Вторник, 23 апреля, 2024

Главные новости

Стоит ли журналистам бояться нейросетей?

Все, кто связан с информационными технологиями, в последние месяцы наблюдают буквально лавинообразный рост сообщений о новых и новых достижениях нейросетей. Лидер среди них конечно ChatGPT-3 - нейросеть построенная изначально на лингвистической основе, но постепенно осваивающая новые отрасли и сферы применения.

Для непосвященных всё это кажется какой-то сложнейшей технологической абракадаброй, далекой от них: “где я и где нейросети”. В реальности, все ближе и понятней. Надо вспомнить, какие эмоции в начале пути вызывали соцсети, поисковые и облачные сервисы. Тоже все казалось малоприменимым, пока не освоили и теперь сложно представить, как без этого работать. То же, думаю, ждет и нейросети, или, точнее, искусственный интеллект — ИИ.  

В чем сила ИИ?

ChatGPT, например, на основе всей своей информационной базы по сути угадывает, какие слова ей надо написать и сложить в осмысленный текст. И делает это хорошо. Но она не генерит новые смыслы и сообщения. Не может рассказать о событии, которое произошло только что и не может сделать вывод, как это повлияет на жизнь человека. Пока не может.
Еще одной трудностью, пожалуй, самой важной, является умение общаться с ИИ, т.е. формулировать понятные машине запросы — промпты. Именно это умение позволяет получать компетентные и полноценные ответы. Все сообщения о том, что кто-то где-то написал диплом, выиграл в суде или сочинил стихи с помощью нейросети — это как раз истории про талант, который научился правильно коммуницировать с машиной. 

Подозреваю, что немало народу сейчас тыкают в кнопки, самостоятельно осваивая prompt-skills или умение формулировать правильные запросы, чтобы уже в новом сезоне продавать курсы по взаимодействию с ИИ. Вангую, что не позднее осени, мы увидим много рекламы таких курсов от серьезных спецов до инфоцыган. А коллекции промптов для нейросетей будут собирать, как в свое время коллекции минус-слов для настройки контекста.

Недавно выступая перед журналистами районных изданий, я рассказывал о том же, о чем и сейчас. И увидел предсказуемый скепсис, тот же — “где я и где нейросети”. Тогда у меня не получилось донести, какого помощника они могут получить. Попробую сейчас.

Как ни грустно, но современные региональные онлайн-издания — на 70% состоят из рерайтов — переписанных сообщений, релизов, публикаций из различных источников, чаще официальных органов и компаний, иногда из неофициальных. Одна и та же новость, написанная чуть по-разному, публикуется в десятках изданий. По-разному — чтобы новостные агрегаторы не считали это дубликатами и не пессимизировали в выдаче. Это конечно не совсем классическая журналистика, но в современном информационном мире от нее видимо никуда не денешься. Рейтинги всем нужны. Сделал больше рерайтов — попал выше, сделал меньше — ниже. Это не единственный фактор, но значимый. И вот ИИ как раз, может элементарно в этом помочь — достаточно сформировать запрос “напиши другими словами” и через несколько секунд рерайт готов. И тогда — больше времени на авторские материалы, расследования, интервью и прочую работу, по-настоящему журналистскую. Это очень узкое использование ИИ, но уже полезное. 

Правда, есть нюансы

ИИ — не человек из соседнего подъезда, с которым вы живете в схожем  информационном бэкграунде. Поэтому часто случаются смысловые косяки. Мы, например, чаще всего сталкиваемся с неправильной трактовкой нейросетью местных географических наименований или имен. “Аэропорт имени Гумрака” и “Спартановка расположена на юго-востоке Волгограда” — наши анекдоты. Бывают косяки связанные и с конкретными историческими личностями или событиями. 

Этот скан способен поколебать веру в искусственный интеллект, но надо понимать, что это косяк не в области знаний ИИ, а в области интерпретации, и решение лежит как раз в области правильно сформулированного запроса.

А пока опыт взаимодействия с ИИ только нарабатывается, лучше руководствоваться эпиграфом Маркса к своему сочинению “Капитал” — “Сомневайся во всем”.

Как это изменит журналистику?

Для начала необходима легализация и формирование законодательного поля для использования ИИ. До тех пор, все это будет полукриво-ненаказуемо — через голландские онлайн-симки и vpn. Понимая, как работает в современных реалиях российский законодатель, думаю “обходные” технологии успеют стать удобными, прежде чем он очнется. 

Рано или поздно, большинство редакций освоят использование ИИ, кто-то — для рерайтов, кто-то чуть шире, не принципиально. Возможно, изменится сам подход к информационной политике в этой части. Думаю, даже успеют сформироваться новые профессии, что-то типа промпт-оператора, нейрожурналиста или ИИ-админа. Но мне видится, что журналисты, работающие во всех остальных жанрах, кроме рерайта, не перестанут быть востребованными. Авторский текст и умение вытаскивать из людей интересное не заменит ничто. Конечно, придется на начальном уровне осваивать ИИ, для работы над теми же расследованиями или обзорами.

Как уже успел сформулировать какой-то умный человек: “ИИ не заберёт у вас работу. Однако, люди, которые шарят в ИИ — точно заберут”. Всё повторяется, в свое время из профессии ушли те, кто не подружился с компьютером, потом с Яндексом, потом с соцсетями… Ничего нового. 

Поэтому, я не жду от технологий ИИ в сфере журналистики и медиа никакой революции — скорее эволюции. Конечно, если их окончательно не запретят из общих соображений. Что сомнительно. И значит, надо изучать, подключать, пробовать и использовать. И кстати, весь этот текст тоже написан при помощи ИИ.


Вячеслав Черепахин, председатель Волгоградского регионального отделения «Союза журналистов России».

Подписывайтесь на нас в Телеграме

Все заметные события в Волгограде, стране и мире!

Актуально