Спасибо, дружочек, я тронут до глубины души. И раз уж ты не возражаешь, я продолжу на твоём, надо признать, весьма ярком примере исследовать бочаровщину, плоть от плоти которой ты являешься.
Вася и тролли
Начать рассказ о трамплине, с помощью которого новый Вася взлетел на ранее недосягаемые для него высоты, следует с экскурса в прошлое.
По настоящему власть обратила внимание на Интернет, как на угрозу собственному благополучию, когда в нашей жизни появился LiveJournal (Живой журнал, или, по-простому, ЖЖ). Это, прописанное в США, на тот момент фактически никем неконтролируемое средство массовой информации, довольно быстро завоевало умы в основном молодой аудитории, живущей в цифровом мире, не читающей бумажных изданий и не доверяющей официозу.
В ЖЖ прописались все, кому не лень – от городских сумасшедших до именитых писателей. Соответственно, число читателей, ежедневно заходящих на его страницы, увеличивалось сверхинтенсивно. Прирост разношерстной целевой аудитории, насчитывающей тысячи и тысячи неофитов, был таков, что площадкой заинтересовались как оппозиционеры, так и власть. Я не буду вдаваться в подробности того, как иностранные спецслужбы и «гуманитарные неправительственные организации» проводили обучающие семинары по расшатыванию общественно-политической ситуации в РФ через Интернет — это и так хорошо известно.
Достаточно сказать, что ЖЖ-фронда, атакующая власть, разделилась на три сегмента:
- организованные (чаще в неформальное сообщество) блогеры, работающие за деньги;
- неорганизованные, но популярные блогеры, имеющие оппозиционные взгляды, пишущие из любви к искусству;
- просто придурки.
Первые год-полтора власть смотрела на интернет-публицистику сквозь пальцы, но когда материалы из ЖЖ стали всё более агрессивными, начала защищаться. Логичным образом появились провластные блогеры – патриоты. Они так же сегментировались по вопросу монетизации жизненной позиции – кто-то делал это за деньги, кто из личных пристрастий. Придурки, впрочем, тоже наличествовали.
Первопроходцы
Для системы взаимных, часто носящих провокационный характер, защит-нападений был даже придуман термин «троллинг», от слова «Тролль» (мифическое, враждебное человеку существо).
Появились таковые и в Волгограде во времена губернатора Бровко. Поначалу осторожно, а далее всё более смело, политики разных уровней – от губернатора до заштатного депутата облдумы – стали обзаводиться сетевой опричниной. По большей части нанимали ребят, живущих в интернет-пространстве, которые анонимным порядком в духе «сам дурак», комментировали записи, порочащие власть. Основные сливки снимал старший группы, остальные получали скромно, но стабильно. Оплата на всех уровнях производилась наличными.
Смена Бровко на Боженова ознаменовалась изменением основной площадки Интернет-баталий. В Волгограде узнали про Facebook (Фейсбук, или, по-простому, ФБ). Вектор бодания, впрочем, остался прежним. Условные «Разбойники» (частью анонимные, частью вполне себе авторизованные) писали о злодеяниях повелителя астраханских алмазов, не менее условные «Казаки» (в подавляющем большинстве анонимно, либо через искусственно созданные аккаунты, т.н. «боты») его защищали. Про атакующих ничего не скажу – не знаю, а некоторые защитники сели на стабильный заработок. Деньги были скромнее «бровковских», но они были. Наличными. Только наличными. В общем, всех всё устраивало: и казаков, и разбойников.
На то время, с высоты прожитых при Бочарове лет, кажущееся просто разгулом свободомыслия, пришлось несколько скандалов, связанных с использованием для атак на оппозиционные СМИ, Интернет-адресов и техники, принадлежащих администрации области. Теперь на такую ерунду никто даже внимания не обращает. Потому что пришёл Андрей Иваныч.
Камнем и палкой
Где-то через год после того, как Бочаров основательно угнездился на Ленина, 9, и люди поняли, что с третьим варягом нам не просто не повезло, а нас жестко поимели — в соцсетях буйно пророс Вася. Причём Вася не персонифицированно Селезнёв, а Вася, как собирательный образ коллективного тролля. Почему Вася? Потому, что основная масса яростных защитников системы, которую волгоградцы окрестили «бочаровщиной» — это активисты местного отделения МГЕР, а этой шарашкой, как вы помните, заведует именно Вася.
Применительно к предыдущим этапам волгоградской истории управляемого троллинга, ситуация стала развиваться по совершенно иному сценарию. Нет, парадигма «атакующие» — «защитники» сохранилась, но претерпела довольно существенные изменения. Во-первых, большая часть прежних «защитников» плавно перетекла в ряды атакующих. Во-вторых, кардинально поменялся вектор противостояния.
Молодые и резкие, как весенняя дизентерия, юноши и девушки в возрастном дипазоне от 18 до 25 лет, начали с того, что сломали формировавшуюся годами, извините за высокий штиль, культуру сетевых «казаков-разбойников». Реакции безобидного типа «а ну и чо, ты сам дурак» исчезли.
Более того, теперь МГЕР-ятки сами, очертя голову, бросаются в атаку на любого, кто смеет выступить даже не против бочаровщины – достаточно простой попытки обсудить неоднозначные решения администрации, и ты уже враг. То, что сегодня начинается в соцсетях, на «мушкетёрство» прошлых лет не похоже. И оппонент, и его родные, и близкие получают на головы ушаты помоев, с которыми ни один профессиональный ассенизатор не справится. В общем, обмороженные детки орудовать интеллектуальными шпагами не умеют. Их арсенал сродни неандертальскому – палки, камни и простота рёва.
