Пятница, 29 марта, 2024

Главные новости

Ласковый НЭТ – 2

Продолжение абсолютно безумной истории, которая из трагифарса плавно перетекает в детектив

Действие 1. «Официальное сообщение»

Явление 1.

27 ноября 2018 года руководством ГБУК «Волгоградский государственный Новый экспериментальный театр» выявлен факт подмены всех театральных билетов и их продажа на поддельных бланках на  гастрольный спектакль «Ещё не вечер!», премьера которого планировалась на сцене ДК «Волгоградгидрострой» города Волжского Волгоградской области, в связи с чем показ спектакля был отменён.

На основании заявления руководства театра, по факту совершения противоправных действий, правоохранительными органами ведётся процессуальная проверка.

Граждане и юридические лица, приобретшие билеты на спектакль «Ещё не вечер!» на 27.11.2018 года на 19.00 часов в ДК «Волгоградгидрострой» города Волжского Волгоградской области, могут обратиться в Отдел полиции № 4 УМВД по городу Волгограду по адресу: город Волгоград, улица Рокоссовского, дом 8.

Администрация Нового экспериментального театра    

Да, эта новость действительно шокировала театральную общественность уже потому, что за 30 «НЭТ-овских» лет такое приключилось впервые. Но. Ничем иным «премьера» закончится просто не могла.

Явление 2.

От автора: В первой части материала Oblvesti.ru привели прямую речь актёров Нового Экспериментального Театра, которые дали общую, очень эмоциональную оценку происходящего.

Сегодняшний материал – это интервью. Здесь меньше эмоций. И это понятно, ведь мои собеседники – «работники служб» или, если говорить не на театральном языке, сотрудники администрации театра. А поскольку люди они не творческие, их оценка ситуации гораздо более жёсткая. И, пожалуй, более страшная. Потому, что они оперируют исключительно фактами.

Явление 3.

ОВ: Насколько верны утверждения о том, что произошедшее 27 ноября является прямым следствием деятельности «прошлого руководства»? Вообще, каким образом была организована система распространения билетов при Отаре Джангишерашвили?

Р.С.: Эти утверждения – подлость и ложь. Надо понимать, что НЭТ – это не частная лавочка. Это Государственное учреждение. И вся его деятельность, в том числе, реализация билетов, строго документально регламентирована.

Во-первых, все проходит через бухгалтерию, всё под печатями. Раньше билеты распространялись по книгам. Книги были проштампованы, книги были занумерованы, прошиты, сброшюрованы, корешки билетов оставались у нас. Всё, как в любом госучреждении. Все мероприятия, которые у нас проводились, будь то замена спектакля, перенос спектакля, снижение по каким-либо причинам цены билета на спектакль — все это проходило по приказам. Книжка с корешками билетов оставалась в бухгалтерии и хранилась в театре, по-моему, 5 лет. После чего актированием уничтожались через шредер или путем сожжения.

Лет 5 назад у нас поставили компьютерную программу. Да, в 2013 году. Программа обвзязала все операции, связанные с финансами. Все мероприятия, проводимые по билетам, по залу, с репертуаром, всё это шло и идет в электронный журнал. И поэтому всё, что мы проводим, всё это у нас чисто, по-белому, и, в общем-то, шельмовать у нас не просто не принято, но и сама возможность этого исключена.

Я правильно понимаю, что при Джангишерашвили билеты были установленного образца?

Конечно. Утверждался образец, всё это проходило через Комитет культуры и утверждалось приказами. За время нашей работы образец билета менялся 3 раза. И последний наш образец это, опять-таки, разработка Отара Ивановича и наших менеджеров, нашего художника. Он был утвержден приказом, о чем имеется информация на самом билете. Билеты имеют номера и серию. Прежде чем начать продажу, каждая серия билетов регистрируется в программе. Если существует возврат билета, то, опять-таки, это оформляется через программу и, опять-таки, по номеру.

Отчетность по этим всем моментам у человека, который руководит системой распространения перед директором. Директор соответственно отчитывается перед Комитетом, учредителем. Правильно?

Да.

Явление 4.

Кто сейчас директор театра?

Ширяев Никита Андреевич.

Интересно, потому что на официальном сайте театра он, как директор, не указан. На сайте НЭТ он указан, как художественный руководитель.

На самом деле ему отдали все функции управления театром. Он у нас и директор, и художественный руководитель. Точно так же, как и Отар Иванович.

Дело в том, что, насколько я помню, на сайте Отар Иванович был представлен, как директор, а Ширяев на сайте директором не представлен. Я просто придираюсь или это, действительно, важный момент?

