Пятница, 9 декабря, 2022

Главные новости

Роман Пугач: «К кукле нужно особое отношение, не просто как к инструменту, а как к живому персонажу»

В этом году Волгоградскому областному театру кукол исполняется 80 лет. Правда, официальной даты празднования руководство пока не озвучивает, поскольку она еще не закреплена - вопрос находится в процессе решения. Впрочем, разве это самое главное для театра, который каждым своим представлением дарит детям сказочный праздник?

Главный режиссер и режиссер-постановщик театра — Роман Пугач. Работает он в этой должности с сентября 2016 года. Роман – уроженец Пскова, в Волгоград приехал по приглашению, после окончания Российской Академии Сценических Искусств (бывшая Санкт-Петербургская Академия Театрального Искусства) по специальности «режиссер театра кукол» (так написано в дипломе).

О том, что привело жителя 21 века к работе в жанре с тысячелетней историей, каким он видит будущее этого искусства, о чем мечтает и чем живет в реальности – монолог Романа Пугача.

Театр кукол — призвание или случайность? Наверное, все наши «призвания» есть череда «неслучайных» случайностей. Это по прошествии многих лет пишут историки театра о мастерах, мол, призвание. Сейчас, на данном отрезке жизни,  театр в целом и театр кукол в частности являются для меня очень мощным инструментом понимания себя в мире, осмысления жизни.

Роман Пугач: «К кукле нужно особое отношение, не просто как к инструменту, а как к живому персонажу»

Сегодня театр меняется. Когда-то он вдруг стал исключительно детским, сложился такой расхожий штамп. На самом деле все гораздо сложнее и интереснее. Театр кукол — это отдельный вид искусства, древнейший, у которого просто безграничные возможности для работы с серьезной драматургией. Надеюсь, что скоро закончится бесконечная эра трех поросят, колобков и гусей-лебедей. Нет, к этим сказкам я лично очень хорошо отношусь, они нужны детям и репертуарам, но уже настолько затерты, что надо дать им отпуск. Театр кукол в России сейчас начинает мощно развиваться, это не может не радовать. Это жизнь, эксперимент.

Сделать куклу? Конечно, сумею!  Во время учебы был такой предмет — технология изготовления кукол. Все учебные куклы для этюдов и постановок мы делали сами. Так что, умею и знаю особенности разных систем. Но для того, чтобы заниматься изготовлением кукол профессионально, есть в театральной академии специальность «технолог театра кукол». Выпускники этого факультета являются настоящими мастерами. Хотя, знаете, есть много талантливых самоучек.

Роман Пугач: «К кукле нужно особое отношение, не просто как к инструменту, а как к живому персонажу»

Чувствую ли я себя немного волшебником? Нет, пожалуй. И не хотел бы. Волшебника ждут, чтобы попросить у него чуда, и ничего самому не делать. А я хочу говорить с детьми не «сюсюкая», ведь они все прекрасно понимают – и дружбу, и предательство, и любовь, и разлуку. Все, что чувствует взрослый человек. Не хочу, чтобы посещение театра кукол сводилось к тому, что вот посмотрели, как куколки прыгают, и пошли сладкую вату есть.

Я сам был как-то в театре кукол в очень раннем возрасте, но особо ничего не помню. А хотел бы сделать так, чтобы у детей эти воспоминания были яркими, оставались в сердце.

Часто ли я думаю о работе в свободное время? Да постоянно. И утром, и вечером, и ночью… Этот процесс существует всегда, ты с ним живешь, он уходит на третий, четвертый план, но не выключается никогда. И все фильмы, спектакли, выставки, новые впечатления, встречи, события — они все попадают в этот механизм « думанья о работе». Образы и мысли могут рождаться очень неожиданно.

Роман Пугач: «К кукле нужно особое отношение, не просто как к инструменту, а как к живому персонажу»

Как принял меня коллектив театра? Хорошо, очень душевно, по-семейному, и это очень здорово! Без всяких там интриг и подобной чуши, но приняли с неким снисхождением, что вот, мол, «малыш», мы-то знаем как надо ТЕАТР делать!

Да, я гораздо моложе многих. Но поймите, сложность не в возрастной разнице, а в отношении к жизни, в мышлении. Я не говорю — лучше или хуже, оно разное.  Многим артистам «все понятно» их уже «тыщу лет назад» выучили « как правильно», они в этом уверены на сто процентов, что только так, иначе быть не может. Но сейчас-то мир меняется очень быстро, вещи 10-летней давности кажутся старьем, а что уж говорить про 30 лет, это вообще музей.

Мне проб хочется, риска, чего-то пограничного, острого, живого. Надрыва и нерва, в конце концов. Наверное, звучит пафосно, но так есть. Пока что больше все сходит к тому, «как научили», есть ощущение скорлупы. Но сказать о том, что не прислушиваются, не могу. Еще как. Мне кажется, эксперимента хочется всем нам, но я вот его не боюсь, а люди, в силу прожитых лет знающие о жизни больше меня, его опасаются. Нормальное явление. Самое главное – диалог есть, мы друг друга слышим и слушаем.

