Предложение о возврате к 10-летнему школьному обучению прозвучало в Общественной палате. Сокращение сроков обучения в школе до 8–10 лет, а также в вузе может способствовать снижению среднего возраста рождения первого ребенка в России. Об этом заявил председатель комиссии Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко.
Предложение прокомментировала председатель комитета Волгоградской городской Думы по образованию, культуре, молодежной политике, спорту и туризму, директор МОУ «Лицей №5 имени Ю. А. Гагарина Лариса Тропкина.
— Ещё одна инициатива перемен в образовании. Правда, перемены — это когда по-другому, а если это уже было, то речь идёт о возврате к прошлому. Возврат к прошлому может быть иллюзорным и деструктивным. Вот несколько причин: Прошлого в чистом виде не существует. Оно всегда приукрашено нашей памятью и фантазиями. Мир не стоит на месте. Даже если удастся воссоздать внешние атрибуты прошлой жизни, реальность уже другая. Поэтому инициатива возврата к 8-летнему и 10-летнему обучению, на мой взгляд, не решит проблем, о которых говорит автор инициативы. Если рассуждать о том, что рождаемость повысится, то это, мне кажется, иллюзорным, потому что никто не приводит научные данные, статистику и т.д., на чем основывается это утверждение. Напротив, мне известно много примеров, когда именно в студенческие годы люди создают семьи и рожают детей.
Вместе с тем эксперт считает, что в этой инициативе всё-таки есть на что обратить внимание.
— Дело в том, что многие 11-классники уже совершеннолетние, получают права и уже могут полноценно работать. А интерес к учебе остается лишь у тех, кто собирается учиться дальше. Может, всё-таки отменить 11-летку? И позволить детям делать свой выбор уже после 9-го? Кто-то продолжает свое обучение осознанное в 10-11‐х, а после 9-х позволить не только в СПО поступать, но и устраиваться на работу. Кроме того, как показывает практика, в начальной школе дети учатся целых четыре года. Возможно, стоит рассмотреть вариант начала средней школы уже с 4-го класса.
Лариса Тропкина считает, что соображений о переменах в школе много, но все они требуют не широкого общественного обсуждения, а тщательного изучения и экспериментальной проработки, учета мнения профессионального сообщества.
— И всё чаще вспоминаются слова Петра Столыпин, которые хочется отнести к школе и позволить себе их немного перефразировать: «Дайте школе 20 лет покоя и вы её не узнаете».