Да, это, действительно, важный момент. Начнём с того, что мы – люди имеющее непосредственное отношение и к документам, и к деньгам – до сих пор не видели никаких документов, регламентирующих полномочия Никиты Андреевича Ширяева. Попков  привел его на наше общее собрание, и представил как художественного руководителя нашего. Нормативные документы, закрепляющие за ним должности, нам не были показаны, не были вывешены на доску объявлений, хотя «Приказная доска» у нас есть. Мы просто приняли на слово выступление Попкова, что это наш руководитель в 3-х лицах: режиссер, художественный руководитель и директор.

Ширяев что-то подписывает, какие-то бумаги оформляет?

Да, естественно.

Подписывает как художественный руководитель или как директор?

Как художественный руководитель.

А вот документы, которые, так или иначе, регулируют финансовую дисциплину, он подписывает как кто?

Как художественный руководитель.

Я может, ошибаюсь, но художественный руководитель — это такая должность… как бы… художественная, нет?

В общем-то да, вы не ошибаетесь. Это действительно руководитель художественным процессом.

Опять-таки, я могу ошибаться, но документы на выдачу зарплаты, на начисления какие-то, например, их же должен директор подписывать?

Да. Потому, что директор должен руководить отдельно финансовой стороной, так сказать, предприятия. У нас их подписывает Ширяев.

Действие 2. «Мы бродячие артисты»

Явление 1.

Вернёмся к истории с Волжским. Как вообще родилась идея «выездной» премьеры? Как вы об этом узнали и, вообще, как все было устроено?

Мы это узнали со слов Никиты Андреевича Ширяева, в его кабинете. Хотя… Надо начать, наверное, с подписания декабрьского репертуара.

Вообще, репертуар составляется для того чтобы, во-первых, заработать денег, это естественно. Во-вторых, прокатать спектакли, которые нам достались от Отара Ивановича, чтобы они не застаивались – это важно, это делается с учетом зрительской потребности. Спектакли эти очень востребованы. Вообще, там много факторов включается, когда составляется репертуар. В ноябре был составлен декабрьский репертуар. В прошлом году очень хорошо у нас прошли новогодние сказки. Великолепно прошли. Отар Иванович их одобрил. Зритель принял их на ура. Дети были довольны, потому что это первый раз за 30 лет мы, так сказать, развернулись к детям. Но господин Ширяев просто взял карандаш и всё перечеркал. Просто всё! Ему по каким-то причинам это не понравилось.

Это даже невозможно объяснить, почему, но всё, что ему досталось от Отара Ивановича, он старается отодвинуть, даже в ущерб выполнению госзадания. Вы понимаете, о чём я говорю?

У нас, как у любого бюджетного учреждения, есть определенное государственное задание и показатели, которые нам даны и к выполнению которых мы стремимся. Мы должны их выполнить, и мы их, при планомерной нормальной работе, можем выполнить и всегда выполняли. Но декабрьское госзадание стояло под угрозой.

Во-первых, была порезана неделя детских сказок, с мотивировкой «готовится премьера «Горе от ума». Но вы знаете, глядя на то, как она готовится… Не знаю, мы не творческие люди, а, «финансовые» как говорится, поэтому судить трудно, что там происходит, но актеры поговаривают о том, что тяжеловато идет подготовка.

В общем, за декабрьскую неделю планировалось показать около 12 детских спектаклей и было посчитано, что мы должны на них заработать хорошую сумму. Заполняемость зала на детских спектаклях составляет 100% – это однозначно, потому что каждый хочет привести своих деток посмотреть на красочную сказку. Это живые деньги!  Но «сказочную недели» порезали. И в бухгалтерии просто ахнули, увидев подписанный Ширевым репертуар, потому что мы лишались достаточно хорошего куска денег

Это, соответственно, ударяло по исполнению госзадания?

Да-да и по госзаданию, конечно, ведь там заполняемость зала учитывается, количество зрителей, там несколько показателей, включая и денежный вопрос тоже.

Ширяеву сообщили: «Вы срезали очень большое количество денег, забрали из, так сказать, планируемых денег». Как будем выходить из этого кризиса? Вот у Никиты Андреевича и возникла идея этих гастролей.

Нам это было преподнесено так: мы поездим по площадкам, по городам и весям и просто ух, как легко и просто наберем эти как бы «выпавшие» деньги. Но, послушайте, мы все здесь в театре работаем очень долго. В нашем театре и в нашей области. Мы знаем, что творится с экономикой наших районов и тем более – и это печально – города Волгограда. Ведь прежде чем составить репертуар, всегда анализируется ситуация в городе, в области.

