Театр гробили планомерно и качественно. Сначала сломали коллектив, разделив на «лояльных» и «оппозицию». Потом принялись уничтожать безупречную, десятилетиями создававшуюся, репутацию – благо у организатора свистопляски опыта предостаточно. Он на такого рода делах собаку и двух губернаторов съел.
О том, что с НЭТом творится беда, стало известно не сегодня. Ещё в сентябре об этом кричал стоявший у истоков театра Заслуженный художник России, профессор Евгениий Иванов. А спустя два месяца грянул гром.
В НЭТ пришла полиция. Но не с цветами и словами благодарности за блестящий спектакль, как это было в прошлые годы. С постановлением на выемку документов.
О том, что предшествовало скандалу, об атмосфере, в которой работает коллектив, о том, кто реально руководит некогда главным театром Волгоградской области, мы разговариваем с актерами и работниками администрации НЭТа. Я практически ничего не правил. Это прямая, полная боли, растерянного недоумения и гнева речь. Речь людей, в одночасье потерявших дом, семью, цель жизни.
Гений пустоты
«Отара Ивановича не стало. Театр остался. Театр должен жить и работать, мы поняли, что это не только желание коллектива, но и желание учредителя – комитета по культуре администрации Волгоградской области. По окончании сезона, накануне каникул, нам сообщили, что руководитель комитета Попков принял такое решение: Ангелина Анатольевна Шершень – на тот момент она была у нас была исполняющей обязанности директора – после каникул станет директором театра, а для постановки новых спектаклей будут приходить приглашенные режиссеры, спектакли же прежнего репертуара останутся в афише. Кроме того, на v1 мы читали интервью председателя думского комитета по культуре Александра Осипова, в котором он прямо говорил, что «Отар Иванович подготовил свою смену: и Ангелина Шершень, и ведущие артисты прекрасно справляются со своими задачами. Чуть позже мы обязательно с ними встретимся. Хочется услышать мнение и предложения каждого актера. Чего хотят они, какое будущее видят? Поверьте, решать всё за закрытыми дверьми, в кулуарах, мы не будем». В том же интервью он сказал, что предполагает, что новым режиссером театра может стать НЭТовец.
Однако 20 августа, на общем сборе труппы, учредитель, тот же самый Попков, представил нам совершенно другого человека и в качестве директора, и в качестве художественного руководителя. Нам представили пожилого мужчину, который практически всё собрание просидел к нам спиной и встал только для того, чтобы просто кивнуть головой и сесть на место – опять же спиной к нам. Никакого приветственного слова, никакого знакомства, никаких слов поддержки, мол, понимаю, что у вас ситуация тяжелая, потеряли худрука – ничего. Он даже не представился по-человечески, я уже не говорю о том, чтобы обратиться к людям. А ведь это огромный коллектив. Но никакого контакта. Подчёркнуто никакого, кроме очень небольшой группы, которые изначально – ещё до каникул, как выясняется – уже всё знали. Ведь Никита Андреевич Ширяев, а так зовут нынешнего худрука и директора, приезжал к нам как раз в конце сезона, смотрел какие-то спектакли – вроде как. Мы не знаем точно. То есть, отпуская нас на каникулы, и учредитель, и депутат уже всё знали и просто врали коллективу.
Вообще, на этом собрании Никита Андреевич ограничился парой реплик. Это очень странные реплики были, которые спровоцировали первое непонимание: «Я вас уже изучил, я вас всех знаю, мы с вами будем работать засучив рукава».
У нас есть актёр – очень неравнодушный, дерзкий такой молодой человек. Он не выдержал и говорит: «Никита Андреевич, я, конечно, понимаю, что вы нас знаете, но вот, к сожалению, мы вас не знаем». Ширяев: «Будем знакомиться как-то в процессе работы». Актёр говорит: «Это я понимаю. А я могу где-нибудь посмотреть, например, Вашу постановку? Хоть какую-нибудь?» Потому, что у всех же телефоны и пока его представляли – мы стали искать в интернете хоть что-нибудь об этом человеке. А там сухие сведения и упоминания про какой-то фильм эпохи СССР. И всё. Вот этот вопрос Ширяева взбесил. Он довольно агрессивно начал говорить о том, что у него 400 постановок и он чуть ли не входит в число «великих из великих».
