Доклад вызвал большой интерес в наблюдательском и экспертном сообществе Волгоградской области.
Григорий Зданович, эксперт Независимого общественного мониторинга:
— Модель общественного контроля за выборами в Волгоградской области включает четыре базовых направления: наблюдение на местах, видеонаблюдение/видеофиксация, публичная экспертиза и мониторинг медиасферы.
К принципам работы экспертного сообщества НОМ относятся:
Оперативность — скорость реакции и вовлечённость, погружённость в контекст. Оперативность пресекает распространение фейков в медиа среде, так как через подачу объективной информации ложь фейкометов становится очевидной, заведомой.
Многокананальность — полный охват аудитории, целевых групп: ТВ, печатаные СМИ, новостные сайты, соцсети, радио, лекции, круглые столы с трансляцией.
Доверие целевой аудитории — эксперты отвечают не только на электоральные вопросы, но и помогают жителям в решении конкретных жизненных вопросов, узнаваемы функционально.
Марина Ускова, эксперт независимого общественного мониторинга:
— Очевидны позитивные тенденции – в обществе возникает иммунитет ко лжи и популизму, чему способствовала открытость и активная медийная позиция ЦИК, Избирательных комиссий в субъектах РФ, качественная и понятная нормативная база выборов, включая «Золотой стандарт», удобство трехдневого голосования, снимающего избыточное напряжение на участках. Однако, возникают и новые угрозы. Покинув России с началом СВО, актив протестного движения, в том числе – экстремистки настроенный, получил возможность прямого зарубежного финансирования, что дает возможность использовать следующие методы и приемы: «штамповка» дипфейков, аудио, видео, «документов», «свидетельств очевидцев», подтверждающих «вбросы», «переписывание протоколов»; яркие стримы под девизом «шок-контент» с потоком информационных провокаций и фейков с формированием сетки влияния, ростом подписчиков.
Мы видим и активные попытки отдельных зарубежных политических сил вмешаться в российские выборы, делегитимизировать их («доклады» и «резолюции» структур, подобных Европарламенту, ОБСЕ, БДИПЧ, ПАСЕ) о заведомой возможности непризнания результатов голосования граждан России.
Такие угрозы эффективно парируются:
— подготовкой аналитических, прогнозных материалов и разъяснениями ситуации со стороны экспертного сообщества (предупрежден-вооружен);
— участием независимых международных экспертов;
— массовым общественным наблюдением с практикоориентированным обучением общественных наблюдателей.
Никита Зуев, эксперт Независимого общественного мониторинга:
— Выборы Президента России, безусловно, ключевое событие в общественно политической жизни страны, определяющее перспективы развития на десятилетие. Гарантией свободных, открытых выборов является соблюдение законности и прозрачности избирательных процедур, что обеспечивается в нашей стране общественным наблюдением.
Практика работы Общественной палаты, штаба, экспертов Независимого общественного мониторинга в Волгоградской области показала эффективность в профилактике нарушений и развенчании фейков таких методов и приемов, как: продвижение сайтов и страниц в социальных сетях для информирования и прямого диалога по актуальным вопросам; мониторинг соцсетей и медиаресурсов с реакцией на сообщения в целях их дальнейшей проверки, опровержения (подтверждения и устранения), работа с комментариями и поддержка своих постов; распространение опровержений фейков и проверенного контента в информационном поле с выкладыванием в социальные сети максимума объективной информации о текущей ситуации в регионе под соответствующими хэштегами; общение экспертов с прессой с комментариями фейков и достоверными сообщениями о ситуации.
Антон Лукаш, член Общественной палаты Волгоградской области, эксперт Независимого общественного мониторинга:
— Общественное наблюдение в Российской Федерации — сформировавшийся правовой институт гражданского общества, и в сфере внимания общественного наблюдателя — мониторинг избирательного процесса на избирательных участках и голосования вне помещения для голосования, видеонаблюдение в центрах общественного наблюдения, непосредственное наблюдение на местах, широкий круг практических инструментов быстрого реагирования, позволяющих не только зафиксировать спорную ситуацию, но и оперативно определить ее правовой статус.
Система общественного контроля на выборах в России характеризуется широчайшим охватом: при проведении общественного контроля на выборах Президента России 2024 года во всех регионах России созданы штабы общественного наблюдения, координирующие действия общественных наблюдателей на территории субъекта РФ, в масштабах страны централизующую роль выполняет Координационный совет по общественному контролю за голосованием, созданный Общественной палатой РФ, активно работают эксперты Ассоциации «Независимый общественный мониторинг». В результате создана прозрачная для наблюдения среда, некомфортная для нарушителей и распространителей фейков.