Совсем скоро, 2 февраля, в нашей стране и за её пределами потомки защитников Сталинграда будут отмечать 80-летие со дня Победы в самом ожесточённом и кровопролитном сражении двадцатого века. Живых участников Сталинградской битвы на сегодняшний день уже можно пересчитать по пальцам. А ведь за каждым героем стоит его личная история, подвиг. Все вместе: красноармейцы, офицеры, участники тыла выстояли и победили там, где это казалось невозможным. Имена героев не должны быть забыты, а память об их подвиге должна чтиться не только в канун праздничных дат.
Однако в Волгограде, который, быть может в обозримом будущем вновь станет носить гордое имя Сталинград, недавно произошла вопиющая история. Волгоградец Алексей Сороко обнаружил на мусорной площадке небольшой сколоченный ящик, внутри которого аккуратно были сложены конверты писем. Увиденное повергло его в шок. В конвертах были письма участников Сталинградской битвы, написанные в 1988 году для волгоградского Дома пионеров. Из посланий ясно, что к 400-летию Волгограда задумывалось создать «Банк памяти». Через газету «Советская Россия» сотрудники Дома пионеров обратились к ветеранам Великой Отечественной войны, которые по воле судьбы в сороковые годы воевали на сталинградской земле. От героев ждали писем с биографическими данными, описанием боевого пути, интересных фактов о битве. Приветствовались в письмах и вложенные фото, чтобы память легендарных освободителей была увековечена в музее. Что именно произошло и почему спустя 35 лет письма, в которых жива история, оказались ненужными, неизвестно.
Алексей Сороко не смог оставить эти ценные на его взгляд письма на помойке и прихватил их с собой, чтобы передать своей знакомой – бывшему сотруднику историко-краеведческого музея им. Г. С. Шаповаловой Елене Ивановне Левченко.
— Я внимательно просмотрела письма, которые попали мне в руки, — отмечает Елена Ивановна. – Мало ли, что они могли из себя представлять. Какого же было моё удивление, когда я прочитала более сотни писем и все они были написаны с душой. Люди верили, что информация, которой они щедро делятся, важна, и надеялись, что послания будут храниться в музее. В письмах лежали фотографии, грамоты…Люди от себя отрывали дорогое сердцу, лишь бы память о событиях Сталинградской битвы осталась на века. Разве могли они знать, что спустя время, всё то, что для них было важно, окажется среди кучи ненужного хлама?
География писем впечатляет: писали буквально со всех уголков СССР. Волгоград, Ставропольский и Краснодарский край, Грузия, Украина, Молдавия, Мордовия, Московская и Ленинградская области, Красноярский край, Кемерово, Орёл, Приморский край… В каждом письме – эмоции, за каждым посланием – герой. Как такое могло произойти, что письма стали не нужны?
Впрочем, сохранность писем говорит о том, что все эти 35 лет они пролежали явно не в сыром подвале. Только по непонятной причине в один момент, накануне 80-й годовщины Победы в Сталинградской битве, были равнодушно отправлены на мусорную площадку, как будто это хлам, а не воспоминания героев.
Перебирая в руках письма, невозможно совладать с эмоциями. Сотни конвертов… В каждом из них своя история… История про Сталинград. Именно из таких крупиц и состоят воспоминания, память о наших героических предках.
Взять хотя бы письмо Фролова Фёдора Матвеевича из Свердловска (сейчас этот город носит название Екатеринбург).
Участник Сталинградской битвы делится воспоминаниями о событиях жарких августовских дней 1942 года, которые разворачивались у стен Тракторного завода, когда он волею судьбы оказался в Сталинграде. В Великой Отечественной войне он участвовал с первых дней. В звании сержанта и в должности командира башни танка Т-34 был направлен в 21-й танковый батальон, который дислоцировался на Тракторном заводе. 23 августа 1942-го стало тем днём, который Фёдор Матвеевич не забывал всю жизнь.
— Мы знали, что бои идут в излучине Дона, до фронта было менее ста километров. И всё же мы не ожидали, что около 11 часов утра мы встретимся с фашистами лицом к лицу, — пишет Фролов. – В начале на горизонте появились густые тучи пыли, но спустя 30 минут в облаках пыли заблестели гусеницы танков. Они шли густой колонной в двух километрах от нас и стали разворачиваться в линию. Приблизившись, немцы открыли бешеный огонь, но были встречены огнём из зенитных орудий. Но силы наши явно были неравны.
Тем не менее, вопреки всему, враг не выдержал натиска и отступил. Боевая задача была выполнена, а приказ командира: «Ни шагу назад!» — выполнен.
Другое письмо писала Трубина Анна Васильевна из г. Горький (сейчас это Нижний Новгород).
Эта женщина – участница Сталинградской обороны, медсестра. В конверте две фотографии: где она молодая, и уже убелённая сединами. А также описание одного дня битвы за Сталинград.
— Мы – медики, на санитарно-транспортном судне прибыли в Сталинград 22 августа 1942 года в 12 часов дня. В 14 часов стали вести погрузку раненых, раненые все на носилках. А в 16 часов стали город бомбить. Бомба упала недалеко от судна. От воздушной волны у судна стёкла выбиты и стены перекошены, — вспоминала Анна Васильевна.
Но судно не затонуло. А следом, как говорится в письме, налетели самолёты и вокруг всё стало полыхать… Картина настоящего ада на земле.
К примеру, Москалёв Михаил Иванович из Саранска пишет, что солдата не надо благодарить за то, что он защищал город. Это – его святая обязанность – защищать от врагов любимую Родину. Михаил Иванович был награждён грамотой за беспощадную борьбу с немецко-фашистскими полчищами. Но этот бесценный документ, какой для него являлась грамота, он приложил к письму. Чтобы грамота находилась в музее города Волгограда.
А Кинаш Григорий Степанович из Херсона присылал подробное описание своего боевого пути в 87-й дальневосточной стрелковой дивизии, которая сражалась под Сталинградом и где он сам командовал стрелковым взводом.
Есть в стопке и письма наших земляков: Макеева Владимира Ивановича из Урюпинска; Дегтярёва Александра Григорьевича из Волгограда; Нестеренко Г. В. также из областной столицы.
Люди откликнулись на призыв, поделились сокровенным, но так и не узнали, что всё это в итоге оказалось ненужным.
Молодому поколению сейчас усиленно прививают дух патриотизма, проводятся множество мероприятий, красной нитью через которые проходят память о Сталинградской битве, а лозунг «никто не забыт и ничто не забыто» — является чуть ли не главным высказыванием на всех торжественных мероприятиях, посвящённых памятным датам истории. А тем временем, воспоминания участников Сталинградской битвы стали равноценны ненужному хламу…
Историк Антон Абрамов отмечает, что такие ситуации периодически случаются.
— Удивляет качество сохранённых писем. С давних времён такие «банки памяти» называются музеями – специализированными учреждениями, занимающимися хранением подобного рода предметов. Если бы эти письма были бы переданы в фонд музея, такой истории, скорее всего не случилось бы, — отмечает эксперт.
Елена Ивановна Левченко, у которой сейчас хранится ящик, «наполненный воспоминаниями участников битвы на Волге», готова передать письма героев в надёжные руки, чтобы справедливость была восстановлена.