На мусоросортировочном комплексе, который располагается в Волжском, ежедневно из горы отходов отбирают сотни книг, которые попадают в мусорные контейнеры. Нередко книги находятся в хорошем состоянии, без каких-либо дефектов. Чаще всего жители отправляют в контейнеры учебную и художественную литературу, реже – документальную, научную и справочную. Встречаются на сортировочных линиях и религиозные издания.
Книги, соприкасающиеся с отходами, уже не могут быть переданы в библиотеки или на полки буккроссинга – они отправляются на переработку.
Своим мнением о такой тенденции поделился историк из Волгограда Роман Шкода, который по совместительству является автором книги «Красный Верден» — про историю Царицына времен революции и гражданской войны.
— Здесь сталкиваются две тенденции. С одной стороны, действительно, электронные книги наступают и у некоторых есть мнение, что бумажные экземпляры уже не нужны. Тут я могу даже сказать, что сам такой. Я, конечно, не выбрасывал никогда книги на свалку – их я раздаривал в библиотеки или отвозил в места, где можно обменяться книгами. Такое место у нас есть в Александровском саду. Такую тенденцию можно объяснить тем, что действительно за Советский период скопилось огромное количество книг, которые, ну вряд ли кто-то сейчас будет перечитывать. Вот, например, у меня, скажем, слились несколько библиотек – своя, родителей, деда. Получилось очень много художественной литературы шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых годов.
Роман также вспоминает случай, когда увидел на мусорке ящик с весьма интересными экземплярами книг – около 300-400 томов.
— Естественно, это сразу обратило моё внимание. Там были совершенно уникальные книги. Там были какие-то альбомы по искусству, какие-то очень необычные книжки. У той мусорки я задержался, взял себе несколько экземпляров. Меня поразило, что в каждой книге был вложен небольшой конспект. То есть человек когда-то читал и мелким шрифтом описывал, на какой странице, что было важно. С этими конспектами книжки я и забрал.
Роман утверждает, что сейчас отношение к книгах, бесспорно, меняется. Эту тенденцию также усиливает электронный век, который все чаще предлагает читателю обходиться без бумажного носителя.