Сегодня в России поздравляют университетских наставников – 19 ноября по всей стране отмечается День преподавателя высшей школы. О значимости этого молодого праздника (его учредили только три года назад) для Волгограда лучше всего скажут факты: в городе работают 22 высших учебных заведения, государственные, и коммерческие вузы, в том числе филиалы крупных федеральных университетов. Ведут свою деятельность исторические, экономические, математические и филологические научные школы, осущестляется подготовка научно-педагогических кадров. Волгоград является флагманом науки в регионе: в вузах города студент, избравший научную карьеру, имеет возможность пройти путь от ассистента до профессора.
В День преподавателя высшей школы мы поговорили с доктором экономических наук, профессором, ректором Волгоградского государственного университета Аллой Эдуардовной Калининой.
– Алла Эдуардовна, что для Вас значит этот праздник?
День преподавателя высшей школы для меня служит напоминаем о той роли, которую играют университетские педагоги в жизни страны и в жизни каждого отдельного студента. Преподаватель – это не просто человек, передающий новую информацию, это наставник, помогающий развивать личностный потенциал и обрести место в жизни. Я думаю, что работники высшего образования нашего города бережно сохраняют традиции и обогащают русскую педагогическую культуру своим опытом. Не случайно на барельефе ВолГУ изображен великий русский ученый Михаил Ломоносов, ко дню рождения которого и приурочена памятная дата.
– Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать преподаватель высшей школы?
Для преподавателя особенно важно быть профессионалом в своей области и при этом оставаться человеком. Как здесь не вспомнить произведения отечественной литературы: «Уроки французского» Валентина Распутина, «Детство» Льва Толстого, «Первый учитель» Чингиза Айтматова? Образы педагогов, которые мы встречаем в родной культуре, подсказывают нам, что работа преподавателя – это не только и не столько передача знаний. Настоящий педагог должен обладать мудростью, терпением, эмпатией. Он всегда готов к разговору с учеником и сотворчеству. Идеальный наставник расширяет кругозор, приходит на помощь в сложных ситуациях и, конечно же, воспитывает своим примером. Ведь, в конечном итоге, важно не то, сколько знаний ты накопил и какой предмет преподаешь, а какой личностью ты являешься.
– Какие советы Вы бы дали молодым университетским педагогам?
Не бойтесь и искренне любите свое дело. Любые трудности преодолимы, если помнить, ради чего ты работаешь.