С 1 марта 2024 года в России начнет действовать норма, которая направлена на ограничение доступа к материалам, популяризирующим запрещенные средства обхода блокировок, такие как VPN-сервисы. Роскомнадзор пояснил, что подобные сервисы относятся к запрещенным средствам. Тем временем пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подчеркнул, что никаких решений о полном запрете VPN сейчас нет.
Ситуацию прокомментировал руководитель пресс-служб политических деятелей, медиатехнолог, консультант правоохранительных органов в сфере IT Дмитрий Бакаев.
— Ведомство планирует удалить из российской сети всю информацию о запрещенных приложениях и ограничить их поисковую выдачу начиная с марта. Однако в Государственной Думе проводится различие между разрешенными и запрещенными приложениями: разрешенные помогают защитить трафик пользователей, тогда как запрещенные открывают доступ к заблокированным сайтам. Депутаты законодательного органа утверждают, что использование разрешенных приложений будет допустимо, но запрещенных – нет.
Медиатехнолог указывает, что новое законодательство не направлено против самой технологии VPN, а только против ее популяризации.
— В России нет административного или уголовного наказания за использование VPN, если оно не сопровождается противоправными действиями. Однако, некоторые депутаты высказывают предложение о введении наказания за обход блокировок. Пока что такие нормы не разрабатываются в Государственной Думе. Возможность ограничить пользователей в использовании VPN и полностью исключить их из жизни невозможно, если смотреть аналогию с Китаем, то уже многие годы жители приспособились к VPN и обходят все ограничения. Полностью взять под контроль это направление невозможно, но вносить точечные ограничения вполне реально. Новая норма нацелена на уменьшение популяризации VPN-сервисов и на уменьшение киберпреступлений. Так как пользуясь бесплатными и непроверенными сервисами ваш трафик (вся информация, которую вы просматриваете) передается третьим лицам. В свою очередь злоумышленники могут использовать полученные данные против вас для своих преступных целей.