Четверг, 9 мая, 2024

Главные новости

Две жизни Алексея Коробицына

В ноябре 2023 года один из известных судей Волгоградского областного суда, кавалер двух медалей «За отвагу», а также медали «За боевые заслуги» Алексей Юрьевич Коробицын отметил 60-летний юбилей.

В жизни почти каждого человека наступает момент, когда по его внутреннему ощущению начинается не просто новый этап, а новая жизнь.  Перелистывая страницы прошлого,  Алексей Коробицын не сомневается, что  в его биографии так оно и есть.

Сегодня  Алексей Юрьевич — судья судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда. Сложная и ответственная его профессия, которую правильней называть призванием, а скорее всего даже образом жизни. Ведь работе подчинено буквально всё. Профессиональная этика не позволяет забыть о статусе судьи даже в обыденной жизни. Мораль — высшее качество  судьи. Поэтому строгий спрос за поведение идёт даже с близких и родственников, которые должны вести себя достойно.  Общественное мнение видит в судье человека принципиального, которого  невозможно подкупить или запугать. Таким образом, данная профессия подходит только психологически устойчивым людям, не поддающимся  постороннему влиянию, сильным духом в полном смысле этого слова. Путь в профессию судьи у каждого свой. Очень  сложный и необычный он у Алексея Коробицына.

НАЧАЛО ПУТИ

Для каждого человека важно знать историю своего рода, предков, фамилии. Прошлое объясняет настоящее и позволяет прогнозировать будущее. Неслучайно в дореволюционном воспитании подростков, да и в советское время этому  направлению придавали  серьёзное значение. Молодых людей  нацеливали на верность традициям.

— Твой дед (по материнской линии) –Алексей Панфилович Веснин был героем, погиб под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года, занесён в Книгу Памяти Калининградской области, — рассказывали родители подрастающему Алексею, —  служи России, сынок,стремись быть таким же!

 И стремились, потому что слово старших было неоспоримо и подтверждалось личным примером, создавало модель желаемого поведения. Именно поэтому в наших соотечественниках  смелость, мужество, отвага – черты характера, впитываемые с молоком матери. А каждое время рождает поколение своих героев.

Родители Алексея Коробицына — Юрий Иванович и Вера Алексеевна всю трудовую жизнь проработали на одном заводе в столице уральского края — Свердловске. Сына воспитывали в традициях служения Отечеству, много рассказывали о дедах и прадедах, вписавших славные страницы в  историю родного края.

С времён императрицы Анны Иоанновны, с августа 1737 года, обосновались в Исетской провинции, простирающейся  в длину на 300 верст, от верховьев реки Яик до реки Ай, казачьи форпосты.

Верой и правдой служили исетские казаки матушке России, ставшие ядром Оренбургского войска. Среди древних казачьих родов-староверов были и  Веснины, и Коробицыны. Жили своим укладом, пока не разделила их на красных и белых Октябрьская революция, и не запылал огонь братоубийственной войны.

И сегодня, изучая историю казачества, а это хобби Алексея Коробицына, он пытается  понять истинные причины произошедшего. В его тематической библиотеке более 600 книг и он многое может рассказать об удивительном явлении в истории России – казачестве.

С детских лет Алексей грезил службой в армии. Много читал военной литературы, смотрел фильмы, занимался спортом. Поэтому по окончании общеобразовательной школы не раздумывая  поступил в Свердловское высшее военно-политическое училище танковых войск и артиллерии.

Быстро пролетели курсантские годы и вот, он  уже лейтенант, заместитель командира  роты разведывательного батальона на советско-китайской границе. Кстати говоря, отношения с КНР в тот момент были очень сложными.

-Наши войска постоянно находились в сорокаминутной  боевой готовности,-вспоминает Алексей Коробицын,- совместно с пограничниками проводили разведку, поступала информация о возможном прорыве вероятного противника. Особенно в зимний период часто  возникали конфликты из-за нарушения контрольно-следовой полосы. Служили в усиленном варианте, было непросто, но в тоже время очень интересно. Там я получил незаменимый опыт, который использовал в Афганистане и других «горячих точках».

ШУРАВИ АЛЕКСЕЙ

Шурави — с арабского  переводится‎,  как советский. Слово получило распространение среди ветеранов афганской войны. Алексей Коробицын был направлен в ДРА по разнарядке на должность заместителя командира роты десантно-штурмовой бригады, дислоцирующейся в Гарде́зегороде на востоке Афганистана, 120 км к  югу от Кабула. Столица провинции Пактия. В 1980-1988 гг использовался как операционная база ограниченного контингента советских войск в Афганистане (40-й армии), в том числе, при проведении крупной войсковой операции по деблокированию стратегического шоссе Гардез-Хост (Матун).

— Политика была направлена на предотвращение прохода караванов боевиков с оружием, — рассказывает Алексей Юрьевич,- поэтому все десантные части и бригада спецназа работали в режиме организации засадных действий. Мы уходили в среднем на 7 суток в горный район, занимали перевал… и ждали.

