Сегодня комиссией по СМИ и информационным технологиям Общественной Палаты Волгоградской области было проведено заседание с обсуждением скандального законопроекта «О создании единого рекламного оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений».
В пояснительной записке к данному законопроекту содержится указание на то, что наиболее уязвимые сектора в информационной сфере — это наружная реклама на цифровых носителях, на транспорте и электронные доски с объявлениями, где физические лица размещают существенный массив информации, который может быть использован недружественными странами в целях нанесения ущерба Российской Федерации и российским юридическим и физическим лицам. В связи с этим предполагается создание единого оператора цифровых рекламных конструкций (далее – единый оператор), имеющего эксклюзивные права на формирование схемы и размещение цифровых рекламных конструкций во всех регионах РФ сроком от 30 лет без проведения торгов и получения разрешений, без обязанности соблюдать ГОСТ о наружной рекламе и ограничений по объектам культурного наследия, с правом ведения предпринимательской деятельности.
Законопроект был внесен депутатом ГД А.Ю. Кирьяновым и 15 июля был принят в первом чтении.
Практически сразу это вызвало резкую реакцию со стороны представителей отрасли, общественных организаций , предпринимательских сообществ и Федеральной Антимонопольной службы. Фактически законопроект, по мнению многих участников обсуждений, ведет к уничтожению 90% рекламной отрасли и при этом, никаким образом не решает заявленных задач национальной безопасности.
На заседании комиссии, в качестве материалов для обсуждения, рассматривались обращения ОПОРЫ России к председателю Государственной Думы Вячеславу Володину, правовой анализ и позиция представителей отрасли Волгоградских агентств и операторов наружной рекламы и выступление представителей ФАС на круглом столе «Монополизация рынка рекламы: за и против», прошедшем 28 июля в Госдуме.
Председатель Волгоградского отделения Андрей Удахин прокомментировал обращение президента «ОПОРЫ РОССИИ» А.С. Калинина к председателю Государственной Думы, пояснив, что большинство предприятий в рекламном секторе, действующих в настоящее время, столкнутся с риском ликвидации. Это может привести к оттоку высококвалифицированных специалистов, в т.ч. IT-специалистов, в зарубежные страны. Также, многие самозанятые, лишатся возможности размещать информацию о своих товарах услугах на привычных интернет-ресурсах.
Крупные сервисы для размещения любых объявлений, сервисы по продаже/аренде автомобилей, недвижимости, по поиску работы, оказания услуг, размещения авторских работ, социальные сети, магазины приложений и пр. — входят в сферу действия законопроекта — прим. редакции.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Волгоградской области Ольга Устинова считает, что законопроект вообще не подлежит рассмотрению:
— Мы готовим обращение к Губернатору Волгоградской области, — сообщила Ольга Владиславовна — для чего сейчас проводим экономический анализ отрасли — от суммы выпадающих доходов в бюджет области до количества рабочих мест, которые регион может потерять.
Член Общественной Палаты России, заслуженый юрист РФ Светлана Казаченок рассказала об обсуждении законопроекта в ОП РФ:
— В нем полностью отсутствует хоть какое-нибудь обоснование передачи частному оператору таких больших полномочий на 30 лет! По сути, законодатель говорит: Отдайте нам всю Россию без всяких ограничений! Что при этом будет с рекламным рынком, с обликом городов, с безопасностью на дорогах? Им хотят отдать такие права, которых у президента нет. Все положения законопроекта содержат в себе грубейшие нарушения действующего законодательства РФ.
Также Светлана Юрьевна сообщила, что в ОП РФ уже поступило несколько отрицательных отзывов, в том числе от заместителя председателя Правительства РФ.
На комиссии присутствовали и представители рекламной отрасли в Волгоградской отрасли: Мария Лосицкая, директор филиала Gallery, Жанна Богачева, компания ДРИМ, Рубен Оганесян, компания Плазма.
По их консолидированной позиции, принятие законопроекта в таком виде сначала убьет всех участников отрасли, а потом единый оператор поднимет цены на услуги, что существенно ухудшит условия для волгоградских рекламодателей — предпринимателей и самозанятых.
Рубен Оганесян:
— в Волгограде в рекламной отрасли работает до 1000 человек. Это тысячи семей, которые в обозримом будущем могут потерять доходы.
Жанна Богачева:
— Мы готовим обращение к Губернатору области, мэрам Волгограда и Волжского, депутатам Государственной Думы от Волгоградской области о последствиях, которые наступят в случае принятия этого закона. Мы уже консультировались с несколькими депутатами и знаем, что партии Справедливая Россия и Новые люди не поддерживают этот законопроект. И наша задача — довести до всех депутатов и руководства Думы, к каким катастрофическим последствиям это может привести.
Председатель комиссии Вячеслав Черепахин отметил, что на прошедшем 29 июля в Москве Федеративном Совете Союза журналистов России, с коллегами из разных регионов России обсуждался законопроект и по словам коллег, он везде вызывает критическую реакцию.
— Познакомившись с правовым и экономическим анализом, применив свой 30-летний опыт работы в рекламной отрасли, я предположу, что это не просто брак и недобросовестность отдельного депутата, внесшего под прикрытием защиты национальных интересов законопроект на рассмотрение, а намеренное действие в пользу одного из участников рынка. Банальный, но вредный для страны лоббизм.
По итогам заседания, члены комиссии проголосовали и приняли два пункта:
- Обозначить отрицательную позицию комиссии по СМИ и информационным технологиям ОП ВО и не рассматривать законопроект.
- Рекомендовать Совету ОП ВО направить отрицательный отзыв на данный законопроект в Государственную Думу РФ и Общественную Палату РФ.