Сможет ли Волгоградская областная филармония пережить ураган под названием «комплексное наведение порядка в сфере культуры», или ее ждет та же судьба, что и карточный домик, ради забавы сооруженный на доминошном столике у подъезда одним тихим утром? Его творец тоже утверждал, что для беспокойства нет никаких причин, хотя на горизонте уже появились первые облачка, предвестники надвигающейся бури, а соседский мальчишка-хулиган у себя дома торопливо доедал завтрак, готовясь отправиться навстречу уличным приключениям.
Сказано давно и не нами: «легко не будет». И легко, действительно, не стало. Причем не стало почему-то исключительно тем, кто не может защитить себя, сделав пару телефонных звонков/визитов в высокие кабинеты и перетерев с кем надо по-свойски. Тем, кто не имеет возможности отвести угрозу «оптимизации» или чего похуже, договорившись по существующим в рамках одной известной стратегии понятиям. В чем, есть такое подозрение, вся стратегия и заключается.
Никто доподлинно не знает, какого рожна высоких руководителей во главе с товарищем, управляющим регионом, как мы помним, в ручном режиме, вплоть до контроля за направлением поворотов на дорожных магистралях Волгограда, пробило на заботу о культуре, которая лет двадцать с лишним никому бесплатно не нужна была.
Мысль о том, что помещения в центре города это такая штука, что сама по себе штука, мы отметаем. Что-что? Ах да, с негодованием. Может, просто понравилось кому-то, как старая пожарная каланча выглядит. Мимо проезжали-с. И тут такое началось… Вариантов много, впрочем. Вплоть до такого безумного, что о культуре и правда решили позаботиться. Но — не понимая, как все это работает.
Новая метла
В конце декабря 2016 года Волгоградская областная филармония получила нового руководителя. Им стала Светлана Матова. Дама с педагогическим образованием, до этого рулившая отделом протокола и обеспечения деятельности приемной губернатора Бочарова. Бывает, чего уж там.
В комплекте с директором шел заместитель — Павел Колбяшкин, перед этим трудившийся в качестве зама председателя комитета по культуре администрации Волгограда. Персона сама по себе интересная и заслуживающая отдельного внимания. О нем работники отрасли рассказывают много чего, в основном — с использованием идиоматических выражений.
Пока отметим лишь, что именно за подписью Колбяшкина в Волгоградскую консерваторию имени П. А. Серебрякова поступило, 11 ноября 2016-го, письмо с требованием срочно представить полный пакет документов, необходимый для принятия решения о передаче имущества учебного заведения из собственности города в областное управление. Об этом рассказывали наши коллеги.
Разговоры о том, что консерваторию хотят объединить с Волгоградским государственным институтом искусств и культуры, ходили давно, еще при втором товарище на «Б» (Колбяшкин, заметим, тогда руководил городской культурой полноправно, а не в качестве зама). Мол, Серебряковка неэффективная, все дела. Даже крышу починить не в состоянии. Как можно сделать ремонт, когда денег нет, а готовишь ты не каких-то бухгалтеров и пиарщиков, а музыкантов, которые на рынке труда являются, увы, не самым ликвидным товаром, никого не интересовало.
Ну да мы не об этом. Коллектив консерватории от вновь открывшихся в ноябре 2016-го светлых перспектив малость обалдел, а кое-кто даже заподозрил, что интерес тут не к культуре, а всего лишь к зданию в центре Волгограда. Ректор Виктория Давыдова наотрез отказалась что-то куда-то передавать, подняв неслабый такой шум. На некоторое время от Серебряковки отстали, а уже в середине мая 2017 года Давыдова была уволена без объяснения причин.
Это совсем другая история, конечно. Но штришки к портрету весьма занимательные. В комплексе, так сказать, смотрятся очень любопытно. Но вернемся все же к делам филармоническим.
Дирижер и другие официальные лица
По словам концертмейстера группы контрабасов Волгоградского академического симфонического оркестра (являющегося одной из, говоря канцелярским языком, ключевых структур областной филармонии), заслуженного артиста РФ Николая Киселева, новых руководителей коллективу никто не представил, на контакт с музыкантами Матова и Колбяшкин не идут, а желающие перетереть с начальством за жизнь могут записаться на прием по личным вопросам. Который проходит два раза в год.