Те, кто смотрел фильм режиссёра Фёдора Бондарчука «9 рота», помнят сюжет, как советские воины ценой собственной жизни обеспечивали проходку автоколонн с материальными средствами по 40 километровой высокогорной дороге Гардез-Хост на высоте более 2,5 км над уровнем моря. Рядом граница с Пакистаном.

-Только фильм и реальность, как понимаете, большая разница,- говорит Алексей Коробицын. – Это лишь похожий сюжет, а в жизни было гораздо жёстче. К тому же наши бойцы погибали не только от пуль, но и от болезней. Немало жизней унесла, например, желтуха. Вымысла в фильме, конечно, много, но на то это и кино. По службе я знал   многих военнослужащих 345 полка, из  подразделения,  о  котором идёт речь в «9 роте».

Сам принимал участие в Хостовской операции, начавшейся в ноябре 1987 года.  Тогда руководил душманами глава пуштунского племени «Джадран» Джеллаллудин. Он считался хозяином района и никому не подчинялся. «Духи»  блокировали город, где было много наших военных и гражданских специалистов. Начался голод. В декабре 103 дивизии всё же  удалось с боями взять перевал Сате-Кандаф. Местность была сильно заминирована. Сапёры прошли, но видимо, не всё сняли. Роковой  случай произошёл после рекогносцировки. При развороте на мине подорвался БТР, погибло несколько офицеров, в том числе и старших начальников, многие получили ранения. В этом бою погиб и мой командир роты. Пришлось взять управление подразделением на себя.  Две недели шли по горам. Задачу выполнили – сбили «духов» с господствующих высот, обеспечили проход нашим колоннам к Хосту.

Алексей Юрьевич, в противовес мнению многих обывателей,  да и современных политиков, до сих пор уверен, что война в Афганистане, была  необходимой реальностью,  и политически всё было правильно.

— То, что в регионе происходило тогда и происходит сейчас, в том числе открытый канал наркотрафика – последствия американского вторжения,- говорит Алексей Юрьевич. — Мало кто знает, но не случайно,  на закате жизнедеятельности СССР вопрос о повторном вхождении в Афганистан вновь поднимался, но  этому помешал развал державы.

За выполнение  боевых задач в Афганистане капитан  ВДВ Алексей Коробицын награждён медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Он не любит рассказывать о войне.

— Какие подвиги и героические будни?- устало переспросил Алексей Юрьевич. — Для военных людей это обычный труд. Да, напряжение было очень большое. Много работали. Когда возвращались из засад, нам давали 5 суток на отдых, но это формально. Так как в это время мы могли уйти на проводку армейской колонны, либо рота заступала в наряд, караул, да и служебно-боевую подготовку никто не отменял – бойцов надо было готовить по суворовским правилам. Это потом спасало в боях.

Афганистан навсегда остался в сердцах тех, кто проходил службу в этой азиатской стране. Разная память о нём, но больше добрая, крепко связанная афганским братством, солдатской доблестью и грустью. Не все вернулись с той войны.  Боевой путь Алексея Коробицына прошёл через Джелалабад, Хост, Гардез. Операции, которые длились по два месяца, были особенно тяжёлыми. Пройти через пекло афганской войны смогли не все Шурави. Алексей смог, но впереди была другая война.

ВОЙНА, НО УЖЕ НЕ ЗА РЕЧКОЙ, А ДОМА

Мальчишки прошлого столетья, тяжёлый вам достался путь.
Был похоронен каждый третий, успев пожить всего чуть-чуть.
Двадцатый век – сплошные  войны. А на войне гуляет смерть.
Ребячьи души беспокойны, спешат они везде успеть.
Спешат взвалить себе на плечи разведку, штурм и бой в горах…
За упокой поставят свечи их матери, живя в слезах.
И счастье, если есть могила, а не пропал он без вестей.
На видном месте фото сына, не стал опорой что твоей.
Простите матери России, своих погибших сыновей.
Всегда в сердцах они носили отвагу, чтобы быть сильней.
Мальчишки прошлого столетья, не все в наш век вы добрались.
За вас налита рюмка третья…Пьём за мечты, что не сбылись.    

Это стихотворение неизвестного солдатского поэта, как нельзя лучше характеризует ситуацию, в которой оказалось поколение Алексея Коробицына. Пламя афганской  войны перекинулось на республики  бывшего Советского Союза. Как в страшном сне запылали Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, а за ними Армения, Азербайджан, Грузия, Осетия, Ингушетия. Алексей Юрьевич принимал участие в наведении конституционного порядка.

Словно по велению дирижёрской палочки сценарий повторялся с одинаковой точностью. Самый страшный излом того времени – Чечня.

На подступах к Грозному

Нет оправданий для войны, но только войны не стихают

 И снова гибнут пацаны, и снова близкие рыдают…

 Опять потери, вновь бои, как и в Афгане, гор преграда,

 Чужие там, а здесь свои, но кровь одна, одни награды.

 Поймав, снаряд гудит броня, у  БМП движок дымится.