И вообще это был последний раз, когда со всем коллективом общался. То есть, с августа он встречается только с группой избранных. Так нас разделили на лояльных и оппозицию. Театр, как одна большая семья, перестал существовать».
И кухарка может
«Одной из претензий, которые Отару Ивановичу Джангишерашвили предъявляли его оппоненты, было совмещение им постов директора и художественного руководителя театра. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что Никита Андреевич Ширяев трудоустроен и в качестве худрука, и в качестве директора. Больше того, НЭТ – это его первый опыт в качестве директора! В 68 лет человек впервые становится директором! Даже в бизнесе такое трудно представить, а в театре, да ещё и в государственном, такое просто из ряда вон.
И со временем оказалось, что именно административная часть и стала проседать. Практически взбунтовались монтировщики. Потому, что решением нового руководителя нормированный рабочий день внезапно стал не нормированным. Оплата, однако же, осталась прежней. Монтировщики узнали об этом совершенно случайно, новые положения до них никто не довел. Разумеется, они возмутились: «Если мы выходим вне плана — тогда пусть двойная оплата. Мы за просто так работать не готовы!» Первая реакция Никиты Андреевича была такой. Он сообщил, что ему «всё равно». Как говорится – не нравится – до свидания. Тогда люди начали резко уходить на больничный. Тут до художественного директора стало доходить, что ставить-то декорации некому. Только когда ряд спектаклей оказался под угрозой срыва – он пошёл на уступки, и людям как-то начали выплачивать деньги. Но вот что интересно: лично с монтировщиками он так и не поговорил. Всё общение было через посредников.
Вообще по ставкам, по зарплатам, по процентам надбавок там много чего интересного, но это наша кухня театральная и большинство читателей её просто не поймёт. Скажем только, что условия оплаты ухудшились существенно. Всех уравняли. Актёр, отыгравший 25 спектаклей, получает столько же, сколько актёр, выходивший на сцену в 10 постановках. Объяснять, почему так происходит, Ширяев не пожелал.
Это особенно остро воспринимает молодёжь. Понимаете, при Отаре Ивановиче к молодым актёрам совсем иначе относились. В них видели будущее. Несомненно уважая звезд театра, Отар Иванович постоянно думал о том, как стимулировать молодых актёров к росту. Причем стимулы были не только финансовыми, что, конечно, важно очень, но и – это важнее даже – творческими. В известные, популярные спектакли, на роли первого плана регулярно вводили молодых актёров. Им давали понять, что они нужны театру, что они –будущее театра. Двери Отара всегда были открыты для молодых актёров и сегодня, когда худрук Ширяев пускает в кабинет только по предварительной записи и строго определённый круг, они понимают, что здесь их не видят. Им не рады. А нищенские, даже в сравнении со средними по городу, зарплаты это только подчёркивают. Об уходе из НЭТа думают не один и не два человека. Исход молодёжи может быть массовым. Может, этого и добиваются?
Кстати, о зарплате. Вот смотрите, смс из бухгалтерии: «Нас еще даже не профинансировали». А только с момента финансирования деньги дают на третий день. Сегодня какое число? Третье декабря, зарплаты нет… Должны были дать в пятницу, 30-го».
Лауреат премии Пермского комсомола*
«Ты наверняка в курсе, что в рамках международного проекта «Большие гастроли» в Волгограде гастролировал Тбилисский русский театр имени Грибоедова. На сцене НЭТа наши гости показывали спектакль «Холстомер. История лошади». Как ты думаешь, Ширяев каким образом встречал гостей НЭТа? Знаешь, каким? Никаким.
Ни с генеральным директором Тбилисского русского театра Николаем Николаевичем Свентицким, ни с Натальей Евгеньевной Афанасьевой, представителем Федерального центра поддержки гастрольной деятельности федерального Министерства культуры, художественный руководитель нашего театра даже не поздоровался. Не вышел, никакого жеста гостеприимства. Да хотя бы просто «здравствуйте» элементарно сказал бы, но ничего этого не было. Сказать, что они были удивлены – это ничего не сказать. Удивительно, но даже на сайте нашем нет ни слова о том, что у нас проходило такое событие.