Но это дело такое. Добровольное. А вот ситуация с главным дирижером и худруком симфонического оркестра смотрится куда более нелепо. С Юрием Серовым до сих пор не подписан договор. Хотя в ряде СМИ об официальном назначении заявляли, в том числе и сама Матова, уже давно.
На всех концертах Серова объявляют главным дирижером и художественным руководителем оркестра, что не соответствует действительности.
Юрий Эдуардович — сын основателя Волгоградского академического симфонического оркестра, народного артиста РФСР Эдуарда Серова. Известный пианист, лауреат множества престижных музыкальных конкурсов. Гастролировал в трех десятках стран мира. Дирижер высочайшего класса и управленец с огромным опытом.
«Надеюсь, что это всего лишь чиновничьи проволочки – они обычно никуда не торопятся. Де-факто я работаю в должности главного дирижера и художественного руководителя оркестра. Свои обязанности выполняю с удовольствием. Надеюсь, что приношу пользу как Волгограду, так и оркестру. Оформлено это официально или нет – момент важный, но это не самое главное. Этот оркестр создавал мой отец. Он ему отдал 30 лет своей жизни, поэтому для меня работа с замечательным коллективом не столько договор, сколько обязанность сердца. Ну а с договором официальным, я надеюсь, до конца июня у нас решится», — отметил сам Юрий Серов в телефонном разговоре с корреспондентом портала Oblvesti.ru
Хотелось бы верить. К тому же оркестр полностью поддерживает Юрия Эдуардовича:
Заместителю Губернатора Волгоградской области
Председателю комитета по культуре Попкову В.И.Уважаемый Владимир Иванович!
В связи с неожиданной сменой руководства филармонии 22 декабря 2016 года в Волгоградском академическом симфоническом оркестре возникли серьезные проблемы.
В настоящее время оркестр остался без главного дирижера, а в качестве художественного руководителя на безвозмездной основе с Ю.Э. Серовым сокращен договор до конца июня 2017 года, что, по сути, является ухудшением условий работы творческого коллектива и может привести к его разрушению.
Наше коллективное обращение к директору филармонии Матовой С.В. решить положительно вопрос о заключении договора с Серовым Ю.Э. в качестве главного дирижера, и продлении его полномочий как художественного руководителя до 2020 года не увенчалось успехом.
Опыт организаторской и исполнительской работы Юрия Эдуардовича Серова по созданию концертных программ, фестивалей, конкурсов в многочисленных филармонических коллективах России и зарубежья, его творческие связи с выдающимися музыкантами и дирижерами, его личные контакты с крупнейшими деятелями культуры, требовательное и уважительное отношение к музыкантам, любовь публики, о чем свидетельствуют аншлаговые концерты нашего оркестра под его управлением – все это является подтверждением того, что именно Серов Ю.Э. должен руководить нашим оркестром в качестве главного дирижера и художественного руководителя.
Мы, члены художественного совета оркестра, обращаемся к Вам с просьбой о содействии в решении вопроса о работе оркестра под руководством Юрия Эдуардовича Серова в качестве главного дирижера и художественного руководителя оркестра до 2020 года.
Очень надеемся на Вашу поддержку! С уважением, члены художественного совета:
Аленькая Е.В. — засл. арт. РФ, концертмейстер группы виолончелей
Амозова И.М. — засл. арт. РФ, арфа
Минкин Ю.В. — засл. арт. РФ, 2-й концертмейстер группы виолончелей
Сокирко А.И. — засл. арт. РФ, концертмейстер группы фаготов
Венедиктов А.В. — засл. арт. РФ концертмейстер группы ударных
Дереза С.И. — засл. арт. РФ концертмейстер группы кларнетов
Муха В.М. — засл. арт. РФ концертмейстер группы гобоев
Жабоедов Л.П. — засл. арт. РФ концертмейстер группы валторн
Катунин А.М. — засл. арт. РФ концертмейстер группы альтов
Киселев Н.Ф. — засл. арт. РФ концертмейстер группы контрабасов
Лашкина С.Н. — засл. арт. РФ 2-й концертмейстер группы скрипок
Жмаев А.В. — концертмейстер оркестра
Демьяненко П.И. — концертмейстер группы труб
Шапиро А.В. — концертмейстер группы 2-х скрипок
Гладилин И.А. — концертмейстер группы тромбонов
Падилова Е.В. — клавишные, председатель профкома
Арбиева Л.У — инспектор оркестра
И поддержка эта, как говорят, была обещана.
