15 января 2019 года, Андрей Иваныч, командировочный специалист широкого профиля, решив вынести мусор, не почувствовал сцепления подошвы с земной твердью и поскользнулся. Приземлившись на пятую точку роста, аккурат около рукотворной горы твердо-бытовых отходов, Иваныч вскричал: Слушайте-послушайте! А есть ли у нас бренд региона комплексный и во всех сферах разработанный!? И сразу тысячи курьеров побежали по инстанциям и выяснили, что – БРЕНДА-ТО У НАС И НЕТ!!!
15 января 2019 года в 14 часов 11 минут Волгоградский Облпромторг объявил творческий конкурс на разработку эскиза бренда Волгоградской области.
Если честно, дорогой читатель, ощущение, что именно так родилась гениальная мысль о резкой необходимости обретения областного бренда, является ошибочным. Дело в том, что конкурс этот уже объявлялся. Причём не раз. Но вот только, когда администрация трубила о необходимости создать чего-то этакое, ничем кроме, как скандалами это не заканчивалось.
2012 год. Скандал номер раз.
Комитет молодежной политики и туризма при поддержке департамента зарубежных связей администрации Волгограда, агентства по туризму и агентства культурных инициатив Волгоградской области объявили конкурс на лучший бренд и слоган города Волгограда. Их автором может стать любой желающий, у кого есть свежие креативные идеи и видение нового образа родного города и края.
Эта совершенно безобидная новость сработала, как камушек карбида в луже общественного мнения. Деятели культуры и искусства, ветераны и труженики тыла, разного уровня парламентарии — от федеральных до местных – все в едином порыве потребовали покарать чиновников, «причастных к инициативе о смене символа» Волгограда. За медиа-истерикой, а иначе назвать то, что творилось в декабре 2012 года я не могу, как-то потерялось, что организаторы конкурса не ставили перед собой цель сменить символ города-героя. Речь шла о создании бренда. Более того, организаторы хотели именно, что защитить символ Волгограда – Родину-мать от беспорядочного и часто кощунственного использования на разного рода сувенирной продукции.
Но их не поняли. Почему? Объективно – по кочану. То есть, по той простой причине, что просто напросто — извините за сленг, но тут иначе не скажешь – не отдуплили разницу между символом и брендом.
В защиту Михаила Епихина, Дмитрия Федюшкина, Тимофея Юрченко и Натальи Альшук выступили всего несколько человек. Я в том числе. Наши доводы услышаны не были и чиновники под давлением общественности совершенно незаслуженно огребли дисциплинарные взыскания.
Понимая, что жизнь не стоит на месте и вопрос поиска бренда так или иначе себя проявит, на эту тему весьма развёрнуто выступила Анна Степнова, за что так же получила по полной программе. Интересно, что наезжали на неё персонажи, которые сегодня занимаются продвижением идеи конкурса на лучший бренд. Впрочем, ладно. В Волгограде так бывает.
Позволю себе процитировать Анну Валерьевну, поскольку и тогда, и сейчас согласен с ней абсолютно:
— Родина-мать — это, безусловно, «наше все», иначе и не скажешь. Но для бытового употребления она не годится, — считает специалист по геомаркетингу, краевед Анна Степнова. — Не на каждой майке или сумке можно ее напечатать. Это символ, который в большинстве случаев нельзя трогать руками. Любые попытки сделать с ней что-то вызывают упреки в кощунстве. А нам нужен такой бренд, из которого, условно говоря, можно сделать плюшевую игрушку. Универсальный образ, подходящий для использования в различных ситуациях… Бренд — это понимание, кто мы и какие мы. За брендом стоит стратегия развития региона. То есть это отнюдь не набор открыток или брелоков. То, что происходит сейчас — это столкновение неудачного начала с неудачным освещением. А проведение народного конкурса — попытка сделать сложную работу с наскока. К мнению народа, безусловно, необходимо обращаться, иначе мы получим не бренд города, а бренд узкой группы лиц. Но разработкой должны заниматься профессионалы, разбирающиеся в рекламе, дизайне, психологии, понимающие стратегию развития.
2017 год. Скандал номер два.
Тут вообще прекрасно всё. Однако, по порядку.
Обычно просто тёплый, этот апрель в Волгограде был жарким. Обычно забивающие болт на международные мероприятия, проходящие под эгидой мэрии, областные СМИ внезапно обратили свои взоры на форум «Имидж Волгограда».
