Воскресенье, 24 ноября, 2024

Главные новости

Как предотвратить страшное, или Почему дети идут на убийство

Разбираемся вместе с психологом, на что при общении с ребенком стоит обратить внимание, чтобы предотвратить страшное.

Ужасный случай потряс всю Россию – в Тольятти 13-летняя школьница убила своих сестер. Девочек, которым было два года и пять лет, она беспощадно лишила жизни с помощью ножа, а их тела спрятала на балконе. После расправы подозреваемая ушла гулять в парк, а после призналась в убийстве маме в смс-сообщении. В настоящее время девочка помещена в психиатрический стационар для проведения психолого-психиатрической экспертизы.

К сожалению, все чаще новостная лента содержит сообщения, рассказывающие о том, что дети берут в руки оружие и идут на отчаянный шаг – убийство.

Участились случаи вооруженного нападения детей на сверстников в школе. Подобные трагедии – это всегда тяжелый удар по обществу. Именно поэтому после каждого нападения школьника с оружием на одноклассников, чиновники, как и многие другие, спешат продемонстрировать свою активность, предлагая запреты, которые на первый взгляд кажутся логичными, но на деле вряд ли способны решить проблему.

Так, ранее с предложением запретить информацию об устроивших стрельбу в образовательных учреждениях выступил председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. По его словам, нападения были спровоцированы предыдущими случаями, которые получили широкое освещение в СМИ. Вслед за этим комитет Государственной Думы по делам молодежи разработал законопроект, ограничивающий упоминание в СМИ и интернете информации о нападавших на школы. Однако эта инициатива не получила поддержки. Были также попытки ужесточить российское законодательство в области покупки и хранения стрелкового оружия. Говорили и об усилении охраны в школах.

Систематическое появление подростков с оружием в школе наталкивает на мысль, что справиться с подобными случаями с помощью только запретов едва ли возможно. Проблема не в оружии, не в появлении информации об этом, а в том, что происходит в головах у детей. Психологи утверждают, что именно отсутствие внимания и поддержки, доверительных отношений с учителями и родителями толкают учеников на отчаянные поступки.

Вот и ситуация с 13-летней девочкой, совершившей убийство в своем доме с помощью кухонного ножа, заставляет задуматься: запрет на что может предотвратить подобное?

Вместе с действующим психологом, руководителем психологического центра Анной Завгородневой разбираемся, что именно толкает детей на убийство, а также на какие признаки в поведении стоит обратить внимание, чтобы предотвратить страшное.

Анна Завгороднева

Разбирая трагедию, произошедшею в Тольятти, Анна отмечает несколько аспектов, которые говорят о тревожной обстановке в семье. Именно это обстоятельство и могло стать причиной отчаянного шага.

— История, конечно, вызывает мурашки по спине, и там нюансов очень много. В семье присутствовало постоянное насилие и не было нормальных стабильных детско-родительских отношений. Очень много факторов, которые на самом деле сильно дестабилизируют детскую психику, выводят её из равновесия, приводят к травматизации, и далее приводят уже к серьёзным глубоким нарушениям. Является ли она вменяемой, есть там психиатрический диагноз, конечно, судить врачам-психиатрам. Я, как  психолог, обращаю внимание на то, что ее отчим избивал мать, и мог это делать в присутствии детей. Женщина пытается каким-то образом воздействовать на ситуацию. Писали, что она выгоняла мужа, который в итоге ночевал в подъезде. Скорее всего, убийство – это акт отчаяния. Огромная ответственность для ребенка – следить за двумя маленькими детьми. Ребенку 12-13 лет можно доверить прогуляться или посидеть с одним ребенком непродолжительное время. А с двумя 13-летка вряд ли справится успешно– обязательно будет конфликт.

По мнению специалиста,  даже если глава семейства не поднимал руку на детей, систематическое избиение на глазах детей их мамы уже может нанести серьезную психологическую травму.

— В любом случае быть свидетелем насилия — это жутчайшая травма. Травму психологическую получает не только тот, кто оказался жертвой, но и тот, кто присутствует при этом. Был указан момент, что и педагоги, и школьные психологи видели настораживающие факторы в успеваемости, в психологической диагностике ребёнка и каким-то образом это было проигнорировано родителями. Обычно специалисты видят, что с ребёнком что-то происходит нехорошее в семье и пытаются родителям донести, пытаются каким-то образом помочь и привлечь к этому внимание.

Большое упущение, по мнению специалиста, — боязнь родителей признать наличие проблемы и обратиться к специалисту. Вместе с тем любой перегиб в поведении ребенка является причиной для беспокойства – высокая или слишком низкая коммуникабельность, лишний вес или недобор веса, слишком большое или же, напротив, малое количество часов сна и так далее.

— Должна быть золотая середина, когда человек может и побыть один, и где-то с кем-то пообщаться и учиться довольно успешно – я не говорю про отличную успеваемость, а про успеваемость, когда есть все виды оценок. Все перегибы — это признаки того, что надо обратить внимание на эмоциональное состояние ребёнка. Если есть какое-то среднее число, какая-то золотая середина, значит, с ребёнком все хорошо.

Также Анна напоминает, что подростковый возраст создан для дружбы и общения.

Это период, когда общение максимально необходимо человеческой психике для нормального здорового развития. Если нет общения со сверстниками, то это очень настораживает специалистов. Фраза от родителей: «У меня тихий, спокойный ребенок, который сидит дома и не гуляет, а только учится», рассказанная про 12-16 летнего человека, психологов очень сильно настораживает, потому что это не норма. У подростка норма – общаться.

На примере трагедии в Тольятти Анна приводит пример, как могли бы развернуться события, если бы близкие были более внимательны к состоянию школьницы.

— Обследование у врачей могло бы выявить глубокую депрессию или признаки шизофренического спектра заболеваний. В таком случае, врачи-психиатры могли бы вмешаться, купировать симптомы, и ребенок получал бы лечение, оставаясь при этом в семье. Никто не говорит о госпитализации. Если человек не представляет опасности для себя и окружающих, госпитализация не требуется. В таком случае, история могла бы развиваться иначе. Специалисты могли бы помочь матери завершить отношения с тираном <…>. Девочка просто не хотела жить в этой семье, с отчимом, и, видимо, не хотела быть «второй мамой» для младших сестер. Важно понимать, что старшие дети — не няньки и не помощники. Это такие же дети. Ее искалеченный и травмированный разум нашел единственный выход из невыносимой ситуации. Она избавилась от причины, по которой мама жила с тираном, мучившим всех, она избавилась от младших сестер.

Вместе с тем Анна Завгороднева говорит о важности не молчать о подобных проблемах, освещать их в СМИ, указывая комментарии специалистов, разбирая случившееся с экспертами.

— Статистика плюс-минус одинаковая – скрываются преступления или же активно о них говорят. Единственное, что в социальной психологии наблюдается такое явление, что если одна новость была освещена, следом появляются новости подобного характера – кого-то, кто задумывался о таком преступлении, новость может стриггерить, а где-то уже сами журналисты эти новости компонуют. И поэтому читателям кажется, что подряд происходят детские преступления. Но это такой закон медийности срабатывает. Однако пользы от освещения таких новостей все же больше.

Подписывайтесь на нас в Телеграме

Все заметные события в Волгограде, стране и мире!

Актуально