт не только наше мероприятие, но и ряд других, о которых я сказал, чтобы решать комплексно проблему маловодья.

фото: Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

Какое будущее ожидает Волго-Ахтубинскую пойму в случае успешной реализации проекта? Развитие в каких сферах вам видится наиболее активным?

В первую очередь, реализация этого проекта направлена на решение экологических задач, проблем, которые складываются на территории Волго-Ахтубинской поймы. Но реализация будет иметь синергетический эффект. То есть она скажется положительно не только на сохранении природы на данной территории, но и на вопросе развития сельского хозяйства.

Дополнительно планируется ввод в оборот сельскохозяйственных земель под орошение порядка 40 000 гектар, увеличение, соответственно, производительности выращенных овощей. Всё это также сказывается положительно на продовольственную безопасность страны.

Следующий момент — мы создаём условия для развития рекреации. То есть мы видим, в каком состоянии в условиях маловодья сейчас у нас есть участки на Волго-Ахтубинской пойме, и понимаем, какие они будут в дальнейшем. То есть это гарантированные уровни воды в ериках, водоёмах. Всё это, естественно, привлечёт туристов и позволит создать дополнительные места, точки притяжения для отдыха. Но, опять же, всё это должно быть контролируемо организовано, чтобы не нанести ущерб природе, так как я напомню, вся пойма у нас является особо охраняемой природной территорией.

Есть также положительный эффект и на развитии промышленности. Ну, просто цифры: например, при реализации данного проекта необходимо использовать порядка 4 000 000 кубометров бетона и более 500 000 тонн металлоконструкций. Будут созданы дополнительные рабочие места, потому что по проекту более 4 000 человек только в одной смену должны работать, чтобы создать данный комплекс.

Плюс это всё возможно приведёт и к созданию промышленного туризма. Проект можно назвать уникальным: канал 32 километра, глубиной более 20 метров и шириной более 100 метров, и плюс ещё ГЭС — это серьёзный масштабный проект. То есть здесь мы охватываем много сфер народного хозяйства, сфер экономики, которые, мы считаем, будут развиваться.

Положительно влияет на судоходство, гарантированное водоснабжение, так как многие пользуются скважинами.

В первую очередь мы решаем экологические задачи, но затрагиваем и другие сферы. Так, в рамках комплекса создаём несколько дорожных артерий, планируется строительство железнодорожного моста в Волжском. То есть тут в любую сферу, куда ни посмотри, обязательно где-то мы косвенно её коснёмся, и только с положительной точки зрения.

Можете рассказать подробнее про железнодорожный мост, строительство которого планируется в рамках проекта?

Проект состоит из трёх этапов. Главный этап — это создание основных сооружений, и два этапа — подготовительные. В рамках подготовительного этапа планируется переустройство сетей газораспределения, так как есть пересечение, необходимо осуществить их вынос. И, соответственно, есть пересечение с железной дорогой, соответственно, мы тоже должны этот вопрос решить. И в рамках этого этапа подразумевается строительство железнодорожного моста протяжённостью более 100 метров.

Может ли быть какой-то негативный эффект для Каспия от этого проекта?

Однозначно нет. Проблема Каспия существует — идёт падение его уровня. Но, опять же, в основном негативным фактором является маловодье. Соответственно, здесь, после создания комплекса сооружений, мы не забираем воду из Волги — это самое главное, что я хотел бы отметить. Мы не уменьшаем объём воды, сбрасываемой по Волге и по Ахтубе. Ахтуба, я напомню, она впадает далее в Волгу ниже по течению, и также вся эта вода попадает в Каспий.

Мы просто рационально используем данный объём воды в меньших объёмах для решения экологических задач. Поэтому Каспий — это отдельная проблематика, которая негативно влияет в принципе на все наши регионы. Но это два независимых процесса, и, соответственно, влияния негативного нет, это точно.

Известно, что некоторые регионы, например, Нижегородская область, Татарстан, выступают против этого проекта. С чем это может быть связано и удаётся ли находить компромиссы?

Вам известно, а мне неизвестно, что они выступают против. Почему? Объясню. Я являюсь постоянным участником Нижневолжского бассейнового совета, куда входят вышеуказанные регионы, о которых вы сказали. И данный проект был представлен на заседании Нижневолжского бассейнового совета неоднократно, в том числе поддержан всеми регионами единогласно — это первый аргумент.

Второй аргумент: в 2025 году губернатором Волгоградской области Андреем Ивановичем Бочаровым данный проект был представлен в рамках Дней Волгоградской области в Совете Федерации и рассмотрен на комиссии. Там, как известно, в Совете Федерации от каждого региона есть свой представитель. Реализация данного проекта поддержана единогласно всеми сенаторами.

Следующий момент: откуда мог возникнуть такой вопрос? Коллеги попросили дополнительно изучить, разобраться, запросили дополнительную информацию от нас — это на уровне министерств. Мы её им представили, обсудили, ответили на те вопросы, которые у них возникали. В том числе интересующиеся регионы на Средней Волге: каким образом положительно скажется создание комплекса на регионы, расположенные на берегу Куйбышевского водохранилища? Им был дан исчерпывающий ответ, что тот объём воды, в котором уже не будет потребности при залповых сбросах, возможно, рационально перераспределить, в том числе оставить в Куйбышевском водохранилище.

Ну, а в целом, проблему маловодья решать надо комплексно. Мы помним, что в прошлом веке не достроили, к сожалению, два водохранилища. То есть не созданы те необходимые накопительные ёмкости, которые возможно использовать в период маловодья — это Чебоксарское водохранилище и Нижнекамское водохранилище.

У нас проект с подтверждёнными эффектами, с пройденной Главгосэкспертизой, экологической экспертизой уже готов к реализации. Это один из инструментов решения проблематики Волги. А так, конечно, я думаю, надеюсь, будет новый отдельный федеральный проект, где мы будем комплексно решать проблемы маловодья не только в Волго-Ахтубинской пойме, но и в регионах по Средней и Верхней Волге. Поэтому говорить о том, что не поддерживают, я бы не стал.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Все заметные события в Волгограде, стране и мире!

Актуально