Роман Пугач: «К кукле нужно особое отношение, не просто как к инструменту, а как к живому персонажу»

Про зарплату актера – хватает ли им на жизнь? Финансирование театра идет из бюджета. Зарплата у актера около 6000 р. Плюс стаж, надбавки от театра из того, что он зарабатывает. Выходит 10-12 тысяч в месяц. Вы спрашиваете, хватает ли на жизнь? Конечно, хватает, только на какую — вот в чем вопрос. Официально в театре работает 78 человек: актеры, бутафоры, столяры, водители, администраторы, гардеробщица, уборщица, кассир, бухгалтеры, юрист, монтировщики, световики, звуковики. Труппа сейчас полна — 20 человек.

Роман Пугач: «К кукле нужно особое отношение, не просто как к инструменту, а как к живому персонажу»

Знаковые события Волгоградского областного театра кукол. Конечно,  фестиваль «Серебряный осетр»! Это было очень важное событие. Фестивали необходимы для театра, для развития, для жизни, стремлений!

Похожа ли жизнь кукольника на сказку? У нас очень многое похоже на сказку, причем абсурдную. Здание, в котором театр кукол существует уже не один десяток лет, совершенно не подходит для театра, это здание приспособленное. Гримерка на 20 человек — 20 квадратных метров. Это не есть нормально. Репетиционного зала тоже нет. Бутафоры и кукольных дел мастера ютятся в очень маленьком помещении, буквально на головах друг у друга. Условия труда очень влияют на работу людей и настроение.

Если мы говорим про когда-то обещанный нам кинотеатр Родина, то такая махина, может быть, и не нужна, потому что в ее обустройстве и содержании нужно тратить очень много сил. Нужно здание, отвечающее главным требованиям театра. У нас же ситуация «хоть бы, хоть бы, а то вообще никакого не будет».

Роман Пугач: «К кукле нужно особое отношение, не просто как к инструменту, а как к живому персонажу»

Про смену руководства облкомкультуры и культурную жизнь города. Пока что прошло слишком мало времени, чтобы стали ясны какие-то новые повороты. Может, что-то и поменяется, но пока тихо. Я от нового начальства ничего не жду, лучше не ждать, меньше разочарований.

О культурной жизни Волгограда я боюсь говорить…. Это как чувство верующих. У меня мнение сложилось, оно постепенно подкрепляется,  и мне этого достаточно. Город мне пока не стал близок. Мало времени, наверное, прошло еще. Пока морально тяжело, «давят» бесконечные панельки, маршрутки , шиномонтажки, пивные ларьки  и т.д. И люди здесь другие , какие-то «обиженные». Правда, непонятно на что. Послушать – так вроде все круто, «наш любимый, замечательный Волгоград», но потом вдруг «бу-бу-бу», «бу-бу-бу», потом по-новой восхвалять.

Иногда чувствую от всего этого опустошенность. В городе есть своя специфическая атмосфера. Дело, может, еще в том, что сама картинка сильно влияет на сознание. Стал ловить себя на том, что мой заряд мыслей и бодрости постепенно уходит сквозь пальцы и я начинаю брюзжать (внутри), мне не хватает обмена энергиями.

Роман Пугач: «К кукле нужно особое отношение, не просто как к инструменту, а как к живому персонажу»

О приметах, любимых куклах и оживают ли они по ночам? У меня есть свои приметы, но что куклы оживают ночью — это бред, конечно. Куклу оживляет актер. Другой вопрос, что к кукле особое отношение, не просто как к инструменту, а как к живому персонажу, но это уже личные взаимоотношения актера и куклы. У меня нет любимых кукол, они все хороши по-своему.

Вот что уж совсем нехорошая примета – то, что нет своего помещения для хранения кукол и декораций в театре. Храним в отдельном помещении, в речпорту, каждый раз привозим перед спектаклями, потом — обратно. Впрочем, уже говорили, что своего здания нет. Больная тема.

Роман Пугач: «К кукле нужно особое отношение, не просто как к инструменту, а как к живому персонажу»

Творческие планы – есть, конечно. У меня на этот сезон пока что запланированы две постановки: на деньги гранта и новогодний спектакль.

Это так называемое госзадание, а дальше поглядим, будут деньги – будем делать, на одном альтруизме тут не выедешь. Куклы у нас делают в театре. У нас есть столяр и бутафоры, которые занимаются как изготовлением, так и реставрацией. В самом театре даже своего музея кукол нет, хотя это было бы очень здорово. Опять же, для музея нужно помещение, а его «тю-тю». Есть планы по созданию детской студии, где мы учили бы детей делать кукол. Но пока не очень они исполняются, причины все так же — нехватка помещений и денег.

В сентябре театр приглашен на фестиваль  «Чаепитие в Мытищах». Я уже пробовал писать пьесу и даже сделал по ней небольшой спектакль, сыграли пару раз, считаю это нормальной пробой.

Не хочу загадывать на всю жизнь. И «кем-то» себя видеть не хочу. Жизнь меняется, обстоятельства меняются, посмотрим. Это не означает, что я не стремлюсь, наоборот. Только пытаюсь не надумывать лишнего, чтобы  придя к этому, не разочароваться. Ведь ожидания всегда больше, чем реальность.

Беседовала Наталья Андреева

Сайт Волгоградского областного театра кукол: puppetvlg.ru

Актуально