Мы посчитали и поняли, что самая лучшая цена билета будет 300 руб. — не выше! Да и то, если откровенно, для села, для районов это просто неподъемные деньги: 2 человека – уже 600 руб. Это много при их зарплатах – совершенно нереально. Но нас не услышали. А если и услышали, то вполуха. 

Кем была установлена стоимость билета на спектакль в Волжском?

В общем-то, это было установлено коллегиально. Насколько мы знаем, господину Ширяеву было сказано: «Нужно определить цель, понять: чего мы хотим от этих гастролей? Если вы говорите о том, что «мы переходим в новую эру, эпоху» – мы хотим заявить о себе как о новом академическом театре, или же мы хотим заработать денег? Давайте определяться: или деньги, или известность?» … Или скандальная известность, как у нас по факту получилось. Ширяеву прямо сказали, что билеты выше 300 — 350 руб. просто не продадутся. Хотелось бы заострить момент, что когда вывозится какой-то спектакль, берется количество мест в зале, на который мы рассчитываем, аренда, и мы ориентируемся на аншлаговую стоимость.

Я прошу прощения, что прерываю. Правильно я понимаю, что все гастрольные площадки арендуются?

Да.

То есть, в стоимость билета изначально закладывается еще и аренда?

Естественно. В итоге, определилась первая площадка – в Волжском. Аренда устраивала, все устраивало.

Службы, отвечающие за подготовку выезда, сначала были сориентированы: выездные спектакли организовывать не дальше 100 км от Волгограда. Но потом идеи понеслись: давайте дальше, давайте больше, давайте возьмем залы большие. Коллеги посчитали залы не выше 300 человек, это нормально получалось, для того чтобы показать спектакль, заявить о новом направлении театра и, конечно, какие-то деньги взять, не в ущерб, чтобы было. И вроде всё шло нормально, пока Ширяеву не пришла в голову идея…

В общем, нас сориентировали на то, чтобы провести продажу билетов на спектакль не информируя наших зрителей о том, что состоится премьера! Вот эти все выезды он не хотел афишировать.

Явление 2.

Вот это удивительно, ей-Богу. Я, признаться, с таким не сталкивался никогда.

Удивились все. Апаликов написал, была у него статья «здравствующий театр почему-то арендует в городе Волжском, это всего 30 км от центра города, площадку, а в СМИ никакой информации не проходит».

И это ведь не вся правда. Правда в том, что Ширяев ввёл полный запрет на информирование об этом спектакле и о гастролях вообще. За то, что прошла информация-анонс на сайте, сотрудник, разместивший анонс, получила нагоняй очень большой. Нам пришлось срочно закрыть сайт, быстро все это убрать, всю нашу информацию снять с сайта, отовсюду изъять любую информацию о наших гастролях и о наших спектаклях, под нашей маркой НЭТ. И вообще Ширяев прямо сказал: «Нужно, чтобы всё выглядело так, что я к этому отношения не имею, а вот актеры собрались, там что-то сделали…. И опа – премьера! И опа – спектакль!».

Это само по себе, какое-то неуважение и к нам, и к зрителю, но в с Волжским получилось вдвойне отвратительно.

Ширяеву необходима была первая площадка, для того чтобы прогнать спектакль. Потому что, как такового спектакля не было. Понимаете, по состоянию на 26 ноября – предпремьерный день – никакого спектакля не было! Декорации были получены из цеха 26 вечером. Актеры в декорациях ни разу не репетировали, не было ни прогонов, ни генерального прогона, чтобы мизансцены развести, завести.

Это вообще как возможно? А кто постановщиком выступал?

Ну так, Ширяев.

Ничего не понимаю, а кто-нибудь физически с актёрами работал? Он сам присутствовал хоть в каком-то качестве?

А кто знает? Приказа на премьеру мы не видели! На какой сцене мы не знаем, где они репетировали. Вроде, как – в тайне от художественного руководителя – часть репетиций на Новой сцене нашего театра проводилось. Понимаете, в тайне! Потому, что он конкретно ориентировал всех на то, чтобы даже репетиций этого спектакля в наших стенах не должно было быть. Это, дескать, такой сюрприз.

У тех, кто, собственно, был задействован в подготовке выезда, это вызвало, мягко говоря, недоумение! Ширяеву прямо сказали: чтобы продать какое-то мероприятие необходимо что? Реклама. Необходимо чтобы зрители узнали. А не так: шел мимо, огни какие-то, дверь открыта, какие-то люди суетятся, зашел и купил билет. Такого просто не бывает. Нас проигнорировали. Просто, как на пусто место посмотрели.

