Вторник, 19 марта, 2024

Главные новости

Мудборд в серых тонах

Мария Доброскокина размышляет о проверенных временем канцеляризмах, новых понятиях, а также о необходимости проще, в соответствии с обстоятельствами места и времени, выражать собственные мысли

Приди, приди стейкхолдер на форсаж!
Мы забрейнстормим так, чтобы зазвенели,
Чтобы загудели, загремели даже
Трильоны звёзд в космической купели!
Прими инвайт мой, милый человек!
Им я тебя сердечно призываю,
Покреативить и родить примерно к маю
Стратегию развития на Век.
Войди, стейкхолдер в скромный наш лайн ап,
Пусть медиатор причастит нас тайной
Слияний, поглощений, разлияний,
Он нас возвысит и низринет в хаб

(слова народные)

Говорят, что в Англии до сих пор довольно просто после нескольких минут разговора понять, к какому социальному слою или общественному классу принадлежит ваш собеседник. Помимо географических диалектов там есть и другие — социальные.

Впрочем, это история не уникальная, то же самое существует в большинстве человеческих сообществ. Не исключение и Россия. Правда, был в нашей стране период, когда программа ликбеза и всеобщего образования всех немного уравняла. Но были и издержки — речь стала формальной и канцелярской.

Как писала об этом когда-то Нора Галь, «Много лет в канцелярском стиле читали лекции, так писали учебники и даже буквари. Вскормленные языковой лебедой и мякиной, учителя в свой черёд питают той же сухомяткой чёрствых и мёртвых словес всё новые поколения ни в чём не повинных ребятишек». Если бы знала госпожа Галь, что пройдёт совсем немного времени, и появится враг куда худший, чем канцеляризмы…

Нет, их у нас до сих пор предостаточно. Любой чиновник, что маститый, что начинающий — только покинувший уютное лоно Селигера и молодежного парламента, только встающий на бюрократический путь, как новорожденный жеребенок на свои тонкие слабые ноги — все владеют канцеляритом в совершенстве. Каких прелестей не приносят заседания органов законодательной исполнительной власти.

Чего только стоит чудесное «мы приняли решение о прекращении попыток». Или «подготовка к созданию рабочей группы по подготовке». Есть и непревзойдённые мастера своего дела: «Сегодня проведение вопросов декриминализации сфер жилищно-коммунального хозяйства наиважнейшая задача, которая не только стоит перед муниципальными властями, но и мы занимаемся этим вопросом регулярно и в ежедневном режиме. И я вам скажу: чем больше туда погружаешься, тем больше понимаешь, что ты меньше понимаешь».

Ого? Ого.

За каждой из этих и подобных им фраз стоит мучительная борьба здравого смысла с глаголами, в которой он терпит сокрушительное поражение. Кажется, что совершается какая-то гигантская работа. Столько действий: и подготовка, и решения, и принятие, и формирование.

А на самом деле — слышите? Бжжжж, щелк, бжжжж, щелк, бжжжж, щелк. Это работает принтер. Он печатает 50 экземпляров повестки дня заседания рабочей группы по проработке вопросов формирования стратегии развития улучшения показателей инвестирования в развитие отраслей. А в это время где-то в Карелии испуганно жмутся друг к другу пока еще не отправленные на бумажный комбинат сосны.

Но в последнее время на этой ниве появилось кое-что новенькое. Тяжелая бюрократическая машина иногда, чтобы такой тяжелой не казаться, привлекает специалистов со стороны. Это могут быть местные лояльные эксперты, или клевые ламберсексуалы из крутых московских агентств в клетчатых рубашках и с бородой лопаткой. А иногда — принесенные в жертву на волне кризиса пиарщики частных компаний, которые за мелкий региональный кэш делятся талантами работы в приложении Power Point.

Объединяет их всех одно — новая языковая парадигма, которая неизбежно вместе с ними проникает в нашу жизнь.

Собираться теперь приходится в лофтах, на худой конец для старта можно арендовать пятиметровый уголок в коворкинге. Сидеть можно на ящике из под фруктов, чтобы был крафт, а на стену надо непременно повесить мудборд с картинками из интернета. Если коворкинг находится в цоколе, то мудбордом можно сразу закрыть окно — чтобы не дуло.

Тогда на стене, возможно, еще останется место для дартса с дротиками — и после все, у вас воркспейс круче, чем у Марка Цукерберга. Денег на аренду можно срубить через фандрайзинг и быстренько замутить несколько стартапов с последующим выходом на космическую прибыль. Стартапы неважно какие, конечно лучше б чтобы в диджитал, но для начала сойдёт ларек с шаурмой — этот кейс надежнее.

Можно еще авторский шоурум с кедами с въетнамского рынка. Главное, чтобы была клевая фича на свитшотах и футболки одинаковые с надписью курсивным шрифтом. Прокачиваем вэлосити, а там и первый майлстоун недалеко, и можно будет расширить воркспейс (открыть второй ларек с шаурмой).

Перед этим, конечно, лучше собрать фокус-группу и замутить рисёч (потому что надо понимать, где лучше встанет вторая точка — у ЖД вокзала или у авто).

Я, конечно, сейчас утрирую. Намеренно. И не так, чтобы сильно. Дело в том, что в последнее время участились встречи чугунной бюрократической наковальни с пышным креативным облаком. В результате получается тот еще кентавр. Вот недавно опять взялись за разработку стратегии развития Волгограда.

Для этого не ограничились простой рабочей группой, а провели модную форсайт-сессию с панельными дискуссиями и кофе-брейком. И мудборд был, куда без него. Время от времени, правда, к креативщикам приставали неандертальцы со Шпалопропитки с тяжёлой дубиной и хмурым лицом. Просили объяснить, что нарисовано на мудборде и почему такие цены за горячую воду.

Но бог не выдал, дедлайн не съел — отбились. Сказали, что не их ума вопросы, люди делом заняты, улучшают жизнь общества и мешать не надо. Неандертальцы плюнули в мудборд и ушли, сердито бубня.

Проблема этих суржиков, что канцелярского, что креативного — в том, что за обилием слов теряется смысл. Точнее, становится почти невозможно заметить, что смысла вовсе нет. Потому что если сказать «как выяснилось в ходе мероприятия, приглашенные эксперты имеют отдаленное представление о стратегическом планировании», то звучит неплохо.

Вроде как еще пару неделек профильные книжки почитать, и пробел восполнен. А если сказать — «те, кого нам удалось найти, хорошие спецы в своей сфере, но про стратегическое планирование ничего не знают» — получается уже совсем иначе. Получается, что после кофе-брейка на панельную дискуссию можно уже не возвращаться. А вернуться-то хочется. Уж больно ламповый сейшен.

Наверное, нам надо стать проще. Точнее, начать проще выражать свои мысли. Потому что форсайт-сессия сама по себе дело — хорошее. Но форсайт-сессия в миллионном городе, где два месяца назад навсегда остановились эскалаторы на подземных станциях, это как-то немного сюрреалистично. Если, конечно, мозговой штурм не был посвящен запуску этих эскалаторов.

И надо перестать уже «готовиться к проведению работ по подготовке». Надо либо НАЧАТЬ, либо ПРЕКРАТИТЬ, либо СДЕЛАТЬ, либо НЕ ДЕЛАТЬ. Иначе так и будем сидеть в этим чистилище и смотреть на мудборд в серых тонах.

Фото из открытых источников.

Подписывайтесь на нас в Телеграме

Все заметные события в Волгограде, стране и мире!

Актуально