Правда, сказать, что во время гастролей тбилисцев Никита Андреевич никак не проявился, было бы неправильным. Ещё как проявился. Это просто даже вспоминать стыдно.
Остаются минуты до премьеры. Все бегают, пытаются помочь гостям, как-то поддержать, что-то сделать. В атмосферу подготовки включены все. Это очень волнительный момент был, ведь принимать такой театр и большая честь, и хорошая профессиональная школа.
Ширяев приехал на спектакль, естественно, ни с кем не поздоровался. У нас две двери, которые выходят в фойе. Перед началом спектакля худрук поднимается к одной из этих дверей, толкает — она закрыта. Но она всегда закрыта! У нас открыта в целях безопасности только одна дверь. Он звонит: «Почему дверь не открыта? Немедленно открыть!». Это, повторюсь, за минуты до начала спектакля.
Все всё бросают, бегут сломя голову дверь открывать. На предложение пройти в другую — ОТКРЫТУЮ дверь, он нервно отреагировал. И ушёл. Без машины пешком ушел домой. Обиделся.
Гости из Грузии, которые всё это наблюдали, просто оторопели. С таким удивлением на это смотрели. Стыдно, конечно, было очень.
Странно, что на это никак не отреагировал Владимир Иванович Попков, руководитель комитета культуры. Хотя, на самом деле, не странно. Он у нас гость не частый. Вот на представление худрука и на премьеру, посвящённую 30-летию НЭТа, точно приходил. Ну, и сразу после назначения Ширяева несколько раз был, видимо, опасаясь, что начнется бунт какой-то. Но по настоящему театром управляет не Ширяев и даже не Попков. Главный человек, от которого сегодня зависит всё – от репертуара до скандальных гастролей – Александр Владимирович Осипов, депутат облдумы, председатель комитета по культуре. В театре он ведёт себя, как хозяин. Это даже в одном из коротких, случайных разговоров сам Ширяев признал. За точность цитаты не поручусь, но, когда мы ему сказали, что Попков лично обещал ничего не ломать – ни названия театра, ни репертуара – Ширяев нервно так бросил: «Вы не понимаете ничего. Попков это технический человек. Всем руководит Александр Владимирович».
Это немного странно, ты знаешь… Мы же общаемся с актёрами других театров. Так вот, они говорят, что и у них Осипов, как истина в последней инстанции. Такое мерило качества и целомудрия. Приходит, отсматривает репертуар, выносит суждения – быть или не быть произведению на сцене. Пошлость, наверное, ищет. Но там он вроде как комиссар от начальства себя ведёт, а у нас – как барин. Он к НЭТу даже не как к собственности относится, а как к жертве: захочу – казню, захочу – помилую.
И его отношение к нам, к театру, к коллективу, передается Ширяеву. Вот яркий пример «Ромео и Джульетта». Это самый популярный спектакль репертуара. Стопроцентный аншлаг всегда. И что же? Ширяев принимает решение: «Ромео и Джульетта» будет заморожен. Как и ещё больше половины спектаклей. Коллективу это общим порядком не доводится. Так, на ходу, кому-нибудь бросит: «Я этого не вижу. Я не вижу Ромео. Я не вижу Джульетту. Не вижу «Продавца дождя». У нас просто открываются рты на все это. И в итоге спектакли заморожены, значит, заведомо уничтожены.
Ширяев, уже не стесняясь, говорит: «НЭТа больше нет! Я буду строить свой Авторский театр. И всё, что у вас тут было – забудьте. А на репетициях «Горе от ума» он вообще заявил: «Вы бездарные… Вы без школы – вы никто!»
Ведь это невозможно, когда тебя не уважают. Как такое возможно, когда тебя не просто не уважают, но и всячески подчёркивают это неуважение?
Ширяев закрыл традицию Отара Ивановича, которая давала возможность молодым актёрам и режиссерам реализовывать свои проекты. Он просто сообщил, что теперь будет ставить только он, и ему наши проекты не интересны».
