Прижаться к России

Новость о предупреждении, которое волгоградское УФАС вынесло волгоградской же администрации по поводу лихими темпами претворяющейся в жизнь транспортной реформы, спровоцировала новый виток вялотекущей дискуссии на тему «надо или не надо». Как всегда, схлестнулись сторонники автобусов и любители маршруток, начав друг другу доказывать недоказуемое. Что и неудивительно, поскольку любители маршруток ездят на маршрутках, а любители автобусов... на машинах

Нет, серьёзно. Так почему-то вышло, что большая часть сторонников реформы — это сотрудники администрации и аффилированных с ней структур, избавленные от тягостной нужды ежедневно выходить на остановку и лицезреть Русь.

Которая, притопывая на морозе или потея на жаре, сперва ждет заветный номер, а потом, порыгивая чесночком и понедельничным перегаром (или дыша духами и туманами — для дам, тут опционально) компактно пакуется в адские колесницы и готовится ближайшие полчаса (Волгоград — город больших расстояний) провести в тесной, хотя и вынужденной, солидарности.

И, замечу, совершенно неважно, внутри какого сосуда зла происходит дело — автобуса или маршрутки. Будь Иероним Босх жив, транспорт в час пик стал бы вдохновением для новых полотен, куда более масштабных, чем «Сад земных наслаждений» — тут без вариантов. Мне даже не хочется сейчас выступать адвокатом тех или других, мне все равно, потому что суть вопроса не в этом.

Суть в том, что когда знакомый в красках описывает мне, как он сорок минут в воскресенье вечером ожидал треклятый автобус, или как всем пассажирам Газели на остановке пришлось выйти через задние двери, потому что боковушка сломалась — мне нечем крыть и нет повода ему не верить. Он ездит каждый день.

Когда же глянцевый молодой человек из госучреждения рассказывает мне про то, что маршруток «не должно быть так много», то я просто спрашиваю его — а ты сам на них ездишь?. Ответом мне служит пронзительная тишина. Да не ездит он. Я б сама не ездила, если б у меня была служебная машина, чего греха таить.

Его реплика — это не выстраданный опыт. Не полученный эмпирически. Это абстрактные ленивые рассуждения успешного функционера, который смотрит на мир сквозь стекло казенного авто.

У нас на телике и в газетах есть такой популярный жанр, как «хождение в народ». «Слепой» Греф приходит в Сбербанк, а волгоградские депутаты спускаются на станцию подземного трамвая, чтобы воспользоваться картой «Волна». Видео и фото моментально транслируются по всем информационным каналам.

И если по поводу Грефа восторженный тон официальных СМИ еще хоть иногда перекрывается хлесткими ответами из интернет-колонок, то в случае с волгоградскими слугами народа мимимиметр как зашкаливает в первые секунды, так и ломается потом навеки.

Газеты и телеканалы подают сюжет про это в радостной тональности «утибоземой». Так родители умиляются, когда их чадо впервые самостоятельно кладет ложку пюре в рот, не уделав при этом деда, бабку и кота. Еще бы, «как большой!».

Так же и тут: «вы только посмотрите, депутат в трамвае — совсем как человек!». Для депутата тоже опыт абсолютно захватывающий — по его лицу видно, что этот трип стоит в списке экзотических развлечений, наряду с потрогать слона в Таиланде и покататься на верблюде в Египте.

С тем лишь различием, что поездки в Таиланд и Египет он, скорее всего, повторит еще раз.

Я, наверное, выскажу крамольную мысль. По моему мнению, эта картина не должна вообще быть поводом для отдельного эпоса. Более того, рискну предположить, что люди, имеющие отношение к реформе общественного транспорта, должны сами этим транспортом пользоваться.

Это ведь так просто и логично — ну как еще ты сможешь постичь суть проблемы, как не на своей шкуре? Едва ли, привыкнув шагать из теплого гнёздышка прямо в уютный салон авто, ты сможешь в полной мере оценить, почему 15 минут на двадцатиградусном морозе человек квалифицирует как «очень долго».

Мне сейчас могут возразить — мол, это важные люди, у них очень много дел. А разве у работающей матери двоих детей (старшего надо проводить в школу, младшего — закинуть в садик, а потом встретить обоих) хлопот меньше?

Понятно, что это вещи разного порядка. Тем не менее и тот, и другая нуждаются в адекватной транспортной системе, чтобы перемещаться по городу. Кроме того, и это крамольная мысль номер два, если бы наши чиновники и депутаты работали с той же интенсивностью, с какой вкалывает эта мать двоих детей, то на Марсе уже б яблони цвели. И сорт их был бы «Антоновка».

Так за чем же дело встало? Вот она — родимая остановка, плюс полчаса к дороге на работу погоды не сделают. В крайнем случае — можно сэкономить время на обеде или задержаться вечером, это многие практикуют. Зато какая возможность обнять Россию, прижаться к ней, потереться, с головой окунуться.

И главное — насколько более убедительными будут заверения в необходимости реформы транспорта. А там стоит только начать. Заодно с интервалами движения можно будет оценить и качество городских дорог, когда маршрутка (ну или бог с ним — автобус) попадает колесом в яму и остаётся только дивиться, каким сильным Творец создал наше тело и как на совесть прикреплены к нему изнутри почки.

В хорошем авто этого не прочувствуешь, еще отцами сказано — в защите ощущения не те.

Главное здесь — не скатиться в пошлость. Пошлость, это не шутка про защиту, пошлость — это когда одни требуют защекотать чиновников и депутатов насмерть вилами, а те в свою очередь начинают осторожно чванствовать в стиле «а кто вам мешает машину купить» и прочее «сперва добейся — потом критикуй».

Получить должность, зарплату и автомобиль не должно быть самоцелью, как не должно быть ею и раскулачивание. Целью в данном случае становится рациональный подход. А потому не стоит вменять поездки в общественном транспорте всем народным витиям как почетную обязанность. Но определённо стоит ввести такую практику для тех, кто курирует реформу транспорта и связанные с ним вопросы в думе или администрации.

И это станет лучшим стимулом для создания по-настоящему комфортной транспортной среды, для себя любимых в первую очередь. Только это не должна быть разовая акция в пустынный полдень. Нет, это должны быть систематические поездки утром НА, а вечером С, через все знаковые пробки города.

О сколько им открытий чудных готовит этот дивный тур. Тут и подвижной, так сказать, состав, и состояние дорог, и проблема парковок, и культура вождения. В пробке можно проверять электронную почту, совершать деловые звонки, просматривать отчеты подчиненных и ленты новостей.

Можно долбануть пару селфяшек в Фэйсбук и еще там с народом пообщаться. Можно послушать, что говорят собратья, свисающие гроздьями с поручней вокруг. Отпадет необходимость содержания общественных приёмных, потому что приёмная — вот она, на расстоянии вытянутой руки.

Хотя нет, если удастся вытянуть руку — то это уже большая удача, так не всегда везет. Тут скорее подходит «из уст — в уста, от сердца — к сердцу».

Так что дерзайте. Сегодня как раз понедельник — лучшее время для начала новой жизни. А если не получится сегодня, то помните — понедельник повторяется каждые семь дней. Это намного чаще, чем выборы.

Мария Доброскокина

Фото: favim.ru

Написать комментарий

Комментарии (2)

Нажимая ссылку Отправить Вы подтверждаете своё согласие с Правилами форума