Преимущество Telegram, как отмечает политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков, в том, что его читателями являются не только условная элита в виде чиновников, бизнесменов и журналистов, но и «суперэлита» – 1% людей, реально принимающих решения.
— СМИ – нужны бюджеты, а значит, кто танцует, тот и кормит. Telegram в этом плане намного проще. И самое главное – эффективнее. Именно поэтому вокруг Telegram-каналов сложился вполне успешный рынок и как на любом рынке – начались конфликты, — отмечает политолог.
Журналисты «OBLVESTI» обратились к Илье Гращенкову с вопросами, касающимися влияния и перспектив Telegram.
Как Вы считаете, насколько Telegram может помочь выявлять региональным властям реальные проблемы и отношение к самим властям?
— В этом вопросе Telegram-каналы, конечно, помогают. Сегодня — это супер независимые медиа. Фактически любой человек может завести Telegram-канал, но только от его статуса, его влияния зависит то, насколько он читаемый. Конечно, на городских сумасшедших никто внимания обращать не будет, а вот на любого статусного и узнаваемого лидера мнений, да. Будь он какой-то официальный служащий или просто такой местный правдоруб. Внимание обращать будут, поэтому тут есть такой честный фидбэк, который помогает властям, в общем то, сталкиваться с какой-то неприглядной правдой, которую по разным причинам местные СМИ уже давно перестали доводить, поэтому многие реагируют на них достаточно болезненно, то есть видят в них угрозу. Некоторые пытаются нивелировать, некоторые, наоборот, видят в этом хорошую ресурсную базу для решения проблем.
Как считаете, не искажают ли картину ангажированные Telegram-каналы, которых сегодня довольно много?
— Конечно, искажают, потому что бывает такое, что, пытаясь привлечь внимание к проблеме, используют какой-то вброс компромата или вывернув ситуацию, то есть негативно повернув её губернатору. Но здесь есть как бы три разных типа. Один из них — такой рынок чёрного компромата, что называется «мочилово». То есть речь идет о действительно негативном мнением по отношению к губернатору, которое, например, может быть субъективным, но, тем не менее, имеет право быть. То есть не обязательно человек должен досконально разобраться во всех проблемах, чтобы, например, написать, что в регионе имеется та или иная проблема. Ну, может, просто он так считает. Просто часто губернаторы воспринимают любую критику, как заказ, отказывая людям в праве его критиковать. Есть еще одна проблема рынка компромата – анонимные каналы, которые просто занимаются «мочиловом» всех за деньги. Как правило, все понимают ангажированность этих каналов, как и стиль письма. Но часто эти материалы проверяются теми или иными следственными органами, и эта информация может стать поводом для возбуждения какого-то дело. Поэтому, каким бы вброс не был, иногда картина искажается просто за счёт того, что уже сформирована какая-то волна, уже начаты какие-то проверки. Даже если они в итоге закончатся ничем, осадок остаётся.
Не повторится ли ситуация конца 90-х, когда каждый, у кого есть деньги, мог участвовать в выборах и побеждать? И насколько это плохо или хорошо?
— Telegram во многом стал такой первой анонимной площадкой, где многие вдруг выяснили, что они могут смело писать, что хотят — что-то подобное в духе девяностых. Но с ростом аудитории, ростом влияния и прочего начались процессы, естественно, ограничивающие. В итоге это оборачивается тем, что кого-то арестовывают, дают сроки и так далее. Рынок регулируется постепенно. При этом здесь даже не обязательно иметь деньги. Здесь скорее важно иметь какую-то информацию, умение подать интересно и так далее. Telegram стал новым медиа, которое читают больше. От них ожидают больше, чем от электронных СМИ. То есть эта такая новая информация, с которой пока ещё не очень понятно, что будет в дальнейшем.
Насколько мнение премиальной аудитории Telegram может отличаться от обычной аудитории в части политики и экономики?
— Почему рынок в Telegram так расцвел? Потому что пост в крупнейшем или в самом читаемом канале прочитают и губернатор, и правительство, и люди в Москве, начальники этого губернатора, инвесторы — то есть как раз вот этот премиальный сегмент, он как бы формирует мнение, поэтому, конечно, это чувствительно. Вот прочитают ли они это в каком-то областном издании или ещё где-то — скорее всего нет, если только в мониторинг не попадёт. Соответственно, аудитория качественно отличается. Плюс в эту премиальную аудиторию входят ещё и просто неравнодушные жители, которые сами имеют Telegram-каналы и являются медиаплощадками. Премиальная аудитория живая, теплая, если мы говорим о модели Маклина. Не премиальная аудитория – это преимущественно зрители телеканалов, читатели каких-то газет и так далее. Да, они прочитают, могут возмутиться, но они сами не релевантны, они не воспроизведут в каком-то своём новом медиа ответ, может даже не лайкнут и не сделают репост. То есть они прочитают, ознакомятся и оставят эту информацию в себе. Поэтому, конечно, Telegram в этом плане отличается, он влияет на этот самый 1- 5% элитной аудитории, который потом как раз влияет на другие типы аудитории. То есть какой-нибудь эксперт в эфире телепередачи доносит, например, до бабушек, о чем пишут в Telegram-канале.