Явление 3.

26 числа взяли декорации, поехали в город Волжский выставляться. Для того, чтобы провести вот эти мероприятия, был задействован штатный администратор — Гранина Светлана Михайловна. Работает она лет 20, человек как человек, со всеми своими слабостями, сложностями – это понятно. Однако, продажи у неё были хорошие, нареканий к ней никаких не было никогда, так же, как никогда она не была замечена в каких-то фальсификациях или махинациях каких-то. Ширяев попросил, чтобы её привели к нему лично, в кабинет. Сотрудница, которая давно работала с Граниной, привела её, представила. С её слов, в кабинете были сам Ширяев, эта сотрудница, главбух и Гранина. Господин Ширяева рассказал о том, как он видит проведение и продажу этих гастролей. Встречались ли потом Гранина с Ширяевым наедине, знают только они, ну, и теперь полиция, наверное. Это было за 2 недели до скандала. Положа руку на сердце – нереально короткий срок для того, чтобы сделать выездной спектакль, причём, без какой бы то ни было рекламы.

Интересно, что тогда же, в присутствии нескольких человек, Светлана Михайловна Гранина сказала: «Вы знаете, 2 недели это очень мало», а тем более, это было накануне 4-го ноября, праздников, вот этого всего, деньги у людей-то уже потрачены. Стоимость в 300 рублей за билет так же была оговорена при свидетелях. А теперь вот, что важно. Ширяев сам ориентирует Гранину на продажу партера, не всего аншлагового, как было посчитано, а на продажу партера. Это 400 мест, вот эти пресловутые, которые сейчас всплывают, почему 400 мест. Эту ёмкость определил лично он. Поэтому ни у кого никаких сомнений не возникло – в продаже продажа 400 мест. О том, что госпожа Гранина начала продавать места на неутвержденных бланках… Объяснить сейчас… Ну, мы не знаем как. Что произошло с человеком? Важно ещё вот что. Когда Гранина обозначила непосредственному своему руководителю «вот я буду продавать на таких бланках», то есть, на кустарных, по сути, бланках, неустановленного образца – руководитель категорически запретила это делать и запретила, Слава тебе, Господи, при свидетелях. Иначе бы её грустная судьба ждала. Впрочем, на неё и так этот скандал пытаются повесить.

Кто пытается?

Господин Ширяев, его, скажем так, доверенные лица, ОБЭП, который сейчас у нас в театре работает.

Гранина почему-то посчитала возможным поступить так, как поступила. Мы не знаем, из каких соображений и, главное, какая у неё была установка от руководства театра. Сейчас  уже вообще ничего не понятно. Голословно обвинять никого мы не будем. Не будем говорить, потому что – элементарно – из документов, сопровождавших горе-премьеру, есть только приказ на выезд и приказ на аншлаговую стоимость. И всё!

Просто слов нет…

Ещё раз повторимся, мы считаем аншлаг, а вот процент от продажи, это уже как пойдет продажа. Нам кажется, важным будет, чтобы зрители, жители Волгограда и области знал ещё вот что. «Премьеру» отменили в городе Жирновске, в р.п. Городище, в Ленинске. В Городище отменили, потому что было востребовано всего 8 билетов! Городище – это, считай, что район нашего города:  15 минут, и людям проще приехать сюда, в Волгоград в театр. 8 билетов! Естественно, отменили из-за невостребованности. В городе Жирновске спектакль Ширяев сам запретил. В понедельник 26 ноября девочка администратор туда уехала и вернулась сразу после его запрета, не продав ни одного билета и расторгнув договор аренды! В городе Ленинск было продано около 200 билетов ориентировочно – там тоже приказом был отменен выезд. Потому, что 200 билетов это одна треть зала.

Явление 4.

Перемещение на гастрольную площадку осуществляется собственным транспортом театра?

Это тоже очень интересно. Сначала всех ориентировали на использование нашего автопарка, потом, когда увидели, что декорации огромные, а всё это было в истерике в такой – за сутки до премьеры, нам сказали арендовать транспорт. Для выезда актеров и технического персонала  это автобус, грузовая газель  это для декораций.

Если честно, это дичь какая-то. И вообще, концерты группы «Ласковый Май» напоминает сильно. Я вот чего не понимаю, а в чем экономическая выгода этих гастролей?

Это не только вы не понимаете. Этого никто не понимает. Потому что, если бы не убили детские сказки в декабрьском репертуаре, которые не предполагают никакой аренды и нервотрёпки, в полном нормальном рабочем режиме, работая здесь, в театре, тихо, спокойно, мы бы взяли и деньги, и показатели, и нормативные наши цифры. Приложить такие усилия для неочевидных по успеху гастролей, мы этого не понимаем.