Тогда Афган, сейчас Чечня, никак война не прекратится.

…Не утихает боль войны о ней всю жизнь не забывают.

И с сединою, пацаны, друзей погибших поминают.

Ежегодно в России 11 декабря отмечается День памяти погибших в Чечне. Эту скорбную дату особо чтят те, у кого за спиной осталась эта «горячая точка».

— Когда мы входили в Чечню в декабре 1994 года,- вспоминает Алексей Коробицын,- ещё на подступах к Грозному приняли бой и понесли тяжёлые потери. Всю серьёзность ситуации поняли, когда  противник ответил огнём из танков и артиллерии. Груз 200, или как мы его называли в  Афгане — «чёрный тюльпан» разлетался по всей стране.

Как говорится, Бог миловал Алексея Коробицынав обеих компаниях этой страшной войны. Вторая медаль «За отвагу» говорит о многом, о том, что рассказывать не хочется даже спустя  годы.

Казалось, судьба бережёт его, ещё для какой-то очень важной миссии и предчувствие не обмануло.

ВАША ЧЕСТЬ

Как и положено настоящему офицеру Алексей Коробицын прослужил в Вооружённых Силах СССР и  новой России 25  календарных лет, а в льготном исчислении почти 40. Это время жизни вполне зрелого человека, обладающего  и профессионализмом и житейской мудростью.

Воинская часть, в которой служил майор ВДВ Алексей Коробицын постоянно меняла место дислокации. За всю жизнь у него не было  личного жилья, только казённые квартиры, мебель со служебными штампами. Так и выросли дети. А Алексей Юрьевич всерьёз задумался о получении  юридического образования, тем более что последние годы службы исполнял обязанности помощника командира Воздушно-десантной бригады по правовой работе, освоил новую для себя специальность  военного дознавателя. В 2000 году он закончил заочно  юридический факультет Московского Социального университета. Коробицын и сам того сразу не заметил, что начался совершенно новый этап в его жизни, за которым последовала совершенно новая жизнь в профессиональном плане.

Город Камышин Волгоградской области стал для его семьи наконец-то местом оседлости. А работа во взаимодействии  с судьями городского суда наполняла его  деятельность профессиональным колоритом. Руководство Камышинского городского суда тоже увидело в зрелом, пытающемся досконально разобраться в юридических вопросах офицере,  перспективного работника. Пройдя все ступени необходимые для получения статуса судьи, Алексей Юрьевич в 2005 году  Указом Президента Российской Федерации был назначен судьёй, а спустя время заместителем председателя Камышинского городского суда.

Семь лет пролетели, как один. С опытом пришло и признание его новых заслуг, так как показатели рассмотрения  дел, как уголовных, так и гражданских у него были высокими  и их не могли не заметить руководители более высокой судебной  инстанции. Коробицыну предложили работу в Волгоградском областном суде. Сначала он работал в судебной коллегии по гражданским делам, а затем был переведён в судебную коллегию по административным делам, в судебный состав по пересмотру дел, не вступивших в законную силу.

Институт пересмотра судебного решения – это одно из проявлений компромисса между правовой защитой интересов участников дела и экономичностью процесса, поскольку пересмотр дела на более высоком уровне происходит тогда, когда решение суда первой инстанции не удовлетворяет одну или обе стороны.

Людям сведущим понятно, что должность,  на которой сегодня трудится Алексей Юрьевич, более чем ответственна. Глубокие юридические знания, интеллигентность, сочетающиеся  с интуитивным мышлением и логической обоснованностью, а также исключительная работоспособность, физическая и психологическая устойчивость сыскали судье Коробицыну уважение и заслуженный авторитет. Обращение «Ваша честь!» — ему очень соответствует.

На торжественном мероприятии, посвящённом 100-летию Волгоградского областного суда в апреле  2023г. заместитель генерального директора Судебного Департамента при Верховном Суде РФ Паршин А.И. вручил Алексею Юрьевичу Коробицыну медаль «За безупречное служение правосудию» III степени.

Заместитель генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ Паршин А.И. вручает высокую награду Коробицыну А.Ю.

Современное российское  общество требует, чтобы судьями работали люди с безупречной репутацией и  полноценным юридическим образованием. Профессия судьи является престижной и уважаемой. Она имеет огромное социальное значение и востребована. И мы сегодня с уверенностью можем сказать, что  А.Ю. Коробицын нашёл себя в этой профессии. Тому свидетельствуют, прежде всего, отзывы  о нём руководителей Волгоградского областного суда.

— Конечно, я иногда с ностальгией вспоминаю свою прошлую жизнь, как говорится, из песни слов не вычеркнешь,- улыбаясь, говорит Алексей Юрьевич. – Ночью порой снятся картинки  прошлого: тревоги, сборы, война…

Но  утром начинаются дела и заботы настоящего. И я уверенно иду по жизни, словно данной мне в  награду за предыдущую!

Материал подготовил Александр Тюменцев, пресс-секретарь Волгоградского областного суда, член Союза журналистов России. Фото предоставлены автором.

Актуально