Среда, 10 декабря, 2025

Главные новости

«Главный ресурс — люди»: главврач волгоградской поликлиники о победах и трудностях

Главный врач клинической поликлиники №28 в Волгограде Елена Титова откровенно рассказала о работе одного из ведущих медучреждений Волгограда. Говорит, что всеми её инновациями и «придумками» движет суровая необходимость. Учреждение, рассчитанное на 50 тысяч пациентов, сегодня обслуживает 130 тысяч. В ситуации, когда нельзя решить проблему площадью, она делает ставку на людей и их смекалку. О том, почему иногда приходится работать «не благодаря, а вопреки» и почему важно, чтобы у доктора было хорошее настроение и как этого достичь, — в нашем интервью.

Кабинет главного врача поликлиники №28 — это не место для тихих совещаний. Сюда постоянно заходят с вопросами коллеги, пациенты, звонят телефоны, кипит работа. Елена Анатольевна Титова, имеющая репутацию «антикризисного менеджера», здесь — в своей стихии. Ей приходится решать самые разные задачи: от организации масштабного ремонта и оптимизации потоков пациентов до заботы о психологическом климате в коллективе и озеленения прилегающей территории.

Когда вы пришли в поликлинику №28, с чего пришлось начинать?

— Знаете, когда мы вошли в это здание в 2016 году, картина была совсем другой. Сразу скажу, это не критика, а просто иллюстрация отправной точки. Из 12 туалетов текли 11, и повсюду стоял стойкий запах канализации. В 2012 году по области внедрили «Инфоклинику», а здесь в 2016-м не было даже компьютеров. Настроение у коллектива было другое. Нам пришлось в экстренном порядке делать то, что должно было работать уже четыре года. Мой многолетний опыт в управлении является сегодня надежной опорой. Общий стаж работы в медицине составляет 42 года, а организаторские навыки я развиваю и успешно применяю с 2004 года.

— И какая ситуация в учреждении на сегодняшний день?

—  Уже 10 лет учреждение стабильно находится на первых позициях  в городе и области из амбулаторно-поликлинических учреждений. Это достижение всей нашей команды, которым мы очень гордимся. Сегодня мы — учреждение с целым рядом пилотов федерального значения. Наша основная сложность заключается в том, что учреждение, построенное в 1986 году, рассчитано на 50 тысяч человек, обслуживает 130 тысяч. Представьте: в одни двери идут и взрослые, и дети. Были случаи, когда у пациента прямо в коридоре начинался приступ эпилепсии, в был итоге был напуган ребенок. Помещений очень не хватает.

— И какие решения вами принимаются, чтобы успешно развиваться в таких условиях?

— Приходится постоянно что-то «вымудрять» — перестраивать логистику, дробить потоки. Например, мы отошли от шестичасового приема. Наши участковые терапевты теперь работают по 4 часа в поликлинике, а остальное время посещают пациентов на дому — маломобильных, хронически больных. Так мы уменьшили количество людей в коридорах и «выдвинулись в поля», чтобы снять нагрузку с учреждения.

Еще одно наше решение — регистратура на каждом этаже. Пациенту не нужно бегать вниз-вверх. Поднялся на нужный этаж к хирургу или в отделение реабилитации — и там же, на месте, обращаешься в регистратуру. Сотрудники подскажут, всё расскажут, запишут. Это здорово разгружает первый этаж.

— Вы сказали про национальные проекты. Что это за проекты? 

Начало было положено национальным проектом «Бережливая поликлиника», который, в частности, реорганизовал систему записи на приём и логистику пациентов. Поскольку количество узких специалистов ограничено, а население, которое они должны обслуживать, велико, была введена система маршрутизации. Она основана не на личном желании пациента, а на медицинской необходимости.

Эта система, при которой пациент сначала попадает к терапевту, решает и другую важную задачу — повышает охват диспансеризацией. К сожалению, не все люди достаточно мотивированы следить за своим здоровьем и проходить профилактические осмотры. Через терапевта, после необходимых разъяснений и рекомендаций, мы привлекаем к диспансеризации значительное число пациентов.

Безусловно, такой подход иногда вызывает непонимание. Однако именно терапевт назначает предварительные обследования, чтобы визит к профильному врачу был максимально продуктивным. Наша цель — не ограничить доступ к специалистам, а оптимизировать его, обеспечив подготовленную и целенаправленную консультацию.

Также у нас создано отделение неотложной помощи. Этот пилотный проект прошел презентацию в Минздраве и признан как ориентир для внедрения в других регионах. То есть отделения неотложной помощи с выездными бригадами на момент презентации проекта, а это было в 2023 году, не было еще ни в одном регионе России.