Гастроли на площадке удаленностью от более 100 км подразумевают выплаты командировочных для коллектива?

Про командировочные мы не знаем. Но одна наша коллега, она сейчас на больничном, была, получается, представителем девочек-администраторов, которые занимались подготовкой гастролей непосредственно на местах. И вот что выяснилось. На вопрос, какая зарплата будет у тех, которые, как ошалевшие, будут бегать там, в незнакомой местности, билеты эти везде продавать…Как, например, вот в Жирновск поехала девочка, чтобы жить там неделю. Ну так, ей ответили: «За свои деньги». Мы не видели, чтобы выдавали командировочные администраторам или даже тем же монтировщикам, которые поехали, например, в тот же город Волжский.

Тишина вокруг премьеры прервалась, я смотрю. На сайте НЭТ выложен отчёт о спектакле, который сыграли во Фролово.

Да, во Фролово был запланирован, нормально прошёл спектакль.

А вы мне расскажете про странные афиши? Вот, скажем, в том же Фролово. Я общался с людьми из Фролово – их очень сильно удивили афиши. Мне прямо сказали, что билеты брать не будут, потому, что это похоже на какую-то аферу. Афиши на НЭТовские не похожи. Почему так получилось? Это сознательно было сделано?

Мы, полагаем, что да. Афиша была разработана и утверждена лично Ширяевым. Это с его подачи такая афиша. Мы пытались что-то сказать, о том, что люди у нас приучены к яркости, к красочности. Да и это же, в общем-то, пиар-ход. Сами посудите, человек кинется на простую белую бумажку или, например, на феерическую какую-то.

Билеты, которые распространили в Волжском и билеты, которые продавались во Фролово и Михайловке идентичны?

Нет. Билеты на гастроли и вообще на любое мероприятие, заявленное нашим театром, все проходят через компьютерную программу, определенного, нашего, утвержденного образца. Билеты установленного образца по городу Волжскому были вручены Граниной Светлане Михайловне, но вопреки запрету, вопреки всему она… Она распечатала что-то типа флаера, какая-то папиросная бумага с нашей аббревиатурой, она сама вписывала рукой ряды, места, цену. Это чистая махинация. Почему она так поступила… Мы не знаем. 

Она объясняет как-то? Вы же общались с ней? Она что-то говорит на этот счет?

Нет. С ней не общалась ни мы, ни сотрудник, который является её руководителем. Насколько мы знаем, с Граниной общались полицейские. Эти же господа-следователи вызывали её руководительницу.

Явление 5.

Уже приблизительно понятен убыток, который театр понесет от этих гастролей?

Тут уже пришло время говорить не об убытке от гастролей, а об убытках от неправильного составления плана работы. Потому что, зарезав декабрь, мы, естественно, уже несем убыток, мы не выполняем госзадание, не выходим на цифры, которые нам определяют. А про гастроли… Город Фролово отработали, это 130 км в общем-то, накладные расходы не так велики и что-то привезли, скажем, в пределах 100 тыс.руб., маловато, но хоть какие-то деньги привезли в театр. Те, которые отменились, они в ноль, а то, что съездили поработали администраторы, им не заплатят просто, потому что выхода нет, у них в контракте написано: «по количеству денег, сданных от этого мероприятия». Девочки просто за свои деньги покатались, посмотрели города наши. По Волжскому говорить трудно, мы не знаем, как они там аренду подписывали, потому что аренду подписывают главбух и Ширяев.

То есть, вы не знаете, как оформлялась аренда: со сбора или предоплатой?

Не знаем. Везде свои нюансы. Скажем, районные ДК. У них по Уставу у каждого свое, кто-то уполномочен в аренду отдавать помещение, у кого-то написано, что проведение совместных мероприятий. В городе Волжском я не знаю, как было. Пусть полиция разбирается. Странно, что господин Ширяев пытается вообще отстраниться от гастролей в Волжском, руками и ногами отбивается от этого, переваливая всю вину на заместителей.

И хотя, кажется, что большего ада и быть не может – продолжение всё же следует.

Дмитрий Бессонов

P.S.

Мои собеседники представились и были готовы к публикации своих имён. Только вот, зная, какие отморозки руководят сегодня и, конкретно, культурой, и областью в целом, понимая, что через час после выхода материала в свет мои собеседники окажутся на улице без средств к существованию – делать этого я не буду.

Подписывайтесь на нас в Телеграме

Все заметные события в Волгограде, стране и мире!

Предыдущая статья
Следующая статья

Актуально