Павел Дуров взят под судебный надзор — ему запрещено покидать территорию Франции и он должен внести залог в размере 5 млн евро. Об этом сообщает прокуратура Парижа. Дуров обвиняется в шести правонарушениях, в том числе, в администрировании онлайн-платформы с целью совершения незаконных транзакций. После освобождения под залог Дуров будет обязан отмечаться в полиции два раза в неделю.
Ранее мы пообщались с юристом из Волгограда Михаилом Алексеевым, который предлагает взглянуть на ситуацию Павла Дурова шире, чем просто как на конфликт с правоохранительными органами. По его мнению, это – не просто история основателя Telegram, а зеркало, отражающее переломный момент в отношениях между технологическими компаниями и государствами.
Юрист напоминает, что Дуров – гражданин трех государств, которые намерены оказать ему поддержку в сложившейся ситуации.
— Я думаю, что сейчас в России такая работа ведётся, как минимум, в двух направлениях. Если брать юридическую сторону, — это вопрос оказания консульской помощи. Второе — в некоторых особо пикантных и важных для нашего государства ситуациях, применяются такие юридические методы, когда возбуждаются дела в отношении тех людей, которых нужно доставить в нашу страну — если человек, например, разыскивается, в нашем государстве по более тяжкой статье. Я думаю, что сейчас такая, работа ведется. Хотя сейчас работа нашего государства в этом вопросе требует тишины, чем какого-то подробного комментирования.
Вместе с тем, со слов Михаила, работа по оказанию помощи Павлу Дурову со стороны Арабских Эмиратов также ведется – государство, якобы, прибегает к давлению на Францию через контракты.
Также юрист утверждает — нельзя сказать, что Telegram не идет на сотрудничество или не отстаивает права тех или иных пострадавших граждан по каким-то вопросам.
— Сейчас наиболее актуальная тема — отвечает Дуров за нашу с вами переписку или нет. Я напомню историю проекта «Рынок шкур». Это было пару лет назад. Мошенники публиковали подделанные объявления об оказании интим-услуг, а после требовали деньги с героинь этих публикаций. В итоге Telegram заблокировал этот канал, а его администратор пошла под суд.
Юрист вместе с тем называет дело «историческим разломом отношений между технологическими корпорациями и государствами».
— Анонимность, которую дает Telegram – это важно, этого сейчас не хватает, это стало одной из самых важных ценностей. Здесь на самом деле встает выбор – готовы мы пожертвовать своими личными правами в угоду своей личной безопасности. И ответ, мне кажется, очевиден. Был момент, когда люди побежали отказываться от биометрии, так как на сегодняшний день проблема утечки персональных данных остается актуальной. Значит нет пока технологических решений ни у государств, ни у корпораций, чтобы точно мне сказать, что никто ничего у меня не украдет. Сейчас проблема не в Дурове, и не в Telegram, на мой взгляд, — проблема подхода и отношения к приватности. Мы технологически находимся на перекрестке — это не только про искусственный интеллект, это, в принципе, про большие данные и со всем, что с ними связано. Поэтому и история с Дуровым – это больше, чем политическая игра французов, американцев, стоит вопрос полной тотальной деанонимизация. Мы находимся в этой точке, и государства здесь бьют по корпорациям.
Также юрист выражает уверенность, что сам Telegram продолжит существование, несмотря на то, что именно ждет Дурова в ближайшем будущем.
— Дуров же не ходит как Кащей с яйцом, в котором иголка, обозначающая Telegram. На мой взгляд, все эти технологические проблемы, вызовы приводят к одному простому выводу — сейчас конец лета, лучше выйти на улицу и посмотреть на небо, оставив весь этот информационный шум, смартфоны и Telegram. Чувствуется, это не последняя технологическая война.