*Никита Андреевич Ширяев, Лауреат премии Пермского комсомола за исполнение роли В.И. Ленина в спектакле М. Шатрова «Революционный этюд» (1981).
Горе от чего?
Когда группе работников театра удалось прорваться к Никите Андреевичу и в решительной форме потребовать его встречи с коллективом для обсуждения ситуации в театре, он на эту инициативу ответил отказом, сообщив, что встречаться ни с кем не намерен до премьеры спектакля «Горе от ума».
Он ещё не вышел, спектакль этот, но по нему столько вопросов уже сейчас имеется, что – не знаю… Такая большая работа, казалось бы, должна объединять коллектив, а она, напротив, вносит ещё больший раскол.
Разбирать художественные достоинства этого спектакля мы не можем сейчас – его целиком не видел ещё никто. Но вопросы есть к тому, как всё это делается. Ну вот, например, Отара Ивановича упрекали в расточительстве, в том, что бешеные деньги тратит на постановки. А при этом на «Горе от ума», на который запрошено, если я не ошибаюсь, около 5 миллионов, уже потрачено, по-моему, 6 с чем-то. Там невероятной красоты костюмы – просто сказка. Судя по тому, какую они ткань покупали дорогущую, картинка должны быть красивая. В декорациях колонны белые, как везде у него.
Отсутствие контакта с коллективом порождает слухи, которые в творческой среде особенно быстро распространяются. Вовсю говорят, что играть Фамусова будет сам Никита Андреевич Ширяев. Устойчивый слух гуляет, что 30 ноября в театр приняли нового режиссёра, постоянную спутницу Никиты Андреевича – Гелену Пивоварову.
Сдача «Горя от ума» намечена на 28 декабря. Премьера назначена на 29 декабря. Ты удивлён? А как мы удивлены! Спектакль будет длиться 3 часа. Он ничего не сокращает, ни одного монолога, ничего! При этом, актёрам не объясняют ни задач, ни целей. Ощущение, что он выстраивает действие словно по шаблону, под копирку какую-то, словно повторяя спектакль, который он уже ставил в Хабаровском краевом театре драмы. Мы ещё не видели работы целиком, и её трудно оценивать, но то, что мы видим на репетициях, нас на эти размышления и наводит. Хотя уже сейчас можно сказать, что разница в хабаровском и волгоградском вариантах «Горя от ума» есть. Это стоимость билетов. Насколько мы знаем в Хабаровске цена билетов на «Горе от ума» в постановке Никиты Андреевича составляет от 250 до 350 рублей. А в Волгограде объявлены цены от 1200 руб. на 8-м — до 800 рублей на 13 ряду! Он предполагает, что в силу длительности спектакля и сложности материала «Горе» будут играть 2 раза в месяц. Ну, вот даже если прикинуть просто на коленке, как говорится – чтобы отбить деньги, которые ушли, да и уйдут ещё на «Горе от ума», понадобится лет 20, если играть в таком режиме.
Сейчас эта статья выйдет – опять начнётся, как тогда, после интервью с Евгением Ивановым. Худрук пришел, кипит весь, стулья кидает. Вызывал людей, ставил задачи«найти к тебе подход»! Надо сделать тебя«своим». Ему объяснили, что ты просто псих, и он успокоился.
Мы постоянно вспоминаем слова Джангишерашвили: «Когда я прихожу в театр, и мне не радостно, не весело, у меня нет желания, я иду в тёмном коридоре, я не хочу находиться там, где меня не любят». Он говорил о самом страшном, что может быть с театром. Вот, к сожалению, у нас сейчас именно так…
Продолжение, к сожалению, следует.
Дмитрий Бессонов
P.S.
Мои собеседники представились и были готовы к публикации своих имён. Только вот, зная, какие отморозки руководят сегодня и, конкретно, культурой, и областью в целом, понимая, что через час после выхода материала в свет мои собеседники окажутся на улице без средств к существованию – делать этого я не буду.
Только в суде, или в прокуратуре. Боюсь, однако, что прокуратуре нашей дела до этого не будет ровно до того момента, как Андрея Ивановича вместе с его камарильей попросят на выход.