Добавим еще, в качестве заметок на полях, что у Юрия Серова есть брат. Театральный режиссер, создатель Волгоградского молодежного театра. На Алексея Эдуардовича в 2012-м году подавал в суд некто… Павел Колбяшкин, с которым мы уже успели немного познакомиться.
Причиной стало якобы оскорбление в твиттере, вот такого вида, процитируем: «Низкие люди «под шумок» сводят со мной личные счеты». Дело было после увольнения Серова из «молодежки» и заведения на него уголовного дела по статье «Превышение должностных полномочий». Алексея Эдуардовича заподозрили в том, что он тратил часть бюджетных денег, предназначенных на ремонт, на зарплату артистам.
Расследование инициировали в мэрии. Серов получил год условно, а Колбяшкин выиграл суд по поводу защиты чести и прочего.
Какое это имеет отношение к нашей истории? Возможно, что вообще никакого. Поэтому возвращаемся к разговору.
Второй дирижер
Однако большие начальники и оркестр все-таки встретились. Слово Николаю Киселеву, которого мы уже представляли:
«Матова пришла к нам на репетицию вместе с вице-губернатором и, по совместительству, председателем комитета культуры области Владимиром Попковым. Оркестру был представлен второй дирижер Сергей Гринев. Как выяснилось, она сказала ему самому, что назначение согласовано и с Серовым, и с оркестром. Но этого не было сделано, то есть она и его обманула. Серов об этом тоже не знал. Артисты Гринева освистали.
Понимаете, все назначения в оркестр происходят по конкурсу. Брать человека со стороны, неизвестного — нонсенс. Конечно, Матова имеет право это сделать как директор. Гринев, насколько мне известно, сейчас является главным дирижером Царицынской оперы, подрабатывает в Музкомедии и как раз там прошел прослушивание. Еще одна деталь. Он участвовал в конкурсе на место второго дирижера в Ростовский симфонический оркестр и был снят со второго тура.
А у нас — назначен. Так не делается ни в одном оркестре. Непонятно только — зачем? В конце сезона, когда он не нужен вообще».
В общем, оркестранты со сложившейся ситуацией не согласились. И даже написали впоследствии об этом лично Попкову еще одно письмо:
Сам Гринев, по словам музыкантов, говорил, что понимает ситуацию и не станет работать. Однако на 28 мая руководством филармонии был назначен внеплановый концерт. И в качестве дирижера в нем должен был участвовать именно Гринев.
От такого расклада оркестр впал в еще большее недоумение, но куда деваться? Назначенный день все равно наступил, публика собралась. Перед началом концерта концертмейстер — «первая скрипка» Альберт Жмаев — демонстративно, прямо на сцене, отказался пожать руку Гриневу.
Неприятная ситуация, созданная, заметим, новым руководством филармонии. Чрезвычайное происшествие по меркам культурного мира, не оставшееся, добавим, без внимания СМИ.
А вот что по этому поводу, вполне официально, думает Юрий Серов:
А судьи кто?
В конце июня сотрудников филармонии ждет плановая аттестация. Ничего необычного, но… И тут в разговор вновь вступает Николай Киселев:
«До меня дважды доходили слухи, что новое руководство собирается сократить состав оркестра на сорок процентов. До сих пор официально не объявлен состав комиссии, хотя по положению об аттестации он должен должен быть опубликован за месяц.
Предварительно список выглядит следующим образом:
— председатель: Серова Людмила Васильевна , зам.директора по творческому планированию;
— секретарь: начальник отдела кадров;
— Ермолаева О.С. начальник правового обеспечения филармонии;
— Иванкова Г.Г. главный дирижер оркестра народных инструментов Заслуженная артистка РФ;
— Сипотенков Г.Ф. управляющий творческим коллективом «Лазоревый цветок» Заслуженный артист РФ;
— представитель профсоюзной организации (по согласованию);
— приглашенные высокопрофессиональные специалисты (по согласованию).
