Суббота, 1 октября, 2022

Главные новости

Фестивалим, братец, фестивалим! Складывается впечатление, что жизнь в Волгограде – сплошной праздник

Экономисты говорят, что мы вступили в постидустриальную эпоху, и со временем люди будут все меньше работать, и все больше развлекаться.

Анонсы одного фестиваля в Волгограде сменяются объявлением программы другого. Винный, киношный, арбузный, воздушных змеев, беговой. Чаще всего они проходят в выходные, но теперь вот уже захватывают и будни. Создается впечатление, что волгоградцы совсем мало работают, только и фестивалят.

Экономисты говорят, что мы вступили в постидустриальную эпоху, и со временем люди будут все меньше работать, и все больше развлекаться. Праздник – это не только вид досуга, но и возможность заработать. У тех, кто его организовывает, обслуживает. Любые массовые гулянья обрастают сопутствующей инфраструктурой. Подтягивается стрит-фуд, индустрия развлечений, аренды площадок. В праздник горожане готовы тратить больше, а туристы ехать к нам и оставлять свои деньги.

Планы на туристическую привлекательность строились давно, но теперь жизнь дала им толчок.

 — Почти 10 лет назад при администрации области создали несколько рабочих групп, каждая разрабатывала свои проекты, и мой назывался «52 уикэнда». Смысл в том, чтобы в области каждую неделю происходило что-то интересное. Какое-то событие, ради которого стоит оторваться от дивана и поехать в другой город или район области, — рассказала Анна Степнова, краевед и автор книги «Васаби к шашлыку: история Волгоградской области в 70 рецептах из местных продуктов». — По политическим причинам проект положили в дальний ящик, но теперь жизнь заставила этим заниматься.

Фестивали — это не только способ разнообразить жизнь, как местных, так и приезжих, но и стимул для развития промыслов, заведений, которые предоставляют кров и еду.

— Каждый такой фестиваль от души приветствую, хотя есть и нюансы, — объясняет Анна Степнова. — Нюансы – в способах заработка на фестивалях. Входной билет за хорошие деньги – это приемлемо для раскрученных событий. А для фестиваля в условных Озёрках – пожалуй, нет. Здесь нужно искать варианты. Первый, который напрашивается, – это, конечно, еда. И просто поесть на месте, и увезти с собой в качестве гостинца, сувенира. И тут начинаются сложности.

Известно, что производство гастрономических сувениров регулируется теми же нормами, что и производство продуктов питания. Кустарное производство, конечно, такие нормы не вытягивает.

— Поэтому начинается креатив: мы ничего не продаем, мы просто угощаем тех, кто, например, купил какой-нибудь сувенир из желудей. Но и это уже прогресс, — считает Анна Степнова. — Вторая сложность – это до сих пор не настигшее организаторов понимание, что удивить и порадовать можно только местной едой, местными рецептами. Поэтому, когда я слышу, что на казачьем фестивале будет армейская полевая кухня и каша с тушенкой, я расстраиваюсь: а когда же будут вареники с вишней или с пасленом? Уверена: как только эти две проблемы превратятся в задачи, фестивали станут самоокупаемыми.

Но способен ли миллионный город жить за счёт туристической привлекательности и зарабатывать на туристах и фестивалях?

— Во-первых, туризм, о котором говорится, — это максимум тысячи туристов. А в советские времена ежегодно наш героический город посещали до восьми миллионов туристов, — объясняет доктор экономических наук Сергей Сазонов. — Для этого был построен туристический вокзал, который всегда был забит турпоездами. На рейде речвокзала стояли туристические пароходы. В поездах и пароходах туристы только ночевали. А весь день были в нашем городе на экскурсиях.

Конечно, руками энтузиастов, которые ещё и имеют возможность на своих проектах зарабатывать, держится многое. Но туризм – это все же политика власти, а не бизнеса.

— Когда развита промышленность и все виды производства, то и туризм привлекает, — аргументирует Сергей Сазонов. — В те времена, когда в год Волгоградскую область посещали до восьми миллионов туристов, это занимало чуть более 20 процентов от валовой продукции, производимой на территории области. А остальное – промпроизводство.

Кстати, Волгоград готовится отмечать своё 433-летие. В программе на 9 и 11 сентября – масса мероприятий, которые развлекут жителей города. Научимся ли мы привлекать на День города туристов из разных городов? У других это уже получается неплохо.

Актуально