Кого-то цифра в 41 тысячи 524 рубля возмутит – да когда ж это мы так жили? Но по отчетной информации Волгоградстата именно такую сумму составила средняя зарплата среднестатистического волгоградца. И чтобы два раза не вставать, средний возраст работающего, который насчитали статистики, 41,8 лет – у женщин и 41,5 – у мужчин. Совпадение? Конечно. Не может же Волгоградстат лукавить.
Если сравнивать температуру по всей больнице, то средняя зарплата жителя Волгоградской области меньше, чем среднероссийская, примерно на треть: 41 тысяча к 62-м. Значит ли это, что экономика региона на треть слабее общероссийской?
— Заработная плата — один из показателей производительности труда. А это движущая сила экономики, — объясняет доктор экономических наук, профессор ВолГТУ Сергей Сазонов. — Экономика нашего региона сейчас, к сожалению, переживает не лучшие времена и, конечно, она развивается слабее, чем среднероссийская. Из региона уходят высококвалифицированные спецы. Приостановилась подготовка необходимых кадров и приобретение нового технологического оборудования.
41,5 тысяч – это официальный показатель Росстата. Но мы же знаем, что есть и зарплаты в «конвертах». Получается, в среднем, да ещё и с довеском, волгоградцы неплохо живут и зря ноют.
— Волгоградцы не ноют, они очень переживают за сложившуюся ситуацию, — защищает земляков Сергей Сазонов. – Но ситуация такова, что крупные предприятия, которые восстанавливаются после долгого простоя и застоя, перекупили и зарегистрировали за пределами области. Нефть, газ, электрическая энергия, как крупнейшие плательщики, платят налоги централизованно, минуя область. Вот обратите внимание, что автоперевозки пассажиров производят автобусы с питерскими номерами. Это значит, налоги платятся в Питере. И так делается со многими предприятиями. Предприниматели работают на территории нашего региона, а зарегистрированы в соседних городах. Там и платят налоги. Последите за сводками статуправления. Ежегодно на территории области сокращается число предприятий малого и среднего бизнеса.
С двумя кольцами и двумя концами рынок труда зарезают «ножницы»: работодатели жалуются, что не могут найти специалистов и просто хороших работников, а работники не видят достойные зарплаты. Действительно ли мало денег и нет возможности нормально заплатить? Или тенденции такова, что большинство ориентируются на сложившийся рынок и считают правильным не переплачивать выше сложившегося. Поэтому, 15- 20 тысяч рублей – это распространенная оплата за месяц работы, которая не покрывает и базовых потребностей и отключает мотивацию работать хорошо.
— Анализ показывает, что лучшие выпускники вузов уезжают за зарплатой в другие города. В области остаются, кого не приняли на более высокую, — объясняет тренд профессор Сазонов. — От этого низкая производительность труда, низкая зарплата, нет мотивации выпускать более качественную промышленную продукцию.
И, конечно же, как нас не уверяют, что мы вступили в постидустриальную эпоху и пора развивать и зарабатывать в других отраслях – туризме, образовательных и медицинских услугах и т.п., но потеря городом-миллионником промышленного потенциала уронила и рынок труда.
— Некоторые производства потеряны безвозвратно. До 90-х годов прошлого столетия Тракторный завод работал в три смены, выпускал до 90 тысяч тракторов в год. А цифры посмотрите по тракторам и другим видам промышленного производства. Кстати, раньше это всё можно было посмотреть в данных ЦСУ. Сейчас нет, видимо считают, что лучше их не печатать, — подтверждает доктор экономических наук Сергей Сазонов. — «Каустик» даже каустическую соду не выпускает. Её делают коммерсанты. А своих рабочих они давно уволили. А раз нет производства — нет работы, нет зарплаты и далее потеря кадров и квалификации работников.