Первые трое, как мы видим, к музыке вообще не имеют никакого отношения. Как и что они могут оценивать — не знаю.
Кроме того, началась охота за неугодными. На Альберта Жмаева была написана докладная, якобы он где-то опоздал. На меня докладная. Еще на некоторых музыкантов. А 5 мая прошло заседание худсовета оркестра.
Колбяшкин пытался заставить членов художественного совета написать объяснительные записки по этому поводу. Якобы, мы собирались в рабочее время, хотя заседание прошло в антракте. Естественно, никто ничего писать не стал. Хотели наказать секретаря худсовета за то, что она эту выписку повесила на доску объявлений. А дальше… Дальше они приказали убрать саму доску! Уже месяц ее нет. Сейчас наш инспектор оркестра расписание работы к стене кнопками пришпиливает. Просто смешно».
Юрий Серов, впрочем, считает, что ничего страшного произойти не должно:
«Это не является чем-то, направленным на отдельный творческий коллектив. Аттестация в филармонии не проводилась очень давно, хотя по плану должна быть раз в пять лет как минимум. В общем-то, вполне формальная процедура. Да, бывает, что подобные моменты используются для сведения счетов с кем-то, но пока нет никаких оснований для подобных подозрений.
К тому же, я не очень понимаю, как можно сократить оркестр. Он большой, но как раз абсолютно нормального симфонического размера. Это академический оркестр, он должен соответствовать определенным критериям по составу инструментов и музыкантов. У нас он соответствует, что называется, «только-только». Там нечего сокращать.
Я все-таки верю в благоразумие властей. Понятно, что сейчас все экономят. Экономят чудовищно, тратят деньги на чемпионат мира по футболу. Экономят на самом важном для жизнедеятельности города – на культуре, на здравоохранении, на образовании.
Но чемпионат пройдет, экономическая ситуация улучшится, а вернуть знания, здоровье и культуру уже будет невозможно. Поэтому я бы предостерег от подобного, причем во всех сферах деятельности, власти любого города. Похожая ситуация сейчас много где, кроме двух-трех регионов. Везде сокращают, урезают финансирование.
Все пройдет, а вернуть будет невозможно. Мы должны опираться на людей. В нашем симфоническом оркестре работают замечательные музыканты и другого в Волгограде быть не может, к сожалению. Надо хранить и лелеять тот оркестр, который создан, привлекать слушателей. Пользоваться тем, что у нас есть коллектив, способный решать самые высокие творческие задачи».
На чем бы еще поэкономить?
С самого начала концертной деятельности симфонического оркестра в Волгограде его основателем и главным дирижером Эдуардом Серовым была введена абонементная система распространения билетов. Эта система работала и оправдывала себя почти 30 лет.
Художественному совету оркестра и директору филармонии в марте этого года была представлена программа абонементных концертов на следующий сезон. Большую работу, причем на безвозмездной основе, проделал Юрий Серов: нужно было договориться с приглашенными дирижерами и солистами, согласовать даты проведения концертов, составить программы.
Тем не менее новая программа симфонического оркестра до сих пор не утверждена администрацией. Точно так же дело обстоит с органными концертами и с концертами оркестра народных инструментов. А это, на секундочку, ставит сезон под угрозу срыва. Ведущие дирижеры и солисты всегда заранее планируют свой график. Ждать, когда в Волгограде утвердят дату концерта, никому не интересно.
Традиционно абонементы Волгоградской областной филармонии появлялись в продаже уже в середине мая, а в последние годы, в 20-х числах, проводилась «ярмарка абонементов», позволяющая приобрести заветные билеты с приличной скидкой 15-20%.
«Складывается ощущение, что новое руководство вообще хочет отказаться от этой системы. Абонементами пользовались около 70 процентов наших слушателей. Можно ли здесь сэкономить? Не думаю. Билеты надо напечатать, их надо реализовать. У нас есть уполномоченные по распространению, получающие от продаж небольшой процент. Сейчас им не хотят платить. А кто тогда будет их продавать? На концерт 7 мая, к примеру, у распространителей билетов не было. И пришло довольно мало людей», — отмечает Николай Киселев.
Прежнюю администрацию филармонии, то есть подавшего в отставку по собственному желанию Виктора Кияшко, обвиняли в необоснованных тратах.
