Уважаемый Андрей Иванович!
Как сообщают средства массовой информации, 5 февраля Вы провели встречу с директором и художественным руководителем театра Никитой Ширяевым, на которой (цитата) «они обсудили задачи по дальнейшему развитию одной из самых популярных среди жителей региона культурных площадок». Поскольку о подробностях ничего не сообщается, мы сочли необходимым поставить Вас в известность о реальном положении дел в театре.
Спустя 5 месяцев после назначения на должность художественного руководителя Ширяева Н.А. мы вынуждены обратиться к Вам за помощью. В театре продолжаются проблемы как производственного, так и морального характера. Новый худрук занял позицию абсолютно закрытого человека – практически сразу после его представления коллективу он прекратил общение не только с большей частью труппы, но и с подавляющим большинством работников театра. Коллектив по каким-то, одному ему известным параметрам, был разделен на угодных и неугодных. Театр захлестнули бесконечные докладные, склоки и многочасовые разборки, причем в ущерб репетиционному процессу – неоднократно артисты по несколько часов ждали назначенных репетиций.
Большая половина слаженного коллектива, 30 лет создававшего талантливые красочные спектакли, так полюбившиеся зрителям, в одночасье была объявлена новым худруком бездарной. Абсолютно все — от неугодных артистов до работников цехов. А ведь многие из них являются лучшими представителями своей профессии в области! Царящее настроение в театре таково: многие молодые актеры и студенты не видят своего будущего в театре и намерены покинуть стены НЭТа.
Также следует отметить, что в конце 2018 года на замечание ректора ВГИИК, что «у Ваших студентов проблемы с сессией ввиду сильной занятости в репетициях премьеры», господин Ширяев ответил: «У меня нет студентов! Мне эта «отаровщина» не нужна!»
Как подарок судьбы новый худрук получил в руки готовый слаженный коллектив профессионалов своего дела, обширный репертуар от классики до современной комедии, процветающий театр, приносящий реальный доход. Но при поддержке некоторых деятелей от культуры Ширяев Н.А. решил развалить НЭТ и создать на его руинах «свой авторский театр». Обещал после премьеры «Горя от ума» собрать коллектив и обсудить дальнейшую работу, но к этому времени подавляющее большинство артистов и работников уже было в опале. Количество людей, кому позволено заходить в кабинет худрука, теперь умещается до количества пальцев одной руки.
В планах господина Ширяева поэтапное увольнение из театра нескольких ведущих артистов, на которых держится репертуар, а также молодых артистов и студентов актерского отделения, также активно занятых в спектаклях.
Репертуар — это главная боль всего коллектива театра. Многие спектакли «заморожены». В репертуаре нет спектаклей, которые любят и ждут зрители: «Стакан воды», «Отель двух миров», «Продавец дождя», «Чума на оба ваши дома», «Ромео и Джульетта», последняя работа Отара Ивановича — «Варшавская мелодия», а также спектакль «Цареубийцы», за роли в котором трем артистам была присуждена Премия Волгоградской области в области литературы и искусства, спектакль, завоевавший «Серебряного витязя» на Международном театральном фестивале «Золотой Витязь».
По договоренности с прежним руководством, «Варшавскую мелодию», «Чуму на оба ваши дома» и «Цареубийцы» должен был приезжать играть, к сожалению, уволившийся из театра Евгений Тюфяков, что довольно часто практикуется не только в НЭТе, но и в других театрах страны. Как минимум два из этих спектаклей ставились именно на этого артиста. Но новый худрук категорически отмел такую возможность. Решив, что это неприемлемо, он просто убрал эти спектакли. Все эти приемы хорошо известны: выводятся спектакли из репертуара, затем убираются артисты, и театр уже разрушен.
Особую проблему НЭТовцы видят в ситуации с «Ромео и Джульеттой». Спектакль не только являлся визитной карточкой НЭТа, но и с огромным успехом и аншлагами шел на сцене театра 30 лет! Прежним худруком был подготовлен второй состав молодых артистов на роли Ромео и Джульетты. Но Ширяев категорически против! Уничтожить самый кассовый спектакль, на котором выросло не одно поколение волгоградцев, стало сверхзадачей нового худрука.
Кроме того, не только новый худрук не захотел пообщаться с коллективом и найти компромисс для дальнейшей работы, но и председатель Комитета по культуре Попков В.И. до сих пор не нашел время встретиться с труппой театра, хотя неоднократно такое обещание давал.
Мы все помним выступление Президента РФ В.В. Путина в г. Ярославле, на открытие Года театра, где он отметил, что «… Театр у нас любят, ценят и по праву гордятся театром, нашими актерами, драматургами, которые во все времена вносили существенный, заметный вклад, причем вклад высшей пробы в национальную и мировую культуру. Театр соединил музыку, вокал, живопись, танец и стал, наверное, самым популярным, многогранным видом искусства, отличается уникальной способностью к постоянному развитию и обновлению. Даже в век интернета не утратил своей актуальности. Почему? Потому что он живой организм, откликается постоянно на злобу дня».
Также президент указал на то, что «… в Год театра не обратить внимание на то, как складывается ситуация в регионе, было бы неверно».
Тем не менее находятся в городе некоторые люди, которые винят прежнее руководство НЭТа в нынешних неудачах. Это оскорбляет честь, достоинство и память об Отаре Ивановиче, которого уже нет с нами.
Андрей Иванович, Вы – офицер, Вы – Герой России. Мы предельно верим в то, что наша проблема будет услышана Вами. Убедительно просим Вас вмешаться в ситуацию и в Год театра помочь сохранить волгоградский государственный Новый экспериментальный театр.
Подписи под письмом оставляет не весь коллектив театра, остальные артисты и работники, по вполне понятным причинам, боятся репрессий со стороны нового руководства театра.