Также хотелось бы отметить, что я являюсь активным участником проекта «Здоровое будущее», который курирует председатель комитета Волгоградской областной думы по охране окружающей среды, Заслуженный врач РФ Наталья Семенова. В проекте активно участвуют сотрудники поликлиники уже многие годы. Мы выезжаем в села, проводим профилактические встречи, например, недавно проведены мероприятия, приуроченные ко Дню борьбы со спидом.

— Расскажите, пожалуйста, как ваше медицинское учреждение справляется с вызовами последних лет, учитывая, наверное, не самые простые условия?

— Да, при всей нашей тесноте, мы выполняем весьма сложные задачи. На пятом этаже у нас разместился Центр амбулаторной онкологической помощи на весь Дзержинский район. В учреждении также есть отделение для ковидных и инфекционных больных, которое мы сейчас ремонтируем за свой счет. Появились МРТ и КТ — это, конечно, благо, но аппараты съели почти весь первый этаж, стало еще теснее. Пришлось даже отказаться от бассейна, где проходила реабилитация детей и взрослых— эти площади понадобились под кабинеты.

Мы постоянно перераспределяем пространство. В отделении лучевой диагностики у нас теперь две рентген-установки и УЗИ экспертного класса. Появился маммограф. Оборудование к нам пришло в рамках модернизации первичного звена, КТ мы получили еще в 2020 году, и он был спасением во время ковида, когда работали круглосуточно. Мы даже цвета придумали, чтобы пациентам было проще ориентироваться: зеленым обозначили зоны приема, оранжевым — где проводят исследования. Еще одна особенность нашей поликлиники  — возможность сделать срочный анализ крови на месте, не отправляя в центральную лабораторию, что экономит время при подозрении на инфекцию.

— А с финансированием таких масштабных изменений помогают? Как нам известно, ремонт инфекционного блока поликлиника делает за свой счет.

— В 2020 году в рамках модернизации были составлены сметы для трех однотипных поликлиник, включая нашу. Нам проектировщики насчитали 160 миллионов. В итоге выделили 69. А в 2022-м подорожали все материалы, пришлось пересматривать сметы, расторгать договоры, даже судиться… Всё, что вы видите — сделано не благодаря, а вопреки. Пришлось даже принять тяжелое решение отложить ремонт инфекционного блока, который мы как раз сейчас и делаем своими силами. Также мы самостоятельно пытается приводить в порядок помещение поликлиники №18, которое находится по адресу Колпинская, 3/5, а также с начала нового года займемся филиалом в Гумраке. Ремонт организован на средства, заработанные с помощью платного сектора.

 — Что вас больше всего беспокоит как руководителя?

— Люди! Ко мне приходят прекрасные специалисты и хотят с нами сотрудничать, а возможности организовать для них рабочее место у меня возможности нет. Вот недавно взяли медицинского психолога для реабилитации пациентов с ранениями и психотравмами. Чтобы его разместить, мы вынуждены «подселять» куда-то заведующую центром здоровья . Это абсурдная ситуация. Я пришла сюда не одна, за мной пришли коллеги из предыдущего учреждения, плюс присоединились новые. У нас налажено делегирование полномочий, правильный контроль и взаимоотношения. Я не сомневаюсь в качестве исполнения.

Мы гордимся тем, что на относительно небольшой площади смогли собрать стольких первоклассных специалистов. У нас есть всё для комплексной помощи: дневной стационар, детское отделение, а также врачи как хирургического, так и терапевтического профиля.

— Как вам удается поддерживать командных дух в коллективе?

— У нас все рабочие чаты пронизаны командным духом. У меня, конечно, есть здоровые амбиции. Если видим, что какая-то поликлиника в рейтинге нас обходит, мы собираемся и рассуждаем: «А что, обойти мы не сможем, что ли?». Это настроение расходится по чатам. А если у доктора хорошее настроение, то и общение с пациентами будет на нужной волне. Мы даже взяли психолога, который работает не только с пациентами, но и с сотрудниками — занимается конфликтологией, профилактикой выгорания. Лучше профилактировать, чем потом разбирать последствия.

— А где вы сами черпаете силы?

— Во-первых, слава богу, у меня всё хорошо в семье. Настолько хорошо, что семья является для меня бесконечным ресурсом, тем позитивом, который позволяет работать. А во-вторых, моя профессиональная семья — эта команда — меня полностью устраивает. На сегодняшний день в поликлинике работает 665 сотрудников. Среди них — три кандидата наук, врачи, известные в городе, и значительное число докторов высшей категории, которые являются лидерами в профессиональном сообществе на уровне региона. Да, возможно, со мной работать непросто. Но ко мне иногда приходят и говорят: «Мы хотим сотрудничать именно с вами». Да, мы шумные, не со всем соглашаемся, но мы достигли той стадии, когда к нам прислушиваются и нас замечают. И это дорогого стоит. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Все заметные события в Волгограде, стране и мире!

Актуально