«Можно сколько угодно его ругать, но работа шла, деньги были. Его обвиняли в неоправданных выплатах музыкантам симфонического оркестра. Так ведь у нас есть такое понятие, как совмещение инструментов. Естественно, это должно оплачиваться. Например, мой коллега — контрабасист. Но иногда играет партию гитары. Пригласить гитариста, между прочим, филармонии выйдет дороже. А они сейчас говорят: ну, можно ведь и без гитары. Это что вообще?
Матова экономит на всем. Сейчас Серов на новую программу по пушкинской «Метели» хотел пригласить чтеца, но они отказались подписать расходы на это. Серов теперь будет сам читать. Глупость. Попросили наших электриков вкрутить лампочки. Те говорят — нету, на это денег не дают. Зал ЦКЗ филармония сдает в аренду, там постоянно проходят какие-то концерты с участием приглашенных артистов. Это солидные суммы, куда они деваются? Неужели все забирает бюджет?», — сокрушается Киселев.
А вот мнение Юрия Серова:
«Вопросы к новому руководству, естественно, есть. В сфере организации концертной деятельности я работаю уже три десятка лет. Еще студентом консерватории был, а уже много увлекался сутью организационной деятельности в концертной сфере. Знаю, что это сфера непростая. Невозможно просто быть чиновником, пересесть из какого-то кресла и сразу все замечательно организовать в филармонии.
Очень надеюсь, что какая-то положительная динамика будет присутствовать, потому что эта сфера требует специфических профессиональных знаний. Сможет ли новое руководство приобрести эти знания, сможет ли использовать их на благо развития концертной сферы в Волгограде, а именно этим филармония и должна заниматься – все зависит от нового руководства.
Мерило деятельности филармонии – концерт, слушатели, качественные программы. Довольно редко находятся те, кто это понимает по-настоящему. Здесь нужен опыт, нужно желание понять, как это все работает. Огромное уважение к творческим работникам. Последнего в филармонии, к сожалению, пока нет. А без музыканта, без того, кто создает творческий продукт, филармония функционировать не может.
Это все мелкие вопросы, которые не имеют отношения к сути. Суть одна – мы все должны качественно заниматься своим делом. У нас так много не в порядке – как в стране, так и в городе. Если мы будем сводить друг с другом какие-то счеты – вместо того, чтобы заниматься делом — ничего хорошего не будет.
А наш оркестр дело делать может очень хорошо. И делает его. Единственное, что с ним должны работать мастера. Не дети, не люди, которые пытаются делать карьеру, а мастера. И слушателю нужны яркие музыканты во главе оркестра. Как-то иначе это не работает. Когда они воодушевлены поставленной задачей, то результаты очень хорошие. Поэтому и руководство филармонии, и музыканты оркестра должны работать именно в этом направлении. Мы за это получаем деньги и надеемся, что у нас все получится».
Доживем до понедельника?
Маршрутчики и другие предприниматели — ларечники, рыночники, а также остальные, кто там еще у нас в списке попавших числится по состоянию на июнь-2017, словом, все подобные персонажи в принципе могут и умеют сражаться за свое место под солнышком. Выиграть не могут, это да. А вот зарубиться — вполне, вполне. И готовы ко всяким неожиданностям.
Тем же, кто всю жизнь живет другими категориями — за копейки учит детей, за те же крохи дарит людям возможность прикоснуться к прекрасному и так далее… Им куда сложнее. Ни в коем случае не в обиду, но все же — они еще не до конца понимают, что происходит. Верят в лучшее. И пока успевают очухаться — уже поздно.
Так вот раз — и узнаем вдруг, что филармония у нас теперь в «Победе». Хотя нет — там же кукольный театр будет. А вот, кстати. В целях дальнейшей экономии можно оркестр к кукольникам запихать, когда помещение освободят. Что не влезет — сократить. Невозможно? Ну-ну.
Культуре сейчас и в целом-то несладко у нас. О Серебряковке мы уже упоминали, тревожные сигналы поступают из детских школ — художественных и музыкальных. Там вовсю шуруют оптимизаторы. И если талантливых детей когда-нибудь еще можно будет найти, то где потом брать преподавателей, если сейчас их потерять — вопрос вопросов.
Сергей Макаров