На днях состоялся форум «Имидж Волгограда». Дежурное мероприятие из разряда «поговорили-разошлись» неожиданно оказалось резонансным. Участники собрания решили, что Волгограду пора менять символ: с военного – на мирный. В качестве альтернативных вариантов рассматривали лестницу Центральной набережной и музей-панораму «Сталинградская битва». Но лидером голосования оказалась скульптура «Мир», венчающая купол волгоградского планетария.
Авторами идеи выступили участники форума «Имидж Волгограда»– известные в городе предприниматели».
Эта история интересна даже не тем, что Вячеслав Черепахин, президент медиагруппы «Премия» на собственном опыте узнал, что такое «тысячи гневных откликов» от мгероботов. А тем, что «оскорблённые», с упорством дятлов долбившие по клавишам в квазипатриотическом угаре, не потрудились выяснить, что речь вновь, как и пятью годами ранее, шла о новом бренде. Именно о поиске новой торговой марки города. И не потому, что было нужно отказаться от Родины – матери, а для того, чтобы она НЕ появлялась на пепельницах, брелках и вывесках провинциальных разливаек.
Тема логичная и совершенно адекватная и времени, и месту (напомню, что вопрос был поднят в рамках дискуссии на форуме «Имидж Волгограда»), вновь потонула в истерике.
2018 год. Скандал номер три.
С 23 ноября по 20 декабря длился конкурс, объявленный Облпромторгом на тех же самых условиях, что и в двенадцатом году. Итог плачевен. Из 10 (ещё раз, буквами: ДЕСЯТИ) присланных работ — ни одна не прошла отбора жюри.
Это, конечно, позорище. Потому, что скандалом номер четыре рискует обернуться и новый конкурс, объявленный теми же организаторами 15 января уже этого года.
Теперь от констатации грустных фактов, перейду к конструктивным предложениям.
Чтобы опять не получилось скандала и пустопорожнего движняка, для начала нужно изменить действующее Положение о конкурсе.
1. Конкурс должен стать открытым и международным. Почему это так важно? Хотя бы потому, что замыкаться в узком кругу немногих оставшихся в городе талантливых художников, реально понимающих разницу между брендом и символом, контрпродуктивно. Расширение числа участников позволит не только забыть о болезненно малом числе ранее присланных работ, но и привлечёт к конкурсу людей, ещё не получавших по рукам от придурков, у которых время от времени начинает зудеть в области патриотизма. Отсутствие шор – чрезвычайно важное условие и для творца, и для маркетолога. Про PR – эффект я вообще молчу за его очевидностью.
2. Жюри конкурса должно стать международным и включать в себя не только прославленного волгоградского художника – геральдиста, но и, как минимум, 10 специалистов в области рекламной графики из разных стран. Помимо жюри, присланные работы должны оцениваться почтенной публикой. Это обсуждение, как мне кажется, куда, как более важно, нежели дискуссия о переименовании остановки Шпалопропитка в остановку имени Барона Врангеля, например. Кроме того, международное жюри не будет зависеть от того, какое настроение в день подведения итогов будет у губернатора Бочарова (Иванова, Петрова, Сидорова).
3. Конкурс должен стать подчёркнуто вневозрастным. Чем больше детей будет участвовать в этом мероприятии, тем лучше и тем больше шансов получить уникальную во всех отношениях картинку.
4. Ввести в Положение позицию о недопустимости использования в работах образов Родины-матери, Вечного огня и танковых башен. Это позволит снять вопросы о кощунстве и, наконец, закрепит постулат незыблемости этих символов.
5. Изменить главный приз. Ну не может автор бренда, который будет красоваться на тысячах маек, бейсболок, пепельниц, подстаканников и на котором, при его грамотном использовании, Волгоградская область может неплохо зарабатывать, быть награждён дипломом (!!!) комитета промышленности и торговли Волгоградской области. Это же очевидно, как мне кажется.
6.Выбрать бренд региона можно одновременно с выборами губернатора. Ну а почему нет, при правильном подходе – то?
Подводя черту, замечу, что история Волгоградской области началась задолго до 2 апреля 2014 года, и в истории этой было много светлого, умного и правильного. В частности, до того, как объявлять бренд-конкурсы, организаторам следовало бы внимательно… Нет, не так. Очень внимательно прочитать статью Евгении Смирновой «Бренд Волгоградской области: Каким он будет», опубликованной 25 марта 2011 года в газете ВолГУ «Форум».
Впрочем, учиться никогда не поздно. И шанс исправить допущенные ошибки ещё есть.
Было бы желание.
Дмитрий Бессонов