Вторник, 25 марта, 2025

Главные новости

Анна Завгороднева: «То, что ребенок умеет читать, писать и вышивать крестиком, не говорит о том, что он готов к школе»

Как определить, что ребенок в возрасте 6-7 лет пока что не готов к школе? Разбираемся с психологом.

С 1 апреля начинается запись первоклассников в волгоградские школы. с 1 апреля до 30 июня можно записать ребёнка в школу, которая закреплена за той территорией, где имеется прописка. С 6 июля и до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября, можно подать заявление в любую школу, независимо от места официального проживания.

Однако прежде чем нести документы в школу, родителям стоит убедиться, что их ребёнок действительно готов к этому важному этапу. Журналисты ИА «Областные вести» поговорили с детским психологом Анной Завгородневой и выяснили, на какие критерии стоит обратить внимание.

— Первый маркер — ребёнок на дополнительных занятиях больше играет, чем занимается. Да, семилетки берут с собой игрушки, и в школу – это нормально. Но представьте себе: ребёнок взял с собой какую-то маленькую игрушку, убрал её в рюкзачок, а потом достаёт её прямо на занятии и где-то тихонько под партой играет. Он занят игрой, а не тем, что ему показывает преподаватель, и теми заданиями, которые преподаватель даёт. Это самый яркий маркер того, что психологической готовности к школе нет, есть пока ещё только основная игровая деятельность.

Еще один яркий маркер того, что ребенок не готов к школе – он не выполняет до конца задания, соответствующие возрасту.

— Здесь нужно очень внимательно посмотреть на соответствие возрасту, потому что родители очень любят «убежать впереди паровоза» и давать шести-семилетнему ребёнку задания для второклассников – там на логику и на что-то ещё. Надо посмотреть обязательно, чтобы ребёнок выполнял задания, соответствующие возрасту, до конца и сам. То есть, говорит учитель или воспитатель в саду нарисовать четыре жёлтых треугольника – ребёнок рисует четыре жёлтых треугольника, не три красных, не семь кружков, а именно четыре жёлтых треугольника, и он это делает самостоятельно, без напоминания взрослого. С родителем такое может не «прокатить»: дети очень часто родителей не воспринимают как социальных взрослых (это, кстати, хорошо), и с родителями могут задания не выполнять, потому что дети отличают, где функция родительская, а где – социальная. И если ребёнок не выполняет задание учителя в подготовительной школе или задание воспитателя на занятиях, педагоги обязательно об этом скажут. И обязательно скажут педагоги, психологи, воспитатели и учитель начальной школы, который занимается подготовкой к школе, что ребёнок не готов. Слушать педагогов обязательно!

Как бы ни хотелось родителям отдать ребёнка в школу в шесть с половиной лет, а то и раньше, эксперт уверена: если педагоги отмечают неготовность к школьным нагрузкам, лучше ещё год провести в детском саду.

— Ребёнок может быть максимально интеллектуально одарён и развит, но здесь важна именно психологическая готовность. Если её нет – это чревато грандиозными последствиями. Сочетание очень интеллектуально развитого ребёнка, которому скучно, потому что он всё это уже прошёл в саду (или с очень активной мамой), с тем, что ребёнок морально не готов высиживать по 20–40 минут за каким-то одним занятием, даёт абсолютно беспокойного и одновременно тревожного человека, который будет тревожиться, что его всё время ругают, не хотеть ходить в школу и быть не в силах себя проконтролировать и высидеть эти самые 20–40 минут. В школах периодически практикуют разбивание уроков этой традиционной зарядкой про «мы писали, мы писали, наши пальчики устали», но некоторые виды школьной деятельности не подразумевают перерывов, и поэтому ребёнок всё-таки 30-40 минут должен уметь высидеть, во-первых, на стуле, а во-вторых, в примерно одной и той же довольно монотонной деятельности. Это волевые качества, они даются нам природой: у кого-то они созревают к шести годам, а у кого-то – к семи, к семи с половиной. Очень внимательно следим за собственным ребёнком и понимаем, есть ли у него готовность именно эмоциональной и волевой сферы для того, чтобы выполнять все ученические правила и требования. А то, что он умеет читать, писать и вышивать крестиком, совершенно не говорит о том, что ребёнок готов к школе.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Все заметные события в Волгограде, стране и мире!

Актуально