В связи с этим вновь появляется всё больше информации о приостановлении деятельности блогеров в социальных сетях, ограничении их возможностей для заработка, а также сокращении рекламных площадок для брендов и бизнесов.
Ситуацию прокомментировала Елена Наумова, основатель международного пиар агентства, руководитель Союза Пиарщиков России в Волгоградской области.
— Во-первых, это не так: деятельность блогеров не приостанавливается, — отмечает Елена. — Уже давно мы говорим о легализации блогосферы в России, как и других форм бизнеса с юридической регистрацией: будь то магазин одежды в форме ООО или салон красоты, оформленный на индивидуального предпринимателя. Блогинг сегодня занимает важное место как для физических лиц, так и для бизнеса. С 1 мая 2025 года в России блогерство стало официально признанной деятельностью, и блогеры могут добавлять соответствующие коды ОКВЭД в свои регистрационные данные, тем самым придавая своей деятельности юридический статус. К этому шли в России последние 7–8 лет, как и в Европе с Америкой, где данный вид деятельности уже был легализован. Сейчас происходит новый этап регулирования. На Большом академическом форуме Союза пиарщиков России совместно с Рособрнадзором, советниками РФ, депутатами Госдумы и Торгово-промышленной палаты РФ мы разобрали основные аспекты изменений.
Эксперт выделяет основные пункты в регулировании деятельности блогеров:
- Всю сферу обязали платить налоги, как это делают предприниматели и бизнесы.
- Рособрнадзор четко обозначил, что запрещено, а что разрешено, и в какой форме. Важно опираться только на официальные источники.
- Деятельность блогеров продолжается в разрешенных социальных сетях, и изменения касаются не только рекламных интеграций, но и второй стороны — компаний, экспертов и брендов, которые теперь обязаны действовать официально и прозрачно: маркировка рекламы, легальные платежи и соблюдение юридических норм.
— Таким образом, мы получаем полностью регулируемый и защищенный вид деятельности наравне с предпринимателями, магазинами и производителями товаров и услуг. Это устраняет множество спорных ситуаций, которые возникали из-за отсутствия единой законодательной базы для взаимодействия бизнеса, блогосферы, науки и потребителей, — комментирует эксперт.
Елена указывает, что новые правила также повлияют на онлайн-образование и инфобизнес: теперь их деятельность будет строже регулироваться, что снизит количество недобросовестных экспертов и мошенников. Также влияние ощутит академическая среда: рассматриваются поправки о сближении бизнеса и образования, включая аккредитацию онлайн-курсов в вузах в системе академического пиара.
— Что касается запрета рекламы в запрещенных в РФ соцсетях, важно понимать, что в этом процессе участвуют несколько сторон. Новые меры направлены на защиту потребителей от недобросовестной рекламы, а дальнейшее развитие блогосферы укрепит доверие к этой предпринимательской деятельности. Как пиарщик, я вижу в этих изменениях положительные стороны: появляются четкие правила, которые защитят медиапространство и создадут понятные метрики для взаимодействия пиарщиков, бизнеса, инфлюенсеров, министерств и органов власти на законодательном уровне.