Несмотря на культивируемый образ отморозков без страха и упрёка, стоящих на страже интересов «Движения только в перёд», МГЕР-овцы вполне управляемы совершенно конкретными чиновниками Администрации области. Иногда, заигравшись, ребятки «троллят» кого-то не того, и им по команде курултая приходится, например, стирать записи. Чаще комментаторы просто, как говорится, переобуваются.
Здесь очень показателен пример с Олегом Савченко. Прошлой осенью «активисты» именовали единственного после Бочарова известного в Волгоградской области политика, не иначе, как «отребьем», «ворьём» и «провокатором», который спит и видит, как бы сорвать выборы. Но сразу после того, как Олег Владимирович дал маху, то есть, «наступил» в известное «Движение», тональность оценок диаметрально поменялась.
Через ж…
Давайте разберёмся, как работает эта система. Работает, как и положено на Ленина, 9 через…эм… пункт Ж. По-другому просто не умеют.
Посмотрим на примере, извините, кейса «Атака».
Старт: Некий журналист выступает со сдержанной критикой крайне неоднозначного решения, прямо касающегося не только экономики региона, но и жизни большей части населения.
Реакция. Первая фаза: Курултай, состоящий из астраханского политтехнолога, непостижимым образом не попавшего на судимость за отмывку бюджетных средств в «боженовские» времена, и чиновника, знающего толк в «ведровских» коктейлях, приватных кальянах и немецких автомобилях с астраханскими номерами, готовит пакет «методических рекомендаций» по атаке на дерзкого журналиста.
Реакция. Вторая фаза: Группа активистов МГЕР, через куратора – Васю?)) — получает «методичку». Примерно час рекомендации перевариваются. По степени тяжести проступка журналиста, определяются персонажи, которые будут атаковать «диссидента» прямыми публикациями и те, кому поручат подогревать интерес публики к атаке через массированные комментарии.
Отработка. Основа: Практически одновременно три-четыре наиболее «раскрученных» МГЕР-сонажа, начинают рассказывать о продажности журналиста, о его личной непорядочности, о семье провинившегося, о состоянии здоровья – в общем, смешивают горькое с тёплым, не опускаясь до аргументов. «Сам дурак», как я уже говорил выше, более не работает. «Ты говно!» — ключевой посыл таких публикаций.
К обсуждению подключаются МГЕР-сонажи второго эшелона, устраивая под публикацией братскую могилу на десятки комментариев. Тем и отчитываясь. Впрочем, об отчётах ниже.
Отработка. Нюансы: Иногда реакция в соцсетях требуется настолько срочно, что Курултай просто не успевает перенести методрекомендации в текстовый формат, и потому задачи куратору – Васе?))) – ставятся вербально (специально для МГЕР поясняю:«вербально» – это значит голосом, то есть по телефону).
Увидеть отработку такой методички несложно. Комментаторы, начинают писать с диким количеством ошибок, срываясь на мат и личные оскорбления. Заранее подготовленные тексты отличаются от ситуативных ровным слогом, довольно чёткими формулировками, соблюдением правил грамотного изложения. В общем, невооруженным взглядом видно, что под одним именем работает коллектив авторов.
Оплата: Расчёт производится в два этапа. Собирательный Вася сдает заказчику скриншоты публикаций – атак и тредов-комментариев. После чего получает на банковскую карту перевод. Оставляя себе гонорар за организаторские услуги, он обналичивает оставшуюся часть перевода и выдает её интернет-янычарам.
После чего идёт заниматься спортом, а залившие фекалиями журналиста (члена общественной палаты, депутата облдумы, бизнесмена, режиссёра, ставшего неугодным чиновника, и т.д.) , отправляются в бар, например, «Друзья», счастливо пропивать нажитое непосильным трудом.
Всё оплачивает бюджет
Несмотря на преданность «делу Бочарова», исполнители время от времени тихонько обманывают Курултай, отчитываясь за свои художества, прилагая скриншоты комментариев, выполненные через ботов, то есть искусственно созданных персонажей. Особого дохода это не приносит, но много ли надо студенту, за хроническую неуспеваемость лишённому стипендии?
Тут надо отметить, что подобного рода практика не является уникальной. Я сейчас конкретно о введении заказчика в заблуждение. Что говорить о провинциальных населённых пунктах, если даже в столице, исполнители из числа рвущихся к социальному лифту мальчиков и девочек, отчитываются перед заказчиками «бот-скриншотами»?
Наверное, мало кто удивится, если узнает, что во всех подобных случаях отчёты сверяют с совершенно конкретным «независимым» счётчиком. Просто ради интереса проверьте, коли будет желание: если выходец из МГЕР возглавил некое подразделение, связанное с медиа и соцсетями, активность подконтрольной ему бригады троллей будет отслеживаться одним и тем же федеральным интернет-счетоводом, будь это хоть в Волгограде, хоть в Челябинске, хоть в Москве. Денег на покупку мониторинг-программы от «независимой» организации не считают. Всё оплачивает бюджет.
И не только бюджет. Кое-что «пехота» получает и от «Единой России», о чём ещё недавно, не стесняясь, рассказывала на своём официальном сайте кампания, в которую были встроены некоторые особенно активные активисты. Об этом писали наши коллеги из «Блокнота- Волгоград».
Есть ещё кое-что посконное, что местным «специалистам» всё же удалось привнести в универсальную систему. То ли от жадности, то ли от недоверия к младшим товарищам, Курултай решил уйти от прямых расчётов наличными, и теперь оплата услуг «пехоты» происходит через банковские переводы куратору.
Васе?
Впрочем, об этом речь пойдёт в третьей части нашей трагикомедии.
Дмитрий Бессонов.
ПС
Спасибо, детки, за заботу о моём здоровье. Заботу и доверие оправдаю.
Фотография: из аккаунта Василия Селезнева в социальной сети Facebook